Редкий случай – в двух сотнях километров от Москвы встретить на заправочной станции старого знакомого. Бывший мой сослуживец направляется с компанией на озеро Селигер на двух машинах: SsangYong Kyron и Skoda Yeti. Я еду на новом китайском кроссовере Changan CS35 примерно на то же расстояние, только немного в другую сторону. Услышав про «китайца», мой знакомый сказал: «Ну, дай Бог, доедет…»
Помимо всем известного вопроса о направлении движения Руси-тройки, Николай Васильевич Гоголь задал и другой: а доедет ли это колесо до Казани? Так рассуждали мужики, глядя на бричку странствующего коммерсанта Чичикова. Приятное напутствие дал мне экс-коллега, нечего сказать. Хоть обратно поворачивай. Но предыдущие 200 километров я, надо отметить, просто-таки пролетел, и не без удовольствия. Правда, начинался маршрут не так радостно.
Несколько месяцев назад я познакомился c Changan CS35 на российской презентации модели. Тогда организаторы предоставили журналистам возможность поучаствовать в небольшом тест-драйве автомобиля: проехать «змейку», ряд неровностей, даже «качели». Автомобиль понравился по многим «показателям»: симпатичный кузов, сравнительно удобная посадка за рулем, интересный дизайн интерьера, удобно расположенные органы управления, задорный мотор. Китайское происхождение выдавала лишь не особо тщательная сборка да отголоски традиционного «поднебесного» запаха. Я не силен в химии, поэтому не могу точно сказать, что именно так пахнет: фенол, бензол или еще какой-нибудь дифениламин (но точно могу сказать, что это не тетрагидрофуран). И в чем это соединение присутствует в большем количестве – в пластике ли панели или в искусственной коже, которой обиты сиденья?
Удивительно, но в полученном на длительный тест автомобиле запах китайской автомобильной «кухни» чувствовался гораздо сильнее, чем в тех, которые были представлены на презентации. Хотя прошел не один месяц и на одометре сменилась не одна тысяча километров. Особенно сильно автомобиль «пахнет» в жару, а также при работающей «печке».
Надо сказать, что интенсивная эксплуатация никак не сказалась на состоянии салона автомобиля. Пластик внутренней отделки, хоть и жесткий, не поцарапался и не заскрипел на неровностях. После мойки кроссовер и вовсе выглядел как новенький, мы с менеджером автосалона долго искали повреждения лакокрасочного покрытия кузова – и нашли лишь пару микроскопических сколов да потертостей. Единственная заметная вмятина обнаружилась на верхнем торце двери багажника. Кто и как сумел там ее оставить, неведомо.
А между тем у журналистов, тестирующих автомобили, щадить их не принято. Нужно же проверить, какова модель в реальных условиях эксплуатации, причем, проверить в короткие сроки. То же самое предстоит и мне, поэтому вопрос о том, доедет ли сие «колесо» до Казани для меня не стоит. Хотя, по странному совпадению, я наметил для тест-драйва маршрут, примерно равный по длине расстоянию от Москвы до столицы Татарстана.
Первые километры – традиционно «пробочные». Есть время освоиться в салоне, «присидеться». Устроился за рулем без проблем, сиденье высокое, даже в нижнем его положении (оно имеет регулировку по высоте) не оказываешься «на полу». Правда, при этом посадка такая же, как в стандартном седане – обычно в кроссоверах сидишь повыше. Не беда, зато приборы лучше видны. Если поднять кресло, шкалы указателей температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива окажутся скрытыми за ободом руля. Поднять баранку выше невозможно, а регулировки по вылету она не имеет.
Оцифровка приборов мелковата, но постепенно к этому привыкаешь. Яркость зеленовато-голубой подсветки можно увеличивать и уменьшать, хотя и в незначительных пределах. Дисплей бортового компьютера днем светится слабо, ночью же к его читаемости претензий нет. По нему можно отслеживать мгновенный и средний расход топлива, запас пробега до заправки, а также температуру снаружи автомобиля. Стрелки тахометра и спидометра на старте по-спортивному смотрят вниз – прямо как на Audi. А спидометр многообещающе размечен до 220 километров в час.
