Рецессия, которой на протяжении последних лет была подвержена экономика Европы, не прошла бесследно: на нынешнем Женевском автосалоне было представлено как никогда много маленьких машин, а общее количество значимых мировых премьер снизилось. Минора в общее настроение добавил и политический “украинский кризис”
Организаторы 84-го автомобильного салона, проходящего на берегах Женевского озера, обещали зрителям более 160 премьер мирового, европейского и швейцарского масштаба. Но если в прежние годы первых действительно было традиционно много, то теперь новинки, способные быть названными “бомбами”, оказались в дефиците. Тем не менее выставка выявила ряд важных тенденций, а именно это мы обычно ищем на подобных мотор-шоу.
Жители Старого Света покупают много маленьких автомобилей. Это факт, с которым и не спорят. Вопрос в том, почему именно так происходит. Убежден, вовсе не потому, что европейцам нравится втискиваться в крошечный салон, придумывать, куда рассовать сумки из супермаркета или устраиваться вчетвером там, где и с одной собачкой тесно. Все дело в обстоятельствах, которые могут быть как объективными, так и зависимыми от людей.
Чтобы быть минимально подверженным любым рискам, нужно правильно планировать весь бизнес, прежде всего производство и продажи. После стихийного бедствия в Японии три года назад мы стали избегать концентрации заводов в одной стране, начали диверсифицировать производство. И сейчас в Мексике уже пущен завод, который делает и автомобили, и двигатели. Есть также предприятия в других странах, где производятся трансмиссии и иные компоненты. При этом Mazda продает около 400 тыс. машин в Америке, 200 тыс. в Японии, еще по 200 тыс. в Китае и Европе. Хотя нужно признать, что даже все эти меры не способны предоставить полную защиту от каких-либо экстраординарных событий, которые просто никак нельзя предугадать.
К первым я бы отнес тесноту многих европейских городов, где и разъехаться иногда сложно, и припарковаться невозможно, а также долгие традиции демократии, благодаря чему каждый гражданин, пусть даже небогатый, привык быть внутренне свободным. Что, собственно, и выражается в желании иметь личный транспорт. Отчасти к этому можно добавить и природную расчетливость многих наций. Вместе с тем к минимизации размеров транспортных средств людей подталкивают власти. Иногда – специально (например, вводя жесткие экологические нормативы, которые трудно реализовать на больших машинах, или стимулируя спрос на компактные модели льготами и скидками), подчас – косвенно, как это происходило несколько последних лет, когда экономический спад стал следствием просчетов некоторых глав государств и политиков.
Как бы то ни было, ныне происходит очередной виток этого процесса, и, откликаясь на спрос (а может, формируя его), многие автопроизводители приурочили к Женевскому автосалону представление целой когорты небольших машин. Причем в их числе не только те модели, у которых подошел срок плановой модернизации, но и совершенно новые автомобили, приводящие тот или иной бренд в до сих пор неведомый для него класс. Например, кто мог еще недавно представить, что у BMW появится компактный однообъемник, и к тому же на переднем приводе? Но именно его мы ныне увидели – Active Tourer 2-й серии открыл новую страницу в истории баварской марки.
На такой же статус претендует и целая россыпь компактных и субкомпактных кроссоверов, представленных на женевских подиумах как в виде концептов, так и в качестве серийных версий. В их числе – Citroen C4 Cactus, Hyundai Intrado, Opel Adam Rocks, Volkswagen T-ROC, Jeep Renegade. Любопытно, что появление всех этих моделей стало результатом еще одного тренда – роста спроса на различные “паркетники” и SUV. А поскольку настоящие внедорожники доступны и нужны далеко не всем, то компании начали создавать компромиссные продукты. С одной стороны, экономичные, недорогие и удобные, с другой – соответствующие моде.
