Путешествие по местам нефтедобычи и нефтепереработки Башкирии оказалось идеальным форматом для того, чтобы убедиться в твердости характера Mitsubishi Pajero Sport
Специалист компании «Башнефть» Рустам Садыков держит в руках бутыль с черной жидкостью, выкачанной считанные минуты назад с куста скважин №1515 Туймазинского нефтяного месторождения на западе Башкирии. Сейчас черное золото, добытое с полуторакилометровой глубины, отправят в лабораторию, чтобы уточнить степень обводненности (при объемном содержании воды свыше 90% месторождения нефти становятся, как правило, нерентабельными). Пока же жирную темную субстанцию как диковинку демонстрируют журналистам. А я тем временем стараюсь запечатлеть кроссовер Mitsubishi Pajero Sport на фоне дюжины штанговых насосов, напоминающих то ли жирафов, то ли гигантских цапель.
Однако едва успеваю сделать первые кадры, как представители «Башнефти» начинают волноваться – маневрировать на автомобилях вблизи техники стоимостью в сотни миллионов рублей, на их взгляд, рискованно. Но все-таки на фотосессию, скрепя сердце, нефтяники дают добро. Все дело в хороших отношениях с маркой Mitsubishi. К слову, в нынешнем году «Башнефть» планирует приобрести партию внедорожников Pajero.
Mitsubishi Pajero Sport следующего поколения появится не ранее 2016 г., а до тех пор бал будет править модель, обновившаяся в 2013 г. и выпускаемая в Калуге. От предшественника этого «спортсмена» можно отличить по заметно более современному фасаду и оптике, стилизованным отчасти под гору Фудзи, отчасти – под раллийные Mitsubishi, участвовавшие в «Париж – Дакар» (отсюда, кстати, обтекаемые панели кузова, отличающие модель, скажем, от старшего Pajero).
Салон подкупает простором и продуманной организацией пространства. При длине 4695 мм, ширине 1815 мм и колесной базе 2800 мм Pajero Sport вписывается в понятие «классический среднеразмерный внедорожник» с солидным запасом пространства на обоих рядах, комфортными широкими креслами, командирской посадкой и продуманной эргономикой. Багажный отсек огромен, а если сложить сиденья заднего ряда, то превращается в настоящий склад.
Архитектура элементов управления – как у представителей старой школы. Там, где у новомодных конкурентов располагаются кнопки и тумблеры управления трансмиссией, здесь – традиционные, но надежные рычаги селектора «автомата» и раздаточной коробки. Руль очень «длинный» – 4,2 оборота от упора до упора, из-за обода выглядывают огромные «лепестки» переключения передач. Пластик внутренних панелей жесткий, но бюджетным салон не выглядит – спасибо декоративным вставкам и интересным «фишкам». К примеру, за большим экраном мультимедийной системы с навигацией скрывается USB-вход, а круиз-контролем и магнитолой можно управлять с руля.
Словом, Pajero Sport – не для неженок. Процесс высадки и посадки не слишком удобен из-за внушительного клиренса и мощных, но довольно узких порогов, которые в дождь и слякоть нет-нет да и испачкают одежду. При маневрах в парковочных режимах приходится, что называется, «накручиваться на руль». И, разумеется, джиперский потенциал богат – этот «аппарат» имеет рамную конструкцию, жесткие блокировки дифференциалов, понижающий ряд передач и возможность полного отключения электронных помощников. Платформа та же, что и у пикапа L200, но вместо рессор на задней оси применена многорычажная пружинная подвеска. Добавьте к этому клиренс в 215 мм и отличную внедорожную геометрию (угол въезда – 36°, съезда – 25°, рампы – 23°), и портрет покорителя бездорожья готов.
Местные нефтяники привыкли трудиться на совесть. Так повелось еще с 1929 г., когда в башкирском Предуралье, в пойме реки Белой, появились первые геологи. В 30-х годах была проведена нефтеразведка и началось освоение месторождений. Во время Великой Отечественной нефть стала стратегическим продуктом, случалось, что ее заливали без какой-либо переработки прямо в баки танков!