Рулевое колесо в самой дорогой версии Changan CS35 обшито кожей, причем, прострочка – красная, как и у кожзама кресел. На руле – кнопки управления аудиосистемой и… круиз-контролем! Да-да, здесь есть такая функция. Дисплей «музыки» прост до примитивности. Названия треков при воспроизведении с USB-носителя не отображаются – только номера. Кажется, у какой-то версии кроссовера я видел мультимедиасистему побогаче… Позже проверил – нет, ошибся. Это у седана Changan Eado такая система с пятидюймовым дисплеем, а салон чем-то похож на салон CS35.
Вообще, если бы не запах, интерьер мог бы сойти и за европейский. Хотя некоторая грубоватость присутствует. Зазоры между деталями примерно одинаковы, но великоваты. Бардачок на верхней части торпедо производит удручающее впечатление. Лучше бы его не делали вовсе. Под сиденьем переднего пассажира есть выдвижной лоток, но выдвинуть его непросто. Зато неожиданным и интересным решением показались небольшие лотки с наружных сторон передних кресел. Обычно в автомобилях это традиционные места для сбора всякого мусора и пыли. Здесь же не только можно поместить какую-либо мелочь, но и от мусора очистить эти лотки легче, чем ворсовую обивку пола.
Заднее сиденье также имеет высоко расположенную подушку – сидишь в буквальном смысле как на стуле. Усевшись «сам за собой», я не достал коленями до спинки водительского кресла, а головой – до потолка (при росте немногим более 180 см). При этом поразился «простору» под передним сиденьем, даже установленным в нижнее положение. Сюда не только ноги поместятся, можно разместить здесь еще и что-нибудь полезное из вещей.
337-литровый багажник не шокирует полезным объемом, но есть кроссоверы, у которых он еще меньше. Вдобавок под фальшполом скрыто вместительное «подполье» (правда, дорожный набор в фирменной сумке сюда не поместился), и лишь под ним расположена запаска-«докатка». Интересно, что типоразмер ее шины – 206/60R16, такой же, как у колес модели Changan CS35 в более дешевых комплектациях, но наклейка на диске допускает только временное использование колеса. Части спинки заднего дивана можно сложить, максимальный объем багажного отделения – более 1200 л.
Подвеска – спереди «МакФерсон», сзади скручиваемая балка. Жесткая ли она? Да, на крупных неровностях пассажиры заднего дивана порой издают дружное «ой», но жесткой я бы ее все же не назвал. Если на ультракоротких «волнах» она «дробит», то на средних и длинных плавно приподнимает и опускает кузов, при этом не допуская раскачки.
Еще дорогая версия китайского кроссовера может похвастаться люком в крыше. Хотя, наверное, в эпоху тотального кондиционирования воздуха эта «примочка» утратила свою привлекательность. Вдобавок, как позже выяснится, на высокой скорости при открытом люке салон автомобиля наполняется чудовищным шумом – с тем же успехом, наверное, можно было бы открыть иллюминатор реактивного лайнера во время его разгона для взлета, если бы, конечно, такая «опция» была предусмотрена.
С первым же нажатием педали «газа» понимаю – этот «китайский парень» способен на многое. Под его капотом всего лишь 113-сильный двигатель? Не верю! Кажется, что он «отдает» не менее 150 «лошадок», причем, с самых «низов». На самом деле мотор этот любит высокие обороты, при опережениях и обгонах их нужно поддерживать на уровне 3500-4000 об/мин. Правда, по паспортным данным максимум крутящего момента (152 Нм) приходится на 4000-5000 об/мин, но по личным ощущениям он немного ниже.
В любом случае вы получите больше динамики, чем ожидаете. Для городского трафика ее хватит за глаза. До скорости 80 км/ч автомобиль с «автоматом» разгоняется примерно за 10 секунд (еще пять – и достигнет «сотни»). Многовато? На деле много не покажется. Китайский кроссовер – один из тех автомобилей, от которых ждешь меньшего, чем получаешь. Посмотрите: остекление кузова щедрое, а зеркала маловаты – но ориентироваться по ним, оказывается, совсем не сложно.