Не так давно мы начали работу над автомобилем, который стоит в производственном плане компании на 2018 г. Были проведены исследования целевой аудитории на таких ключевых рынках, как Китай, США, Россия и одна из стран Западной Европы. Мы посетили клиентов во всех этих регионах и получили отклики и пожелания, которые, безусловно, отличаются от страны к стране. Теперь нужно всю эту информацию тщательно проанализировать, выявить какие-то общие моменты, отсеять второстепенное и определить приоритетные факторы, а затем на основе всех полученных данных создать глобальную модель машины, которая удовлетворит клиентов во всем мире. При этом хочу подчеркнуть, что Россия очень важный источник информации для нас и мы крайне серьезно относимся ко всем мнениям жителей вашей страны.
Однако свою долю рынка не намерены сдавать и классические “малыши” – представители сугубо городских А- и В-класса. Так, Suzuki вводит в европейский сегмент “А” новинку – модель Celerio, обновилась франко-японская “тройня” – Citroen C1, Peugeot 107 и Toyota Aygo. А еще один представитель французского автопрома – Renault – поразил полным и безоговорочным отказом от скучных и непритязательных решений. Новый Twingo попросту ошарашил посетителей Женевского салона весьма энергичным использованием цветов и материалов, неожиданных для этой марки форм, всевозможных вставок и других “вкусных” элементов, нестандартных компоновочных находок. Некогда безликая и утилитарная машинка вдруг, словно Золушка, преобразилась, став невероятно стильной и броской. Что ж, случившийся несколько лет назад переход из Mazda в Renault на позицию шеф-дизайнера Лоренса ван ден Акера однозначно встряхнул европейский бренд, выведя его на куда более высокий уровень.
Впрочем, свой мощный потенциал сохранила и японская марка, что доказал в Женеве концепт-кар Mazda Hazumi. Это еще один представитель дизайнерской концепции KODO, в рамках которой были разработаны все новые модели бренда – актуальные “шестерка” и “трешка”, кроссовер CX-5. Теперь пришла очередь Mazda 2, и, судя по всему, автомобиль класса “B” тоже окажется и ярким, и инновационным. Во всяком случае, новый президент и главный управляющий директор Mazda Motor Corporation Масамити Когаи в беседе со мной подчеркнул: “Автомобиль, который пойдет в серию, будет очень близок к концепту, привезенному на эту выставку. Об этом вы можете судить еще и по тому, что его продажи должны начаться уже в нынешнем году”. При этом компания вполне обоснованно рассчитывает на хороший спрос, поскольку новинка построена на базе новейших технологий Skyactiv, которые были не просто хорошо приняты потребителями, но и обеспечили в 2013 г. японской марке значительное увеличение доли рынка в Европе.
Вместе с тем следует понимать, что от больших, мощных и быстрых машин отказываться тоже никто не собирается – ни производители, ни потребители. Для первых это вопрос прибылей, имиджа, развития технологий и укрепления клиентской базы. Для вторых – статуса и повышения комфорта. А потому по-прежнему активно идет внедрение всевозможных инноваций, поиск инженерных решений, позволяющих удовлетворить самых разных покупателей. Например, совместить в двигателях мощь и экономичность, сократить объем вредных выбросов и не потерять в динамике. И тут многие бренды пытаются идти каким-то своим путем, хотя их дороги нередко и пересекаются.
Поскольку на глобальном уровне у нас очень хороший спрос, то после того, как на российском рынке начались скачки курсов валют, компания, в принципе, могла бы перераспределить поставки машин по другим регионам мира, где ситуация более стабильная. Однако мы рассматриваем Россию не тактически, а стратегически, стараемся не мыслить некими сиюминутными категориями, так как понимаем, что рынок в вашей стране стабильно растет и нам следует делать ставку на долгосрочную перспективу. Россия – наш партнер на многие годы и чрезвычайно важный для компании Jaguar Land Rover рынок. Это, кстати, подтверждается и тем, что в исследованиях потребностей клиентуры при создании новых моделей Land Rover и Range Rover мы активно задействуем россиян, поскольку их мнение о внедорожниках очень важно.
