В России начинаются продажи легкого электрогрузовика EVM PRO, который ориентирован на внутригородскую логистику, экологичен и выгоден в эксплуатации. «Автопанорама» протестировала «зеленого», который является «родным братом» классического трудяги УАЗ «Профи»

Крупные литеры на решетке радиатора EVM PRO ассоциируются одновременно с советскими вычислительными машинами ЭВМ и монументальными росчерками названий брендов на «грилях» пузатых американских внедорожников. При этом автомобиль, выпускающийся с апреля на заводе в ОЭЗ «Технополис Москва» компанией «Электромобили Мануфэкчуринг рус», еще и чистюля — в том смысле, что оснащен «зеленым» приводом. Собственно, главным образом агрегатная связка и отличает нашего испытуемого от «донора» — заднеприводного УАЗ «Профи» с однорядной кабиной, получившего после очередной модернизации двускатную заднюю ошиновку, удлиненную раму и усиленную подвеску.

Синий воротничок

По российским дорогам сегодня ездят пока лишь два десятка EVM PRO. Но поставки машин московской сборки клиентам набирают обороты. «До конца года мы планируем реализовать еще 60 машин, план продаж на 2024 год — не менее 800 EVM Pro. А с начала следующего года наш завод в «Технополисе» выйдет на плановую мощность 1000 машин в год», — сообщил «Автопанораме» генеральный директор «Электромобили Мануфэкчуринг рус» Илья Рашкин.

Пресс-служба правительства Москвы упоминает в числе потенциальных заказчиков «Почту России», РЖД, «Газпромнефть», «Леруа Мерлен», «Мосэнерго», Ozon, Wildberries и другие маркетплейсы. А представитель завода рассказал нам, что ставка делается также и на «айтишников», фермеров, представителей малого бизнеса, для которых EVM PRO станет транспортом последней мили, на котором товары доставляются по последнему плечу логистического звена.

С учетом такого позиционирования в EVM PRO подобрана силовая линия. На место 116 сильного китайского агрегата, установленного в тестовой машине, уже в следующем году придет электромотор собственной разработки с сопоставимыми выходными характеристиками. Ячейки аккумуляторов продолжат закупать в Китае, из них на московском предприятии собирают батарею емкостью 90 кВт·ч. Полная масса автомобиля составляет 3500 кг, а значит, въезд внутрь МКАД — без ограничений, а к управлению допущены водители с правами категории B. Полезная нагрузка с учетом использования 650 килограммовой тяговой батареи составляет 1 т, а по факту, секретничают представители марки, и того больше.

Жаль только, что скоростной потолок ограничен 80 км/ч ради экономии заряда. Как ни крути, управлять тихоходным грузовичком где-нибудь на МКАД и даже на ТТК — не с руки. Впрочем, перепрограммировать установку на «максималку» 120 км/ч дело пары минут, если поступит соответствующий запрос заказчика, говорят в компании.

Что касается надстройки, то, как и в случае с УАЗ «Профи», могут использоваться промтоварный, изотермический или еврофургон (с боковой загрузкой). Тестовый автомобиль явил себя с «промтоварником» уазовского производства — по сути, базовым вариантом «будки», где пол и внутренние стенки обшиты ударопрочной фанерой, но нет крепежных колец в полу. На поперечинах бортовой обшивки можно закрепить фирменное переносное зарядное устройство (380 В, 63 А). С его помощью заряд батареи восполнится с 0 до 100 % примерно за 3 ч. Или, как вариант, можно заправляться на муниципальных зарядных станциях.

Габариты надстройки, кстати, не отличаются от версии, используемой для УАЗ «Профи» (4215х2165х1970 мм), однако ее пришлось приподнять над литий-железо-фосфатной батареей на 80 мм путем наваривания на раму проставок. Соответственно, на столько же увеличилась погрузочная высота. В результате такого «лифтинга» стало даже удобнее загружать и разгружать грузовик у пандуса.

Под капотом и в кабине

Электродвигатель EVM PRO размещен под капотом там же, где у УАЗ «Профи» монтируется ДВС. Тяга передается на колеса задней оси по карданному валу через одноступенчатую трансмиссию (предусмотрены режимы Drive, Neutral и Reverse). В подкапотном пространстве смонтирован предпусковой подогреватель Binar оте­чественного производства. Этот аналог Webasto и Еberspacher питается соляркой, которая заливается в бак на 55 л. А потому в морозы не задубеют ни люди в кабине, ни батарейный блок. Ну а чтобы не запариться в жару, как и у ульяновского «родственника», предусмотрен кондиционер.