Минимальный радиус разворота, к сожалению, в технических характеристиках не приводится, но думаю, что он сопоставим с соответствующим показателем у кроссоверов похожего размера, т. е. составляет около 5 м. Во всяком случае, маневрирование и развороты на заставленных автомобилями придомовых территориях у меня затруднений не вызывали. Changan CS35 имеет очень маленький задний свес (и благодаря этому – большой угол съезда). При парковках он отлично вписывается в узкие места.
В этом водителю помогает и парктроник. Правда, следует помнить, что он не имеет никакой другой индикации, кроме звуковой, а датчиков всего три, и крайние расположены не по углам бампера, а сдвинуты к середине. Следовательно, на углы нужно обращать особое внимание. Такое же – и на высокие бордюры, поскольку клиренс автомобиля может оказаться несколько ниже заявленного. Почему? Об этом мы расскажем чуть позже.
Но вместе с динамикой и шума получаешь немало! Агрегат под капотом изрядно «голосит», и особенно это ощущается при разгонах. На крейсерских же скоростях в салоне сравнительно тихо. Удивительно, но автомобиль создает звуковой фон как бы сам для себя, а от других уличных звуков пассажиры изолированы неплохо.
Свою лепту в «акустику» Changan CS35 вносят и шоссейные шины марки Atlanta. Похоже, они считают каждый участок мало-мальски шершавого покрытия личным оскорблением и громко заявляют об этом. На идеально гладком асфальте их возмущение пропадает, но такое качество дорожного покрытия у нас встретишь не часто. Многие другие модели шин гудят на неровностях значительно меньше. Возможно, свою «ноту» в шум от шин вносит их низкий профиль: размерность покрышек у люксовой версии «Чангана» 215/50R17.
Более дешевые кроссоверы данной модели комплектуются механическими пятиступенчатыми коробками передач, в нашем же распоряжении Changan CS35 с четырехдиапазонным «автоматом». Эта трансмиссия не входит ни в малейший диссонанс с двигателем. Передачи переключаются своевременно, согласно ритму движения, при этом плавно и четко. При резком ускорении, когда коробка переключается на ступень вниз, мотор резко взревывает, причем, не на самой приятной ноте. Но со временем к этому привыкаешь и на подобные «возгласы» перестаешь обращать внимание.
Коробка предоставляет водителю возможность выбирать передачи и вручную. На деле в этом практически нет необходимости, агрегат и сам вовремя меняет «ступени». Но если вам встретится дорога с частыми подъемами, спусками и поворотами, на ней приятно будет «зажечь», ограничив переключение вверх третьей передачей.
Вообще на «Чангане» приятно двигаться быстро, напористо. Думаю, владельцы многих других автомобилей, встретившихся мне в пути, были немало удивлены, наблюдая «прыть» симпатичного красного автомобильчика с незнакомой эмблемой как на мощной фальшрадиаторной решетке, так и на широких задних стойках кузова. Этому кроссоверу легко даются обгоны (особенно с хода), он с комфортом несет пассажиров по автомагистрали на скоростях до 120-130 км/ч. Более высокий темп не рекомендуется не только правилами: курсовая устойчивость падает, аэродинамический шум нарастает. Несколько повышается и расход топлива: в крейсерском режиме мне удавалось удерживать его на уровне 6,9 л на 100 км (бензин А-92), в «ускоренном» он возрастал до 7,3 л. Средний расход (город плюс трасса) составляет около 8,3-8,6 л, городской «пробочный» - немногим более 10 л на «сотню».
Думаю, используй я систему круиз-контроля не только для экспериментов, но и на протяжении длинных перегонов, трассовый расход топлива удалось бы снизить еще больше. Но дело в том, что наши трассы не слишком приспособлены для «круизов», долгое время поддерживать одну и ту же скорость не удается: то упираешься в «тихохода», то вырываешься на обгон… Но если при включенной системе посмотреть на дисплей бортового компьютера, то можно обнаружить, что при скорости около 100 км/ч мгновенный расход топлива держится на уровне 5-6 л на «сотню».
