Пообещав выйти из состава США после избрания президентом Трампа, жители Калифорнии начали собирать подписи за проведение соответствующего референдума. И если к 25 июля их наберется 585 407, то уже осенью штат с 39-миллионным населением может принять решение об отделении от страны. Но в состоянии ли он существовать сам по себе? Чтобы понять это, мы взяли новый, еще не появившийся в России Mazda CX-5 второго поколения, и совершили тур по калифорнийским городам и весям
Скажу сразу, выбор автомобиля для этого путешествия вовсе не случаен – его мировой дебют состоялся осенью 2016 года именно в Лос-Анджелесе, самом большом городе штата Калифорния. Причем новинка стала одной из самых востребованных на автосалоне – американцы осаждали стенд японской марки, желая оценить вторую генерацию весьма популярной в этой стране модели. И ведь неспроста: новый Mazda CX-5 получился более элегантным, комфортабельным, практичным и технологичным. Впрочем, об этом ниже, ведь испытать кроссовер было второй задачей моего нынешнего вояжа.
Взяв ключи от автомобиля, осваиваюсь в салоне. И вспоминаю, как один из боссов японской корпорации рассказывал мне, что при разработке интерьера нового CX-5 конструкторы придерживались философии «ориентированности на человека». С тем, чтобы любая поездка становилась приятной и комфортной как для водителя, так и для пассажиров. Пожалуй, это удалось. Так, уже при погрузке скарба замечаю, что объем багажника модели явно побольше (как уверяет пресс-релиз, на добрых 10%). К тому же появилась функция электропривода пятой двери – дело однозначно нужное.
Пока не сел за руль, оцениваю второй ряд кресел. Вижу, что о пассажирах позаботились. Прежде всего, здесь очень просторно: колени не упираются в передние сиденья, а голова – в крышу. И ступни ног легко входят под подушки кресел первого ряда – в дороге фактор существенный. Приятно также, что на заднюю консоль центрального тоннеля выведены воздуховоды «климата». Но главное, сами сиденья в целом новые – тут вам и более глубокая посадка, и анатомические трехмерные подушки, и, наконец, возможность регулировать наклон спинки (кстати, впервые на автомобилях бренда). Как и подогрев задних сидений (в России это наверняка оценят).
Перечень «теплых» новаций продолжает водительское место – обод руля теперь тоже с подогревом! А также зона щеток стеклоочистителей. Хотя для жителей теплой Калифорнии это и не так важно, как, например, сибирякам. А вот функциональность баранки могут оценить и американцы: сохранив размеры, она стала более стильной и эргономичной (кнопки расположены удобнее). Но тут следует говорить о новом уровне эргономики вообще. Как объяснил мне директор североамериканской дизайн-студии Mazda Motor Жульен Монтус, кокпит кроссовера в принципе сфокусирован на том, чтобы водитель постоянно находился в идеальной для управления позиции. Это означает, что до любой кнопки и переключателя он может дотянуться простым движением руки или ноги (в частности, на несколько десятков миллиметров поднят селектор переключения передач), что кресло регулируется сразу в десяти диапазонах, что, как бы ты высоко или низко ни сидел, всегда сможешь видеть на лобовом стекле графику с проекционного дисплея.
Ну что ж, пока меня в этой машине все устраивает. А значит, пора в путь – смотреть, чего может лишиться 45-й президент США и его команда, если калифорнийские сепаратисты все же провозгласят свой штат отдельным государством.
Уже на выезде из аэропорта Лос-Анджелеса всех, кто попадает в эти края впервые, шокируют десятки или даже сотни… нефтяных качалок. Их вдоль шоссе не меньше, чем сорняков у плохой дачницы, все непрерывно ходят вверх-вниз, вверх-вниз. И эта картина повторяется в самых разных частях Калифорнии – вышку может поставить каждый, на чьем клочке земли есть нефть. А она есть – штат занимает третье место (вслед за Техасом и Северной Дакотой) по ее запасам. Еще пять лет назад в нефтяной отрасли трудилось почти полмиллиона калифорнийцев, а объем производства индустрии достигал 220 млрд долларов. Соответственно, на миллиарды идет счет и налогов да акцизов, собираемых в казну с местной «нефтянки».
Однако черное золото – главное, но все-таки не единственное природное богатство штата, площадь которого (почти 424 тыс. кв. км) по своим размерам превышает, например, Германию или Италию. Так, еще в позапрошлом веке здешние места охватила золотая лихорадка, со времен которой золото как металл добывают и сегодня (пусть и в меньших объемах). Позже, уже в XX веке, в Калифорнии была налажена массовая добыча таких редкоземельных элементов, как церий, лантан, неодим, европий. И хотя в 2002-м, желая сохранить природу, их почти перестали извлекать, запасы сырья еще значительны. А значит, рудники в любой момент можно расконсервировать и пустить залежи на благо местной экономики.