Так, шведская компания Volvo еще шесть лет назад сделала ставку на 4-цилиндровые моторы нового поколения, которые начала продавать совсем недавно. Лекс Керссемакерс, старший вице-президент компании по стратегии разработки продукции и модельяному ряду, в интервью нашему журналу вспоминает: “В 2008 г. это решение казалось очень смелым. Но мы хотели иметь двигатели, максимально эффективные с точки зрения экономии топлива. А спустя некоторое время увидели, что и другие автопроизводители стали двигаться в направлении именно четырех цилиндров, и это добавило нам уверенности. Сейчас же, запустив новые агрегаты в серию, мы удивились тому, как много заказов приходится на эти моторы. Результат превзошел все ожидания, и теперь мы их распространяем практически на весь модельный ряд”.
Быть может, говоря о других фирмах, мой собеседник имел в виду англичан из Jaguar Land Rover. Во всяком случае, Энди Госс, директор этой компании по глобальным продажам, тоже подчеркивает важность разработки нового 4-цилиндрового двигателя, которым будет оснащен будущий компактный седан Jaguar – самый маленький в линейке бренда. Он выйдет на рынок в 2015 г. и станет конкурировать с такими игроками, как Mercedes-Benz C-Class и BMW 3-й серии. При этом топ-менеджер британских марок делает акцент на том, что только в исследования и разработки его компания за несколько последних лет вложила 3,5 млрд фунтов стерлингов – по нынешним временам сумма колоссальная!
Финансовый аспект действительно чрезвычайно важен. И этого не скрывает, например, директор по продуктовой стратегии Mitsubishi Motors Corporation Рюго Накао. На наш вопрос о том, планируется ли дополнить внедорожный ряд этой марки новыми легковыми моделями, он честно отвечает: “Подобные шаги могут быть предприняты лишь в случае, если у компании появятся дополнительные средства, которые можно инвестировать в эту сферу”. Пока же японский бренд сосредоточился на обновлении своей линейки SUV, причем используя передовые технологии. В частности, речь идет о системе PHEV, уже примененной на модели Outlander. Благодаря сочетанию двигателя внутреннего сгорания и электрических моторов такой автомобиль получает дополнительную мощность и вместе с тем становится экономичным. Поэтому все концепты, на базе которых должны появиться новые поколения ASX, Pajero и Pajero Sport, уже предусматривают применение технологий PHEV, использующих в том числе ДВС.
Сейчас наша компания сконцентрирована не на вхождении в новые для себя сегменты, а на создании очередных поколений уже существующих моделей внедорожников и других SUV, поскольку нынешняя линейка по целому ряду продуктов устарела и эти машины требуют радикального обновления. Эта программа в соответствии с новым бизнес-планом рассчитана до 2016 г., и мы будем четко придерживаться принятой стратегии. Дальнейшие шаги, возможно, и будут связаны с разработкой каких-то совершенно непривычных для марки Mitsubishi продуктов, однако для этого нужны соответствующие предпосылки, в числе которых наличие финансовых возможностей, а также явные сигналы рынка, подтверждающие спрос.
Отказываться от традиционных технологий не спешат и другие бренды. Например, Mazda, даже начав производство гибридных модификаций и создав пробную партию электрокаров, намерена сохранить ставку на бензиновые и дизельные агрегаты, хотя и повышая их отдачу за счет технологий Skyactiv. А инженеры Volvo полагают, что свой потенциал отнюдь не исчерпал (особенно на крупных внедорожниках) механический полный привод, хотя у компании уже есть и система, использующая электричество.