Способствует динамичному движению и шасси. Подвеска (спереди «МакФерсон», сзади скручиваемая балка), издающая странную «барабанную дробь» на малых скоростях (рассмотрев автомобиль снизу, я не обнаружил признаков износа деталей), после разгона словно «собирается». Жесткая ли она? Да, на крупных неровностях (например, при преодолении «лежачих полицейских») пассажиры заднего дивана порой издают дружное «ой», но жесткой эту подвеску я бы все же не назвал. Если на ультракоротких «волнах» она «дробит», то на средних и длинных плавно приподнимает и опускает кузов, при этом не допуская раскачки. Крены в поворотах, скорее, легковые, чем кроссоверные, и управлять автомобилем на извилистых дорожках было бы даже приятно…
…если бы не абсолютно «пустой» руль! В руководстве по эксплуатации «Чангана» я наткнулся на такой любопытный пункт: если отключить аккумулятор более чем на две минуты, электроусилитель рулевого управления потеряет способность возвращать руль после поворота в положение «прямо» (усилие на руле при этом не возрастет). Эта ситуация легко устраняется, надо лишь проехать по прямой около 500 м со скоростью 50 км/ч. Мне довелось проезжать в таком режиме и пять километров, и более, но руль информативнее не стал. Вдобавок он здесь еще и «длиннее», чем у собратьев по классу: целых три оборота от упора до упора, что нынче редкость. В общем, рулевое управление модели CS35 я бы оценил максимум на «троечку».
Мелкие неровности дорожного покрытия не слишком «нравятся» автомобилю: на разбитых сельских дорогах шины начинают изрядно гудеть, а подвеска – «дробить». Но более крупные «огрехи» полотна «Чанган» пролетает на ура. Ни пробоев подвески, ни смещения с курса, ни даже бряцания элементов внутренней отделки не наблюдалось. Можно было уверенно «валить» на хорошей скорости. Страшновато было только за шины с низким профилем: не посадить бы «грыжу». С другой стороны, будь профиль повыше, управляемость была бы уже не та. Что же до комфорта, вернее, дискомфорта, низкопрофильные шины на дорогой версии его не увеличивали.
Приятно было нестись на «Чангане» и по грунтовым дорожкам. Он охотно «проглатывал» даже столь неприятные для большинства автомобилей следы гусеничного трактора. На таких участках я опробовал систему ABS, которая отлично сработала на коварных «стиральных досках»: автомобиль при торможении не менял курса, замедляясь ровно и предсказуемо. Вообще тормоза кроссовера оставили приятное впечатление: не слишком резкие, но и не «ватные». Тормозные механизмы – дисковые на всех колесах.
В глубоких песчаных колеях переднеприводный автомобиль начинал рыскать и срываться в сносы, впрочем, легко парируемые добавлением «газа». Системы стабилизации у него нет, значок EPS, появляющийся на панели приборов при включении зажигания, не следует путать с ESP, это всего лишь Electric Power Steering (электроусилитель руля).
Коварство песчаных «дюн» для «Чангана» заключается в другом. Попытка преодолеть бруствер на краю дороги потерпела фиаско: автомобиль прочно сел на днище. Пришлось идти в деревню – нет, не за трактором, всего лишь за лопатой. Мораль – в тестовые поездки следует обязательно брать шанцевый инструмент, не лишней будет и ручная лебедка с запасом троса, благо стоит не дорого. Ведь как на кроссовере не съехать с дороги? Ну вот, съехали, увы, недалеко…
Позже, установив автомобиль на смотровую канаву, я понял причину не слишком высокой его проходимости. Дело в том, что моторный отсек снизу был надежнейшим образом защищен мощным стальным листом, который уменьшил штатный дорожный просвет в 180 мм до совершенно легковых 140 мм! Вот такую негативную роль сыграла «защита». Хотя установщики предусмотрели возможность заменить моторное масло и фильтр, не снимая ее. Это плюс – какая-никакая, а экономия.
И еще оказалось, что после преодоления «барханов» между защитным листом и агрегатами скопилось немало песка. Хорошо, что всего лишь песка! Если бы это была вязкая глина, она могла бы прочно застрять в узком пространстве и ухудшить охлаждение двигателя. Песок, даже влажный, постепенно подсохнет и высыплется.
