Кризис кризисом, а бизнес бизнесом – этой фразой можно охарактеризовать 15-ю международную специализированную выставку COMTRANS, прошедшую в Москве. Активность многих игроков рынка коммерческого транспорта вселяет сдержанный оптимизм
Главное событие года в области коммерческого автотранспорта России состоялось будто наперекор сложной ситуации в экономике страны. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в первом полугодии сегменты LCV и тяжелых грузовиков просели соответственно на 37,6 и 47%, причем в наибольшей степени кризис ударил по зарубежным автопроизводителям. Но, несмотря на это, в очередной выставке COMTRANS, состоявшейся по традиции в МВЦ «Крокус Экспо», приняли участие более 300 компаний.
Из представителей так называемой большой семерки на форуме не отметилась только голландская DAF. Как пояснили ее представители, это решение связано лишь с тем, что в непростой период компания намерена сосредоточиться в России на поддержке дилеров и расширении личных контактов с клиентами. Зато все остальные «тяжеловесы» отечественного рынка были тут как тут: солидные стенды выстроили «Мерседес-Бенц РУС» и «Мерседес-Бенц Тракс Восток», MAN, «Скания-Русь», Iveco, Volvo Trucks, Renault Trucks, Ford Trucks, Peugeot-Citroen, Sollers-Isuzu, а также белорусский MAЗ и китайская Dоng Feng.
Значительный раздел выставки был посвящен прицепной технике, представленной компаниями Schmitz, Krone, Grunwald, Novtruck, Kassbohrer, Wielton, Koegel. Но, пожалуй, главным трендом нынешнего COMTRANS стал мощный «марш» российских компаний, услышавших призывы к импортозамещению. Обширные экспозиции КамАЗа, Группы ГАЗ и УАЗа вызвали явный интерес публики.
Едва ли не все экспоненты продемонстрировали новинки, рассчитанные на потребности российского рынка. Так, компании «Мерседес-Бенц Тракс Восток» и «Мерседес-Бенц РУС» привезли в «Крокус Экспо» практически полные линейки – от магистрального тягача Mercedes-Benz Actros четвертого поколения для международных перевозок до многочисленных модификаций легких фургонов Sprinter. А настоящим шоу-стоппером стал Sprinter Classic SuperBike Edition, сделавший реверанс… мотоциклистам: фургон может взять на борт команду из четырех байкеров и их машин. Серьезный интерес вызвали седельный тягяч Mercedes-Benz Axor 1843LS, изотермический фургон Mercedes-Benz Atego 1218L, а также флагманский среднетоннажник FUZO Canter, представленный на стенде «Мерседес-Бенц Тракс Восток». Ключевая новинка автобусного подразделения компании – модель для пригородных перевозок Setra S415 UL Business c двигателем стандарта Euro 6.
Марка Fiat Professional продемонстрировала долгожданный легкий фургон Doblo в двух модификациях – грузовой Cargo c повышенной грузоподъемностью и пассажирской Combi. Doblo нового поколения отличается улучшенной управляемостью, повышенным комфортом, а также простотой погрузки и разгрузки. Комментируя российскую премьеру этого авто, руководитель подразделения Fiat Professional в России Валентино Мунно заметил, что в 2016 году компания обновит практически всю модельную линейку для нашей страны. В частности, появятся Fiat Scudo новой генерации и пикап, произведенный совместно с Mitsubishi. Пока же компания представила еще и фургон Ducato 4х4, который создала в партнерстве с инжиниринговым ателье Dangel. Новинка имеет систему постоянного полного привода, что позволяет ей уверенно двигаться по снегу, песку, размытому грунту.
Компания «Скания-Русь» продемонстрировала сразу 12 единиц коммерческой техники, а также дизельную электростанцию Powered by Scania. Однако наибольший интерес вызвал автотранспорт, предназначенный для агропромышленного комплекса. Во всяком случае, у зерновоза самосвального типа на основе усиленного шасси Scania P 400 c надстройкой Wielton собирались толпы любопытствующих. Отдельно нужно сказать о газомоторной технике Scania, представленной на выставке седельными тягачами и шасси под различные виды надстройки. Внимание бизнесменов обратил на себя и новый туристический автобус Scania Touring с двигателем мощностью 440 л.с. и 8-диапазонной автоматизированной трансмиссией Scania OptiCruise. Эта модель разработана совместно с китайской компанией Higer: шасси, электрика и двигатель шведские, за проектирование и постройку кузова отвечали китайцы. Отсюда – конкурентоспособная цена.