Обустройство однорядной кабины почти не отличается от такового у УАЗ «Профи». Главные новшества — уазовский руль с эмблемой EVM в ступице, оригинальная приборка (к сожалению, бликующая на солнце) и кнопочный блок селектора под консолью, который пришел на смену уазовскому рычагу механики.

Эргономика в водительской зоне приемлема, но не оптимальна. Руль регулируется по углу наклона и вылету. Обзор вперед неплох, однако водительское кресло нельзя настроить по высоте. Зато после удаления рычага механической коробки стало вольготнее сидеть центральному пассажиру. Что же по-настоящему не понравилось, так это дефицит ниш для мелочевки. К примеру, долго ломал голову, куда пристроить рюкзак, пока не догадался запихнуть его под подушку правого пассажирского кресла, где штатно содержатся огнетушитель и инструмент. А на небольшую потолочную нишу влезут разве что папка с документацией, перчатки, очки и прочие не громоздкие вещи — такое вот наследство от «Профи».

Работа в тишине

С поворотом ключа в замке зажигания оживает лаконичная и компактная виртуальная приборка — к слову, собственная разработка EVM. Она имеет в том числе и телематический функционал, позволяя руководителям автопарка удаленно отслеживать режим и маршрут движения.

При нажатии на педаль газа поначалу ничего не происходит. Мне даже кажется, что машина не завелась. Но оказывается, у педали просто большой ход и нажимать ее нужно от души. Ускорение для машины с такой массой и габаритами получается вполне убедительным, и сопровождается оно характерным свистом, как у троллейбусов и электробусов.

Плавность хода неидеальна — на неровностях грузовичок с пустым кузовом, что называется, «козлит» и жестковато отрабатывает неровности. Хотя с загрузкой проблема уходит. Задние рессоры здесь, кстати, трехлистовые. Причем по умолчанию работают только два листа ради ездового комфорта, а третий подключается, когда кузов загружен.

Машина при этом хорошо слушается руля — доводка рамы под батарею и изменение развесовки как минимум не ухудшили дорожных повадок. EVM PRO уверенно держит скоростную прямую и не сопротивляется заходу в поворот. Ну а оборотная сторона програм­мно ограниченной «максималки» — достойный запас хода, 300 км. Хотя это паспортные данные, реальный пробег близок к заявленным цифрам, особенно если ехать не спеша и задействовать штатную систему рекуперации.

Автопроизводитель обещает более 3000 зарядных циклов, соотносимых с 750 тыс. км пробега. Что касается стоимости подзарядки, она заметно отличается в зависимости от формата восполнения заряда. Если на муниципальных зарядных станциях за 1 кВт придется выложить 18 рублей, то где-нибудь в автопарке при промышленном зарядном нормо-часе «заправка» обойдется всего в 8 рублей за 1 кВт. Иными словами, если заряжать почти полностью высаженную батарею (то есть восполнять емкость примерно 80 кВт), получим траты на уровне 1440 и 640 рублей соответственно.

Добавим, что цена EVM PRO составляет 4?800?000 рублей, включая устройство быстрой зарядки, которым можно воспользоваться в любом месте, где есть напряжение 380 В. Заводская уазовская гарантия распространяется на шасси и кабину (2 года или 150 тыс. км). Гарантия же на всю электрическую начинку от «Технополиса» составляет 5 лет.

Приятно и то, что посещать дилерский центр для планового ТО придется лишь раз в 30 тыс. км для замены охлаждающей жидкости и смазки элементов ходовой части. Можно рассчитывать на бесплатную парковку и проезд по платным магистралям, а также на льготы при уплате транспортного налога. Наконец, при покупке в кредит или лизинг субсидирование от государства составит 950 тыс. рублей, что опускает цену «электрика» ниже психологически непростого барьера 4 млн рублей.

                    

Технические характеристики EVM Pro

Габариты, мм

7015х2165х2940

Габариты фургона, мм

4215х2165х1970

Колесная база, мм

4180

Полная масса, кг

3500

Полезная нагрузка, кг

1000

Тип двигателя

электрический, синхронный

Макс. мощность, л.с./об/мин

116

Макс. момент, Hм/об/мин

300 

Привод

задний 

Трансмиссия

автоматическая одноступенчатая

Макс. скорость, км/ч

80

Запас хода, км

300

Вам понравился этот тест-драйв?

Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

3 0 8 1