Конечно, симпатичный переднеприводный китайский кроссовер совсем не приспособлен для полевых условий. Планируя выезды на природу с его участием, придется тщательно продумывать маршруты, избегая грязи, глубокого песка, крупных неровностей. Повреждения агрегатов можно не опасаться, они отлично «прикрыты», а вот риск прочно сесть на днище существует, и немалый. Может и лопата не помочь (если грунт окажется твердым). Вот тогда-то и почувствуешь себя настоящим «джипером», отправляясь в поход за трактором.
Итак, наше тестовое «колесо» доехало до Казани и даже дальше: тестовый маршрут незаметно превысил 1000 километров. Дистанция была пройдена без проблем, легко и непринужденно (если не считать пятнадцатиминутного вызволения кроссовера из песчаного плена под непрерывными налетами комаров и мошки). Общая оценка автомобиля приближается к «четверке», основные минусы – невнятный руль, шумные агрегаты, низкий дорожный просвет, грубоватая отделка удачного по дизайну салона, не очень вместительный багажник и запах китайского «химзавода». В остальном – вполне привлекательный и удобный в эксплуатации мини-кроссовер.
Перед покупкой автомобиля каждый будущий владелец тщательно анализирует всю доступную информацию о нем, копается в Интернет-форумах, пытает менеджеров по продажам в автосалонах, а также тех, кто уже купил данную модель. Находясь в шоу-руме, где выставлены симпатичные разноцветные «чанганчики», я невольно подслушал некоторые разговоры. И выяснил много интересных для себя вещей. «Бывалые» посетители (это те, кто собрал больше информации в Интернете) горячо уверяли «чайников», что, мол, машинка неплоха, но вот динамична только до 100 км/ч, а дальше «вянет» (неправда), при этом салон у нее очень шумный и полный «сверчков» (тоже не совсем так). Пожалуй, я мог бы согласиться с недостатком вентиляции картера двигателя, да и то с натяжкой. Когда я снял защитно-декоративную пластмассовую крышку мотора, то обнаружил, что вокруг желтой рукоятки щупа-указателя уровня масла расплылось небольшое жирное пятно. При этом уровень масла, проверенный по щупу, был заметно выше нормы. Возможно, причиной отпотевания был перелив масла, который допускать не рекомендуется.
А вот еще детали. Посмотрите на фотографии моторного отсека: ВСЕ видимые кузовные детали окрашены в единый цвет, между тем как производители бюджетных моделей частенько экономят на краске и оставляют не видимые снаружи элементы автомобиля покрытыми лишь серой невзрачной грунтовкой (назвать известный европейский бренд?). Правая опора силового агрегата чуть поржавела за небольшой пробег – но ведь она выполнена из чугуна, а не из легковесного алюминия, тяжеловата, зато надежна. Сварные швы промазаны пластизолем. Аккумулятор имеет «глазок», индицирующий степень заряженности. Резиновые шланги, проходящие поблизости от горячего мотора, «одеты» в металлическую оплетку. Замена ламп не составит труда: силовой агрегат расположен низко, заглушки на внутренних сторонах фар легкодоступны.
Что у нас снизу? Днище покрыто прочным черным антикоррозионным составом. Передние рычаги выгнуты из толстого стального листа и усилены приваренными «косынками». Задняя скручиваемая балка тоже производит впечатление мощной, а штоки задних амортизаторов защищены от грязи пластмассовыми трубчатыми чехлами. Топливный бак и глушитель установлены выше балки. Вопреки ожидаемому, красивые подножки не ухудшают геометрическую проходимость автомобиля – они расположены даже выше порогов кузова. А вот их крепления сильно выступают вниз и могут послужить дополнительными «тормозами» на неровных грунтовках. Так что тем, кто намерен эксплуатировать автомобиль вне дорог с твердым покрытием, от подножек лучше отказаться. Тем более, что при посадке в салон ими все равно не пользуешься – кроссовер «Чанган» не внедорожник, высота не та.