Компания MAN сделала акцент на флагмане линейки магистральных тягачей – модели TGX нового поколения. Этот грузовик, оснащенный новейшим 560-сильным двигателем D38, может работать в составе автопоездов полной массой до 44 т. При разработке еще одной новинки, междугороднего автобуса Lion’s Intercity, большое внимание было уделено безопасности и экономической эффективности. А МЧС России стоит обратить внимание на пожарный автомобиль на базе MAN TGM 13.290 4х4 BL FW. Отличаясь высокой маневренностью, он способен совершить полный разворот на городских улицах с высокой плотностью движения и во дворах жилых домов. Надстройка изготовлена с использованием клеевой алюминиевой технологии, а баки для воды и пены произведены из полипропилена, чрезвычайно устойчивого к коррозии и внешним воздействиям окружающей среды.
Бренд Ford предложил несколько модификаций на базе нового поколения Ford Cargo – бетоносмеситель 4136M DC, мусоровоз 2532 HR и бензовоз 2532 HR. Две первые машины полностью турецкого производства, а бензовоз частично локализован – надстройку изготовила российская компания «Автобау». Как сообщили представители компании, сейчас готовится выпуск линейки Cargo на калининградском «Автоторе», и первые товарные машины поступят к дилерам еще до конца 2015 года. Напомним, что в прошлом году меморандум о взаимопонимании был подписан между холдингом «Автотор» и турецкой компанией Ford Otosan (СП американской Ford и турецкой Koc Holding). При этом с самого начала своего присутствия на российском рынке Ford вел гибкую ценовую политику, предлагая качественный продукт за рациональную цену.
В центре экспозиции итальянской Iveco оказалась линейка фургонов Daily. Фургон нового поколения предлагается у нас во множестве вариантов длины, высоты и полезного объема, доступны также машины с надстройками российских бодибилдеров. Главной же новинкой стенда можно назвать полноприводную версию модели. Благодаря жесткой раме и полному приводу такой фургон занимает особую нишу на рынке коммерческого транспорта, практически свободную от конкурентов (Unimog не в счет!). По словам представителей Iveco, преимущества полноприводного Daily оценят строители, пожарные и коммунальщики. На стенде Iveco внимание привлекла также линейка самосвалов марки, собранных в России.
Французский концерн PSA Peugeot Citroen представил пять легких коммерческих автомобилей на базе моделей Peugeot Boxer, Expert и Partner. В том числе столь интересные новинки, как шасси Boxer с двойной кабиной в версии бортовой тентовый фургон, микроавтобус бизнес-класса Boxer Combi, Partner с широким набором оборудования, а также разработанный специально для российского рынка Boxer в исполнении грузопассажирский «профи стандарт». На стенде компании можно было увидеть и авторефрижератор на базе фургона Peugeot Expert. В свою очередь, марка Citroen отметилась российской премьерой Berlingo нового поколения (этот автомобиль демонстрировался в версии рефрижератор). Кроме того, бренд показал различные модификации Jumpy и Jumper.
Французская же Renault Trucks представила победителя престижной мировой премии «Грузовик 2015 года» – седельный тягач T-серии, а также самосвал для тяжелого строительства K 430 с колесной формулой 6х6 и строительный седельный тягач С-серии. А вот входящая в тот же концерн Volvo Trucks выставила специализированные версии грузовиков, предназначенные для суровых условий эксплуатации. Особое внимание привлекли седельный тягач Volvo FH16 с новым прочным бампером для сложных дорожно-строительных условий и магистральный тягач Volvo FH с метан-дизельной установкой.