Впрочем, в подобном шаге я все же сомневаюсь. Хотя бы потому, что и сейчас экономика штата Калифорния (вдумайтесь только!) – шестая в мире! По своим объемам она превосходит, к примеру, Францию, а уступает лишь таким странам, как США (в целом), Китай, Япония, Германия и Великобритания. Здесь активно добывают газ и поваренную соль, гипс, песок, гравий. Кроме того, развита аэрокосмическая индустрия и сельское хозяйство.
Сидя за рулем Mazda CX-5, я, пользуясь высокой посадкой и хорошей обзорностью, разглядываю то офисы высокотехнологичных фирм (одна Силиконовая долина чего стоит!), то целые плантации ветряков, вырабатывающих электричество, то крупные фермы. Вот здесь специализируются на животноводстве, там разводят кур, чуть дальше уходят к горизонту виноградники – калифорнийское вино давно соперничает и с чилийским, и с южноафриканским, и даже с французским. Хотя гурманы ценят также местные апельсины, авокадо с дынями, персики и абрикосы, финики, инжир, грецкий орех, миндаль, оливки… Как выяснилось, этот штат в Америке нередко именуют сельскохозяйственным локомотивом всей страны. Но сейчас паровоз стоит под парами, готовый «убежать» от господина Трампа.
Вообще-то возможный Calexit (по аналогии с британским Brexit) сами калифорнийцы с иностранцами обсуждают неохотно. Но если в дискуссию все-таки вступают, то говорят с жаром, стараясь приводить аргументы. У придорожного кафе ко мне подходит моложавый фермер. Как выяснилось, у него в гараже рядом с пикапом тоже Mazda CX-5, но первого поколения. И он спрашивает разрешения заглянуть в новый кроссовер, посидеть в нем. Мне не жалко, и Джефф (так зовут знакомца) просит сделать пару кругов по парковке. Опять же не вопрос. Американец цокает: руль стал острее, отклик на педаль «газа» тоже. И почти нет кренов в поворотах! «Как они этого добились?», – восклицает янки. Объясняю, что последнее – результат действия системы G-Vectoring Control (GVC), которая с помощью электроники управляет тягой двигателя в зависимости от положения руля и таким образом сама контролирует продольные и поперечные нагрузки. В ответ – поднятый вверх большой палец.
Тем временем пытаюсь выведать, как мой собеседник относится к «суверенной» Калифорнии. «Нормально, – слышу в ответ. – У нас тут столько богатств, что мы еще лучше заживем! К примеру, мой кузен ходит на рыболовецком траулере. Они и тунца добывают, и палтуса, и краба с креветкой, и морского окуня… Сам я выращиваю овощи – перец, морковь, томаты, брокколи расходятся на ура. У друга дочь работает в дорогом отеле на берегу океана, так в нем круглый год туристы со всего мира. Кстати, из России тоже. А вот Трампу в нашем штате делать, в общем то, и нечего – из всех его богатств в Калифорнии разве что один или два гольф-клуба. Он и без них проживет».
Заинтригованный, нахожу в навигаторе кроссовера Trump National Golf Club. Оказывается, он всего в нескольких милях езды. Завожу 2,5-литровый бензиновый мотор (здесь он «настроен» на 187 л.с., хотя в России должен быть доведен до 194 «лошадок») и отправляюсь к побережью – в трамповские владения. Шоссе не загружено, и есть возможность оценить динамику машины. К двигателю и трансмиссии претензий нет – мотор очень эластичный, а 6-диапазонный «автомат» довольно деликатно перебирает передачи, вовремя понижая их, когда необходимо обогнать или взобраться в гору. Подвеска, увы, собирает «мелочь», зато на крупных стыках мостов удары гасит. Но больше всего впечатляет… тишина в салоне. Выходит, не зря хвастался один из инженеров Mazda, когда уверял меня, что за счет целого комплекса работ в области вибро- и шумоизоляции в новом CX-5 стало на 10% тише, а шумы при движении по плохим дорогам снизились на 1,3 дБ. Пожалуй, так и есть, разве что не удалось японцам полностью погасить звук двигателя при интенсивном нажатии на педаль «газа». Но это уже специфика моторов SkyActiv, имеющих массу иных достоинств.
Тем временем навигация в штатной «мультимедийке», выстроив маршрут в обход образовавшейся из-за ДТП пробки, приводит меня в гольф-клуб Дональда Трампа. Пафосно, ничего не скажешь: вышколенный персонал, все очень богато, портреты нынешнего президента США, диплом, извещающий, что это место в 2014 году признали лучшим для игры в гольф в Калифорнии. Статус поддерживается во всем. Вежливый инструктор как бы с сожалением закатывает глаза: «Сэр, в джинсах на поле – никак! Клиенты не поймут. Но вы можете приобрести у нас специальные слаксы – сейчас как раз со скидкой. И обувь подберем, если желаете. А потом приглашаем пообедать в ресторане с видом на океан – нашего повара все хвалят».