Что ж, без преувеличения можно сказать, что на российском рынке появился очень даже симпатичный «игрок» в команде кроссоверов. По цене (549 000, 639 000 и 669 000 рублей за версии Standart, Comfort и Luxe с механической коробкой передач и Luxe AT за 699 000 рублей) конкурентов у него немного, да и те, что первыми приходят на ум, за такие деньги в сравнении с Changan будут просто «пустыми». Пусть автомобиль получился не слишком «внедорожным», зато вполне «городским» и «трассовым». Если где-нибудь на шоссе между Москвой и Казанью увидите такой, не сомневайтесь, - он доедет и вернется!
У тойоты цветет крыло, да согласен после 25 лет эксплуатации, так что то не много ржавых тоет встречается.Все же мы не дураки, зачем сказки писать?
Ответить
Лексус вроде самое эпичное от деление Тойёты? Лексус 450 моего шефа 2011 года выпуска зацвел уже на вторую зиму в Москве! Причем зацвели не только сколы краски морды и капота, зацвели все "хромированные" элементы отделки кузова. После обращения к официальному дилеру было предложено оставить автомобиль у них для диагностики и перекраски всех подозрительных элементов кузова. Но ожидание заезда в сервис затянулось до лета, сервисмены ждали прибытия новых "хромированных" накладок кузова. В результате после гарантийного сервиса оказались свежеперекрашенными не только морда и капот, но и оба бампера и крылья! такое качество современных Тойёт и Лексусов.
Ответить
Мне понрави коментариился коментарии Андрея Ладыгина, поскольку другие именитые журналисты мелькающие на телевидении в программах о машинах несут всё что угодно,только чтобы не говорить о недостатках автомобиля на тест драйве!Просто заказные материалы от производителей и дилеров с хорошим отзывом, а на самом деле есть неоспаримые кретерии покупки:цена,внешний вид и техническая оснащённость агрегатами и электроникой.
Ответить
Приятно что дилеры "китацев" нашли место для рекламы, надеюсь изданию она помогает не умереть...
Ответить
Хорошая статья,все описано с толком.Видно,что журналист свое дело знает-читать приятно!Но самое главное эта статья не впаривает и не коим образом не унижает данный автомобиль,давая выбор читателям самим решать.От себя скажу-через пять-семь лет мы все будем ездить на китайских автомобилях,благо ценовой разброс позволяет выбирать.Смотрел Чанган в салоне-достойный автомобиль с хорошей сборкой,сбитый,уравновешенный автомобиль.И после таких машинок на Дастер и смотреть не хочется,качество сборки хуже,материалы хуже,характеристики хуже,а внешний вид как у понтона.Там же в салоне видел Греат-Вулл Н6 вообще никаких претензий,хоть и ценник уже под миллион,но качество и получаемое за эти деньги оснащение делает его вне конкуренции!Вот теперь наступила пора выбирать и здесь есть где разгуляться!
Ответить
Да, китайский автопром прогрессирует Стахановскими темпами! Лет десять назад все спецы кривились от китайских компьютеров и смартфонов. Теперь же "китайцы" признанные лидеры на этом рынке. А автомобили прогрессируют со 2-й космической скоростью. Первые машины Великой стены облазили и зацветали на третий сезон. Сейчас они вполне надежны, получили 5-звезд евротестов,и говорят о начале двухсторонней оцинковки всех конвейерных кузовов! Благо опыт у них имеется, вокруг Пекина уже построен второй десяток заводов WV(WAG), продукция которых идет с двухсторонней оцинковкой и не только на китайский рынок (машины такого ценового уровня в Китае плохо продаются, сами китайцы выбирают их клонов самопального производства).
Ответить
Статья хорошая..... Только какой объём двигателя?....Какой тип привода?.....ХЗ......
Ответить
Двигатель 1.6, привод передний
Ответить
все китайцы НЕОЦИНКОВАНЫ И ВСЕ СКОЛЫ ЗАЦВЕТАЮТ!
Ответить
Да все нынче цветут. У тойоты королы моей крыло ржавью покрылось после первого дождя, когда мне крыло малость подмяли даже в тех местах, где краска просто облетела. Кстати, слой краски полное о в но.
Ответить