Почему бы не поспорить с кумирами своего детства? Хотя бы уже и заочно. Особенно, если есть такая возможность, и текущая экономическая ситуация в стране к этому явно располагает
«Пешеходов надо любить,» - этот лозунг выдвинули наши гениальные сатирики Илья Ильф и Евгений Петров еще в 20-х годах прошлого века. По всей видимости, именно тогда у нас началось «великое противостояние» пешеходов и автомобилистов: «Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов». Прошло без малого сто лет и пешеходы начали отвоевывать утраченные позиции. Тротуары увеличили и с размером почтового отправления теперь можно сравнивать ширину проезжей части в центре Москвы.
Вы думаете я сейчас снова начну говорить набившую всем пятки и оскомину плитку и начну ругать нашего уважаемого мера? Нет, не угадали. Я предлагаю взглянуть на вещи шире. Куда шире. Зауженные проезжие части, полосы для общественного транспорта, платные парковки и эвакуаторы – это все мелкие составляющие одной большой проблемы. Увеличение штрафов, ужесточение других административных наказаний, корректно и некорректно работающие камеры на дорогах, дорогие полисы ОСАГО и отсутствие бланков нового образца у страховщиков – это тоже составляющие. Другие. Добавьте сюда растущие из-за низкого курса рубля цены на автомобили и дорожающий неизвестно с какого перепугу бензин, и вы получите полный спектр причин подводящий нас к мысли, что без автомобиля… вполне можно обойтись. Или, даже, лучше обойтись! А почему бы и нет, если пользоваться им становится неудобно? Из средства передвижения он медленно и верно снова переходит в разряд роскоши, опровергая высказывание тех же сатириков, которых я упомянул в начале.
Россияне начинают отказываться от автомобилей. Процесс этот только начался и пока еще рано говорить о каких-то иллюстрирующих его статистических данных. Впрочем, падение продаж новых машин мы уже все ощущаем, рост активности на вторичном рынке – тоже. А не вызван ли он тем, что люди не только не покупают новые автомобили, но и избавляются от старых? Похоже на то. По крайней мере, я вижу это по своим многочисленным коллегам, друзьям и знакомым, у которых раньше было по два-три автомобиля в семье, а сейчас осталось по одному. И то, не на каждый день, а, так, на всякий случай. На дачу съездить, в магазин за покупками, собачку к ветеринару отвезти. Обычно, по выходным. Большую часть времени машина простаивает.
«Так, это же хорошо!» - воскликнут борцы за чистоту улиц и экологию. «Не очень,» - возражу я им. Если люди не покупают новых машин, то они не дают заработать автопроизводителям, которые создают множество рабочих мест в нашей стране. В этой отрасли, между прочим, в России занято около 800 000 человек! Если объемы производства и дальше будут снижаться вслед за падающим спросом, то люди начнут массово терять работу. Это кому-нибудь надо? Авто ВАЗ, например, уже перешел на неполную рабочую неделю. С сокращением зарплат, разумеется. Производитель, теряющий прибыль, станет меньше платить налогов в бюджет, а он у нас, если верить новостям, далек от профицита. Никто не заплатит налогов и с несостоявшихся продаж. Начнут разорятся дилеры, тоже, кстати, создающие рабочие места. И этот процесс уже тоже идет, в целом по стране количество закрывшихся автосалонов исчисляется сотнями. Что теперь делают люди, которые там работали? Чем кормят свои семьи?
Не будут платить транспортный налог и бывшие автовладельцы, которые предпочтут обойтись без машины. Те, кто решил сократить свой семейный автопарк, заплатят в разы меньше. Меньше будет продано бензина, солярки и прочих ГСМ, доля отчислений в бюджет в цене которых уже давно превышает 50%. Меньше заработают нефтяники и владельцы АЗС. Снизятся, если не пропадут совсем, доходы авторизованных сервисменов, специализированных автомехаников и прочих частных мастеров. Пострадает бизнес тех, кто занимается продажей автозапчастей и прочих автомобильных аксессуаров. Здесь тоже возможно заметное сокращение количества рабочих мест. Не принесут ни налогов в казну, ни зарплаты домой, те, кто трудится в сфере логистики и должен был перевозить эти самые непроизведенные и непроданные автомобили. Что станет со строителями гаражей и парковок, с охранниками и мойщиками? В конце концов, с продавцами паленой «незамерзайки»? И все это только верхушка айсберга. Дальше процесс пойдет по цепочке, проследить всю длину которой я просто не берусь. Это может быть предметом серьезного экономического исследования, претендующего на «нобелевку».
Вот, и выходит, что в условиях кризиса, когда надо любой ценой поддержать падающую экономику, дать людям работу и заставить их тратить деньги, любить надо не пешеходов, а автомобилистов. Это они создают рабочие места и приносят деньги в бюджет. Тратят свои собственные средства и дают заработать другим. Берут кредиты, поддерживая тем самым банковскую сферу, и не дают разориться страховым компаниям. Вы, например, когда-нибудь задумывались о том, какая часть стоимости нового автомобиля уходит в бюджет государства? Нет? Тогда я расскажу. Для простоты расчетов представим себе некий гипотетический автомобиль с двигателем объемом меньше двух литров и мощностью до 150 л.с. Таких много на рынке, согласны? Допустим, что произведен он в России и стоит один миллион рублей. Так вот, если посчитать акциз, утилизационный сбор и НДС, то получится, что непосредственно за машину покупатель заплатил примерно 800 000 руб., а еще 200 000 ушло государству. Если автомобиль импортный, то бюджет получил еще 25% от его стоимости в качестве таможенной пошлины. И это все только в момент покупки! Представляете, как выгодны нашей стране автовладельцы?
А с пешехода что возьмешь? Транспортный налог на кеды он не платит, тротуаром пользуется на халяву, свою гражданскую ответственность не страхует... Чем с него поживиться? Разве что наушники от плеера отобрать. Так, с них зарплату бюджетникам не заплатишь и экономику не поднимешь! Вот, это проблема! А вы говорите, плитка на тротуарах не нравится…