Верю. Но играть в гольф, да еще предварительно переодевшись с головы до ног, я не планировал. Тем более что по всему побережью десятки других отелей и гольф-клубов, подчас более демократичных, как успел заметить. Во всех есть и манящие голубизной бассейны, и тенистые аллеи, и бунгало, где можно хорошо провести несколько дней. Жаль, на это нет ни времени, ни командировочных, да и Калифорния еще не исследована.
Среди многочисленных «золотых жил» Калифорнии, вне всякого сомнения, следует упомянуть туризм, а также музыкальную и киноиндустрию. Причем все это очень по-американски и пересекается, и приносит деньги.
Например, в штате есть несколько национальных парков. Крупнейший – Йосемитский, имеющий статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. На его территории несколько тысяч озер и прудов, около 2,6 тыс. рек, десятки крупных водопадов и несметное количество представителей животного и растительного мира. Каждый год парк посещает примерно 3,5 млн туристов, любят его и кинорежиссеры – в условиях первозданной природы какие только фильмы ни снимались!
Однако я в этот раз выбрал не столь раскрученное, но оттого не менее любопытное местечко – национальный парк Joshua Tree. Чуть более двух часов в комфортабельном Mazda CX-5 (кстати, имеющем весьма умеренный топливный аппетит), и я на месте. Увидев билет, доброжелательный рейнджер вместе со взмахом руки поднимает и шлагбаум. А далее – пустыня, кактусы, одинокие деревья и, словно в фантастическом кино, нагромождения камней – не то скал, не то валунов с какой-то вулканической биографией. И чем дальше, тем больше: по одним весело скачут дети, на других ползают скалолазы, возле третьих оборудованы площадки для туристов, приехавших на целый день или с ночевкой (можно установить кемпер или палатку, есть мангалы, лавочки, парковки для машин). Ежегодно в этом месте оставляют по несколько десятков долларов почти 1,5 млн человек, и многие из них – регулярно.
Но еще больше средств казне штата приносит Голливуд и все, что с ним связано. Пожалуй, рассказывать о нем самом не буду – это отдельная история. А вот о парке развлечений Universal Studios Hollywood не упомянуть нельзя, это целый город с улицами имени легендарных режиссеров и продюсеров, с действующими павильонами, где идут съемки, с аттракционами, куда в очередях толпятся взрослые и дети, с героями мультфильмов и популярных лент, расхаживающими среди посетителей. Здесь лучше рассчитывать на весь день – иначе и половины не увидите. Правда, следует иметь в виду, что на обратном пути, скорее всего, попадете в многочасовую пробку. Мне в новом CX-5 удалось ее пережить относительно спокойно – отличный климат-контроль, качественная аудиосистема Bose, кресла, в которых спина не устает… Единственное, чего не хватило, так это системы «Старт стоп» (у Mazda она называется i-Stop) – в американской комплектации кроссовера ее не оказалось, но на российском рынке опция будет доступна.
Впрочем, те, у кого в Лос-Анджелесе времени поменьше, могут «прикоснуться к искусству» и в других местах, не требующих долгих переездов. Так, практически в городе находится киностудия Paramount Pictures, где любой может посмотреть, где проходили съемки культовых и оскароносных лент. Есть и Музей Grammy – музыкальной премии Американской академии звукозаписи. Тут и костюмы звезд разных лет, и их инструменты, и личные вещи, и записи хитов.
При этом любой мегаполис штата, среднего размера город или почти захолустный городок предложит и набор самых разных магазинов, и «точек общепита» – от фастфуда до по-настоящему роскошных ресторанов. В любом из последних найдутся и свежие морепродукты, и овощи «только что с грядки», и правильно приготовленное мясо. Кухню же можно выбирать по вкусу – мексиканскую, французскую, японскую, китайскую, русскую.
…Мой калифорнийский тур подошел к концу – пора сдать машину и лететь в Москву. Конечно, за неделю этот огромный штат не объехать. Но главное я понял: если в итоге Калифорния покинет состав США, мир получит еще одно очень развитое, красивое и сбалансированное во всех смыслах слова государство. Если нет, ничего страшного тоже не случится – как люди жили в Сан-Франциско, Сан-Хосе, Лос-Анджелесе, Сакраменто, Сан Диего и других «рассадниках» миллионеров, так и будут жить. Да и вообще все это – дело далеких от нас янки. Многим же россиянам куда важнее то, что уже нынешним летом в нашей стране начнут продавать новый кроссовер Mazda CX-5, и он в самом деле лучше, чем его предшественник. Жаль только, что пока не могу сообщить цену.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках
2012 - 2020