Спад в экономике Европы, начавшийся несколько лет назад, затронул даже те ниши, которые прежде не особенно страдали. В автомобильном бизнесе это сегменты “премиум” и “люкс”. Сидя за чашкой кофе в кулуарах Женевского автосалона, генеральный директор Rolls-Royce Motor Cars Торстен Мюллер-Отвос признался: “Что бы ни происходило в мире, всегда есть прослойка богатых людей, которые будут покупать самые лучшие автомобили. Вместе с тем и среди нашей клиентуры около 80% тех, чей бизнес в той или иной степени зависит от общей ситуации в экономике, поэтому в таких странах, как Италия, Франция, Испания, мы тоже ощутили некоторое снижение продаж. Однако уже здесь, в Женеве, я увидел несколько важных новинок из числа наиболее дорогих автомобилей, а это хороший знак”.
После таких слов вовсе не наигранным выглядит и оптимизм, который демонстрируют топ-менеджеры премиальных марок. Так, Энди Госс из Jaguar Land Rover утверждает, что ушедший год стал лучшим для компании начиная с 2005 г. “Мы добились рекордных продаж в мире, и хотя в Европе ситуация была нестабильной, сейчас она выправляется, и мы позитивно смотрим в будущее”, – замечает он. Своему коллеге-конкуренту вторит Лекс Керссемакерс из Volvo, который подчеркивает: “Абсолютно четко виден тренд, что спрос на машины вновь начал расти. Люди чувствуют стабильность, начинают доверять тому, что делается в экономике, и, как следствие, снова начинают покупать автомобили”.
Главными мировыми рынками для нас являются США и Китай, на каждый из них приходится по 28% сбыта, еще 20% своих автомобилей продаем на Ближнем Востоке. В России спрос тоже растет, однако пока эти показатели не столь значимы. Возможно, в вашей стране мог бы стать востребованным SUV от Rolls-Royce, и нас нередко спрашивают о такой модели. Признаюсь, мы думаем об этом, и, более того, дизайнеры даже делают наброски, проецируя их на стиль марки. Но четкого решения пока нет. Сначала следует ответить на вопрос, насколько внедорожник вписывается в философию бренда, ведь каждая новая модель во всем должна быть самым настоящим Rolls-Royce.
Увы, пока сдержанны в оценке рынка японцы из Mazda, которая более близка к масс-маркету. По мнению главы этой корпорации Масамити Когаи, все проблемы в экономике Старого Света еще не решены, а значит, и ситуация пока неоднозначна. Смею предположить, что подспудно мой собеседник имел в виду и политику: Женевский салон начался в дни, когда чуть ли не каждый час приходили новости о развитии споров между Россией и Западом о судьбе Украины, и возможность принятия весьма жестких санкций по отношению к нашей стране уже не казалась абстрактной. Да и предшествующее всему этому быстрое падение курса рубля на позитивный лад не настраивало. Естественно, встал вопрос: а готовы ли крупные фирмы к тем или иным потрясениям? Предусматривают ли они в своих стратегиях различные риски, в том числе природные катастрофы или военные конфликты?
Как выяснилось, одним из уроков для многих стало стихийное бедствие в Японии весной 2011 г., когда оказались разрушенными целые автозаводы и предприятия-поставщики. С тех пор не только японцы, но и другие компании начали диверсифицировать бизнес, выстраивать производство и продажи так, чтобы не быть зависимыми от одного-двух регионов мира или случайных факторов. Причем схожий подход демонстрирует и популярная Mazda, и Rolls-Royce, выпускающий штучные продукты. Босс этой компании Торстен Мюллер-Отвос, к примеру, заметил: “Политика может влиять на экономику, и изменить эту ситуацию мы не в состоянии. Но можем защищать бизнес, работая глобально: если в одном месте происходит кризис, есть шанс компенсировать потери в другом”. Вместе с тем представители каждой из опрошенных нами фирм убеждены, что Россия – один из ключевых для мировой автоиндустрии рынков, а потому все они намерены прилагать усилия, чтобы таковой наша страна и осталась.