Этой зимой за использование летних шин никто никого штрафовать не будет. Но это вовсе не повод сэкономить на сезонных покрышках и очередном визите в шиномонтаж!

Зима в наших краях всегда близко. Но чем ощутимее ее холодное дыхание, тем жарче разгораются дискуссии о необходимости сезонной замены шин. На моей памяти так происходит уже лет двадцать. Аккурат с того момента, как в автомагазинах в ответ на вопрос, есть ли у них в продаже покрышки, стали переспрашивать, какие именно. Мне кажется, что обсуждать эту тему больше не стоит: зимой надо ездить на зимней резине, а летом – на летней. Споры излишни, хватит, подискутировали. Но законодательно эта простая истина у нас так толком и не закреплена. Многие этим пользуются для достижения каких-то своих целей. Например, в этом году коллеги журналисты снова начали пугать своих слушателей, зрителей и читателей. Мол, штрафовать за летнюю резину начнут уже этой зимой. Активно подливают масла в огонь и сами шинники. Их-то, кстати, еще можно понять, в условиях кризиса продажи новых покрышек упали почти на треть и улучшений пока не предвидится. Вот, они и стараются спасти свой бизнес. Но штрафовать никого не начнут. По крайней мере, пока. Сейчас объясню, почему.

Ни одного слова про зимние или летние шины в действующих ПДД нет. Если помните, там упоминается только остаточная глубина протектора, которую тщательно заучивают наизусть выпускники автошкол – вдруг на экзамене спросят? Могут спросить, хотя, в будущем им водителям-частникам вряд ли пригодится знание о том, какой она должна быть на автобусах. Но сейчас разговор не об этом. А о том, что ничего нет про зимнюю резину и в КоАП, который подробно описывает наказания за все возможные административные правонарушения. Выходит, что штраф за ее отсутствие не предусмотрен? Это одновременно и так, и не так. Что, спросите, за бардак в законодательстве? Давайте разбираться.

На данный момент существует лишь один единственный официальный документ, предписывающий использование зимних шин. Это Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятый еще в 2011 году и дополненный в июле этого года. В приложении №8 (Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации) к этому объемистому фолианту есть пункт 5.5. С вашего позволения, процитирую его дословно: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами ... в зимний период...» Это все. Действующая редакция КоАП на «Технический регламент» нигде не ссылается и наказаний за его несоблюдение не предполагает. С одной стороны. С другой, в Кодексе об Административных Правонарушениях есть статья 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена...» Если инспектор станет вменять вам ее в вину и требовать оплатить штраф в размере 500 руб, вы имеете полное право с ним поспорить.

Дело в том, что непосредственно водителя «Таможенный регламент» не касается. Его задача другая: «Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами – членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств.» Так написано в предисловии к самому документу. Про государства-участники, как видите, есть, а про самих граждан нет. И это логично, потому, что водители должны руководствоваться не межгосударственными соглашениями, а ПДД и «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации», а там речь идет только об остаточной глубине протектора. В том числе и зимних шин, но не указан период их использования.

Впрочем, скорее всего скоро все изменится. В парламент уже внесен законопроект о введении административных штрафов за использование автомобильных шин не по сезону. Речь идет о сумме 2000 руб. Но пока закон не принят и произойдет это, по всей видимости, лишь ближе к концу года. Причина — множество обнаруженных недоработок. Не четко определен период использования зимних шин и не ясно, какую же шину следует считать зимней. К тому же, для того, чтобы закон работал, требуется внесение очередных изменений в ПДД и «Основные положения».

За этим-то, понятно, дело не станет, а вот с конкретикой определений могут возникнуть проблемы. Помните недавнюю компанию по борьбе с «колхозным» ксеноном? Как ни странно, но чуть ли не больше всех на нее жаловались сами сотрудники ГИБДД, которые так и не смогли добиться от своего руководства четких инструкций о том, как непосредственно на дороге отличать «ксенон» от «не ксенона» и «колхозный» от официально сертифицированного. Все просто оказалось только с «Жигулями», на которых все варианты светотехники кроме тусклой «галогенки» 55/60 под мутным стеклом автоматически считались незаконными.

Кстати, все тоже самое сейчас происходит и с «внесением изменений в конструкцию транспортного средства». Как их оперативно распознать, какие из них влияют на безопасность? Ответов на эти вопросы не знает никто. Порой «плавают» даже официальные органы, призванные проводить экспертизу. Но об этом, пожалуй, мы как-нибудь еще поговорим отдельно.

А если вернуться к проблеме зимних шин, то использовать их несомненно надо. И вовсе не из-за штрафов, а из соображений собственной безопасности и даже экономии денег. Разговоры о том, что зимняя резина стоит, мол, дорого неконструктивны. Ремонт разбитой машины, а, тем более, лечение водителей и пассажиров – несравнимо дороже. Можно подискутировать лишь на тему, какие шины лучше: шипованные или фрикционные?

Если вам интересно мое мнение, то я всем и всегда рекомендую шипованные. Причем, вне зависимости от условий, в которых эксплуатируется машина. Шипы будут безопаснее, как в городе, так и на трассе. Могу пояснить свою точку зрения. К чуть более низкими, чем у нешипованной шины, сцепными свойствами на мокром асфальте привыкнуть не сложно. В конце концов, разница не столь существенна, а скорости зимой не велики. Особенно в городе. Самая, на мой взгляд, неприятная зимняя ситуация, это экстренное торможение по голому льду. Такое сплошь и рядом случается на городских перекрестках, когда водитель хотел было проскочить, а потом понял, что не успевает. Приходится тормозить, а под колесами неожиданно оказывается лед, до блеска отшлифованный предыдущими торопыгами. Места для маневра нет, других вариантов действий, кроме, как изо всех сил давить на педаль тормоза, тоже. Поверьте моему опыту, в такой ситуации реально помогают только шипы.

Кстати, если вам станут рассказывать, что по мокрой дороге шипованная шина «скользит, как на коньках», не верьте. Лучше возьмите обычный стальной гвоздь и с нажимом поелозьте его острием по асфальту. Ну как, хорошо скользит?

У фрикционных покрышек есть другое, достаточно весомое на мой взгляд, преимущество. Но заключается оно вовсе не в их ездовых качествах, а лежит в… законодательной плоскости. Лично у меня нет никакой уверенности, что принимая поправки в ПДД о зимних шинах, никому из наших законодателей не придет в голову идея полностью запретить «шиповки». Хотя бы в Москве и других крупных городах. У нас же любят ссылаться на «международный опыт» и автоматически проецировать его на наши реалии. А что, на юге Франции или Италии, действительно, никто на шипах не ездит…

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9