Кипит работа и сегодня. За пару дней испытаний Pajero Sport мы посетили сразу несколько важных точек: Уфимский нефтеперерабатывающий завод, станцию тестирования и заливки топлива, несколько скважин, фирменную АЗС. Крайне интересно было побеседовать с Рустамом Садыковым из «Башнефти» о «кухне» нефтедобычи. К примеру, я узнал, что скважины могут быть не только вертикальными, но также наклонными и горизонтальными. При кустовом бурении можно проводить работы на больших глубинах – до 6 тыс. метров. Трубы подаются в землю одновременно с бурением и соединяются друг с другом резьбой. Штанговая качалка (та самая, что похожа на цаплю) является приводом насоса, расположенного на дне скважины. От группы скважин нефть поступает по подземным трубопроводам на замерные установки, где идет учет и первичное отделение от нефти примесей, а далее – на нефтеперерабатывающий завод.
Впрочем, Pajero Sport – пример того, что в Mitsubishi работают столь же упорные профессионалы и энтузиасты. Ведь успех модели, появившейся на свет в 1996 г., предопределили фирменные ноу-хау, отточенные в том числе в результате побед семейства Pajero в ралли-рейдах. К примеру, именно там доказала свою надежность полноприводная трансмиссия Super Select 4WD. Ее преимущества в очередной раз раскрылись при штурме склонов горнолыжного курорта Уязы-Тау в окрестностях башкирского города Октябрьский. Проверяя «японца» на выносливость, я попробовал преодолеть заснеженный крутой подъем сначала на заднем приводе (безрезультатно), затем – на постоянном полном (также не слишком успешно, машина начала зарываться в рыхлую поверхность). Зато после того, как заблокировал межосевой и задний дифференциалы, а затем активировал пониженный ряд «раздатки», дело пошло: «спортсмен» взобрался на вершину горы точно победитель на пьедестал.
Полноприводная трансмиссия Super Select 4WD предусматривает несколько вариантов работы. В наиболее экономичном режиме 2Н вся тяга передается на заднюю ось. В режиме 4Н соотношение момента будет варьироваться от 33:67 до 50:50, повышая таким образом сцепление с дорогой и маневренность. Для еще большего увеличения тягового усилия предусмотрен режим 4НLc (межосевой дифференциал блокируется, и тяга распределяется на все колеса равномерно). Этот режим не рекомендуется для дорог с хорошим коэффициентом сцепления. В режиме 4LLс блокируется не только межосевой, но и межколесный дифференциал, а также активируется понижающий ряд передач, удваивающий крутящий момент двигателя. Последний режим идеален для крутых подъемов и спусков, а также для езды по снегу, грязи или песку.
А что же на асфальте? Здесь наш герой ведет себя, как типичный рамный внедорожник. На ровном покрытии уверенно держится курса, но когда под колесами оказываются выбоины и колеи, Pajero Sport демонстрирует поперечную и вертикальную раскачку к неудовольствию задних пассажиров, которых ощутимо потряхивает. На высокой скорости заметна парусность, крены в крутых поворотах тоже заметны, хотя и не критичны. Позитивный же момент состоит в том, что внедорожник во всех случаях удается успешно контролировать – «длинный» руль точен и имеет внятную обратную связь. Энергоемкость подвески также на высоте: пробить ходовую на башкирских дорогах не удалось, как я ни старался.
Дизельный агрегат с отдачей 178 л.с. уверенно ускоряет машину со снаряженной массой 2040 кг практически с любой скорости и идеально сочетается с 5-диапазонным «автоматом». Орудовать «серпами» подрулевых рычажков удобно, но, честно говоря, в этом нет большой нужды: трансмиссия оперативна даже в режиме Drive – передачи переключаются без рывков и запаздываний. А при ускорении в ручном режиме трансмиссии коробка честно держит высокие обороты, не переключаясь по собственному почину «вверх», как принято у «асфальтовых» кроссоверов. Расход топлива на шоссе и проселках оказался вполне приемлемым – 12 л/100 км и 15 л/100 км соответственно.
Неоднозначное впечатление оставили разве что тормоза. При замедлении с высоких скоростей и на проселке они вполне информативны и эффективны, но в тягучем пробочном темпе Уфы создалось впечатление, что ход педали тормоза длинноват и к ней надо прилагать повышенное усилие.
Как бы то ни было, Pajero Sport подтвердил реноме практичной и надежной машины. Спина за три сотни километров пробега в день не устала, да и шумоизоляция вполне хороша. А то, что брюки пачкаются о пороги, оформление салона не слишком современное и пластик грубоват, так это все равно что нефтянику жаловаться на дождь, ветер или, скажем, запах сероводорода. Несолидно это! Ведь настоящим мужчинам по определению нравятся грубые инструменты и сложная работа.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках
2002 - сегодня