Заметный интерес западных автопроизводителей к кризисному российскому рынку отчасти объясняется тем, что все хорошо понимают: уйди сейчас из России, и твое место немедленно займут конкуренты из Азии. Такие, как китайский Dongfeng Commercial Vehicle, представивший в «Крокус Экспо» линейку из восьми грузовых автомобилей, в том числе флагманскую модель – магистральный грузовик KX. Дизайном кабины занималось итальянское ателье UP-Design, а новый двигатель рабочим объемом 13,0 л (456–486 л.с.) спроектирован совместными усилиями с Cummins. При этом механическая коробка передач от Volvo, роботизированная – от компании ZF.
Еще одна любопытная новинка китайского производителя – легкий грузовик Captain серии С, хотя самой запомнившейся премьерой марки стал фургон Xiaokang C35, метящий в конкуренты «ГАЗели» и напоминающий уменьшенную копию Ford Transit прошлого поколения.
Еще один участник выставки из Азии – компания Isuzu – представил четыре грузовых автомобиля. В том числе модель Forward 18.0 Long с фургоном-рефрижератором и гидробортом и автогидроподъемник AICHI на базе шасси Isuzu Elf, позволяющий поднять корзину с монтажниками на максимальную рабочую высоту 29 м.
Российский автопроизводитель на домашнем форуме, разумеется, тоже не ударил лицом в грязь, что, во-первых, отрадно, а во-вторых, вселяет оптимизм: если что – выедем из кризисной полосы на отечественных «тележках». Пожалуй, главным событием в этом смысле стал дебют долгожданного цельнометаллического фургона ГАЗель Next, который компания представила сразу в трех вариантах – грузовом, 7-местном комби и 16-местном пассажирском. Задняя подвеска этой версии модернизирована для повышения плавности хода, объем грузового отделения грузовой версии по сравнению с «ГАЗелями» вырос на 30%. С выпуском фургона «ГАЗель Next» Группа ГАЗ входит в новый сегмент, где раньше доминировали только зарубежные производители. Еще одна яркая премьера от нижегородцев – седельный тягач на базе автомобиля «ГАЗон Next» грузоподъемностью 10 т. Уральский же автозавод показал версию грузовика Next с двухрядной кабиной, которая позволяет перевозить мобильные бригады. Еще одна перспективная новинка Группы ГАЗ – автобус малого класса «Вектор Next», способный взять на борт от 43 до 53 человек.
Весьма зрелищной стала демонстрация концептуальной кабины-трансформера от КамАЗа. Суть концепта КАМАЗ-2020 в том, что традиционно замкнутое рабочее место водителя можно переформировать в просторное помещение для отдыха или создать обстановку мобильного офиса. Есть зона личной гигиены и атрибуты полноценной кухни, часть пола трансформируется в спортивный тренажер. Серийную версию такой кабины обещано представить в 2020 году. Всего же Камский автозавод показал на COMTRANS около полусотни интересных экспонатов, в том числе седельный тягач КАМАЗ-65806 с компонентами Daimler и электробусы большого и малого класса, оснащенные литий-титанатными аккумуляторами, устойчивыми к морозам. А на площадке возле павильона красовались модели производства ОАО «НефАЗ», дочернего предприятия КамАЗа в Башкирии.
Ульяновский автомобильный завод привез в Москву линейку легких коммерческих автомобилей. Любопытно выглядит UAZ Cargo – грузовик семейства Patriot с вместительной бортовой платформой и грузоподъемностью 725 кг. Рыночные перспективы имеет и бронированный спецавтомобиль UAZ Pickup для инкассаторов, базирующийся на платформе внедорожника.
Наконец, следует упомянуть технику Минского автозавода, традиционно участвующего в COMTRANS. Следуя тренду, белорусы представили низкопольный городской автобус МАЗ 103965 с двигателем, работающим на природном газе. В нем использованы компоненты от ведущих мировых производителей, в частности, газовый мотор Mercedes-Benz и коробка – «автомат» Allison. Еще одна новинка – мусоровоз с говорящим названием «Сапфир» МАЗ-631214, позволяющий перевозить за один рейс 12 т груза. Но еще важнее, что цена машины почти вдвое ниже аналогов на импортных шасси.