Раньше узкоколейные поезда вовсю колесили по Московской области. Но теперь посмотреть на эти непривычно компактные паровозы, вагоны и дрезины можно только в музее в Переславле-Залесском. Для поездки туда мы тоже выбрали небольшой кроссовер – Mitsubishi ASX
Еще в начале 90-х годов прошлого века в нашей стране была довольно развитая сеть узкоколейных железных дорог (ширина их колеи – 750 мм, в то время как стандартной считается почти вдвое большая – 1435 мм). Их использовали как для пассажирских перевозок, так и для транспортировки леса, торфа. Но после развала СССР многие из узкоколеек оказались заброшенными: особо оживленные участки перевели на стандартную колею, остальные стали потихоньку разбирать на металлолом. Та же участь постигла и подвижной состав: часть паровозов переплавили, другие догнивают в забытых тупиках.
Но не все. Энтузиасты частного музея, расположенного под Переславлем-Залесским, постарались сохранить и восстановить наиболее интересные «кукушки» – именно так в былые времена ласково называли любые паровозы (тендерные и танки) узкоколейных железных дорог.
Тот, кто пробовал ездить по Москве на большом автомобиле, наверняка со мной согласится: это довольно неудобно. Затруднения могут возникнуть в тесном переулке, переполненном дворовом проезде, на заставленной парковке. Невольно напрашивается вопрос: зачем вообще нужна большая машина жителю мегаполиса, ведь есть куда более разумные и удобные варианты? Например, Mitsubishi ASX. Наружные габариты у него скромные. При этом внутреннее пространство довольно внушительное. За рулем без проблем устроится водитель любой комплекции – ну разве что у профессионального баскетболиста могут возникнуть некоторые затруднения с продольной регулировкой кресла. Вполне просторно и сзади: туда можно смело усадить пару дюжих мужиков или троих менее габаритных пассажиров. А вот багажник невелик – правда, если судить по меркам полноразмерных кроссоверов. Тем более что для повседневных нужд городского жителя его объема хватит с лихвой. Так что не будем торопиться записывать этот параметр машине в минус.
Зато продуманность эргономики в ASX не хуже, чем у более крупных собратьев, а кое в чем и ощутимо лучше. Небольшая «баранка» с толстым ободом приятно ложится в руки, подрулевые рычажки перещелкиваются с очень «правильным» усилием, а управление автоматическим климат-контролем осуществляется не новомодными кнопками, а привычными тройными «крутилками». Можете назвать меня ретроградом, но мне такое решение кажется самым разумным – отрегулировать температуру на ходу можно абсолютно не отвлекаясь от наблюдения за дорогой. Нельзя не отметить и отличную обзорность, которая так важна в городских джунглях. Правда, в салонное зеркало многого не увидишь, а вот большие боковые «лопухи» дают великолепный, почти панорамный обзор, который сильно облегчает маневрирование.
Зато на ходу компактный Mitsubishi демонстрирует универсальный характер. На шоссе 2-литровый 150-сильный бензиновый мотор разгоняет легкую машину настолько бодро, что многие соседи по потоку кажутся тихоходами. Хороша и трансмиссия – бесступенчатый вариатор практически полностью лишен «фамильных» недостатков. Он контролирует не только передаточное отношение, но и обороты двигателя. Причем делает это настолько точно и незаметно, что неискушенный водитель может запросто спутать его с классическим «автоматом».
Не приходится жаловаться и на плавность хода. По гладкому асфальту машина идет отлично. Но вот уже и мелькнули за окнами дома Переславля – пришло время свернуть на неприметную, довольно сильно разбитую дорогу. ASX и тут показывает себя настоящим бойцом: трещины, выбоины и кочки в полотне ему не страшны. Так что полтора десятка километров до деревни Талицы я одолел быстро и незаметно. А вот дальше начались первые затруднения. Остаток пути, чуть больше двух километров, предстояло одолеть по старой грунтовке. И все бы ничего, но когда-то по ней прошел грейдер, оставив после себя характерную «гребенку». Вот тут-то Mitsubishi и показал, что его жестковатая подвеска таких испытаний не любит – начало потряхивать. Впрочем, справедливости ради отмечу: грейдированных дорог не любят почти все автомобили. И ASX повел себя на ней не хуже многих одноклассников.
Сам по себе Переславль-Залесский не только древний, но и очень интересный город: разнообразных музеев в нем множество. Причем они очень нестандартные. Есть, к примеру, музеи чайника и утюга, находок и радио. Имеется и классический вариант – комплекс «Ботик Петра I», посвященный зарождению русского флота на Плещеевом озере.
Но все же куда интереснее полюбоваться на техническую экспозицию – небольшой автомобильный гараж и собственно железнодорожное депо. Первоначально тупичок в Талицах музеем не был, здесь с 1991 г. находилась частная коллекция техники, принадлежавшая предпринимателю Вадиму Миронову. Доступ туда некоторое время был ограничен. Лишь в 1998 г. музей открыли для всеобщего посещения, а в 2011 г. провели реконструкцию путей – теперь полностью действующим является участок пути длиной около километра. При желании (и за отдельную плату) по нему можно даже прокатиться на ручной дрезине.
Любопытны и экспонаты музея. Здесь есть четыре паровоза, выпущенных в 1928–1955 гг. и восстановленных до рабочего состояния. Имеется несколько самоходных электростанций, грузовая, пассажирская и пожарная автодрезины. Нашлась даже такая экзотика, как поставленный на железнодорожную тележку ЗИМ – эта машина когда-то принадлежала одному из железнодорожных начальников. Разумеется, тут есть и всевозможные вагоны – пассажирские, товарные, цистерны и даже плужные снегоочистители.
Увы, далеко не вся местная техника в хорошем состоянии. Некоторые экспонаты выглядят страшновато – покосившиеся ржавые остовы мало напоминают некогда востребованные транспортные средства. Но причина не в плохом уходе, а… наоборот! Дело в том, что здесь не только показывают людям последние сохранившиеся экземпляры, тут их реставрируют. Найденные заброшенными паровозы и вагоны пригоняют в мастерскую, где их постепенно приводят в нормальный вид. К примеру, сейчас реставраторы трудятся над паровозом 157-469 типа 0-4-0, построенным на Коломенском заводе в 1928 г. На протяжении полувека, вплоть до 1978 г., он исправно работал в Чернораменском транспортном управлении, а затем его водрузили на постамент в качестве памятника в Балахне. И лишь в 1998 г. его сняли и отправили в музей.
Кстати, экспонаты Переславль-Залесского музея нередко участвуют в киносъемках. На здешней территории снимали некоторые эпизоды фильма Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор», многие сюжеты сериалов «Диверсант» и «Диверсант. Конец войны». Не смотрели эти фильмы? Тогда не поленитесь съездить в Переславль, чтобы полюбоваться на маленькие паровозы и вагоны собственными глазами. Впрочем, даже если ленты видели, все равно не поленитесь – не пожалеете! Ну а если путь туда вы проделаете на компактном, но вместительном и отлично приспособленном для нашей страны автомобиле – таком, как Mitsubishi ASX, – то позитивные впечатления от этого загородного вояжа вам точно обеспечены!
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках
2010 - 2022