На третий день после покупки новой машины прямо на дороге вытекло масло из мотора. Дилер вроде бы все исправил, но я опасаюсь, что после такого ЧП в двигателе могли возникнуть скрытые дефекты, и хочу либо сдать этот автомобиль обратно, либо поменять его на другой. Возможно ли это?
Дмитрий, e-mail
Согласно ст. 18 Закона РФ “О защите прав потребителей”, покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
– потребовать замены на товар этой же марки (той же модели и/или артикула);
– потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
– потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Что касается технически сложных товаров, к которым относятся автомобили, то потребитель при обнаружении недостатков может либо отказаться от исполнения договора купли-продажи, потребовав возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены. Все это можно осуществить в течение 15 календарных дней со дня передачи потребителю дефектного товара.
По истечении же этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
– обнаружение существенного недостатка товара (в соответствии с законом “О защите прав потребителей”, таковым считается неустранимый недостаток либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, а также другие подобные недостатки);
– нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара (под сроком понимается минимальный период, объективно необходимый для устранения недостатка обычно применяемыми способами). При этом важно знать, что в отношении товаров длительного пользования (к которым относятся и автомобили) в случае предъявления клиентом такого требования продавец обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар, обладающий теми же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет (в нашем случае речь идет о подменной машине);
– невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Чтобы обменять один автомобиль (в котором была поломка) на другой (той же марки), необходимо письменно обратиться к продавцу (дилеру) с требованием о замене. При этом важно сохранить у себя копию данного обращения с датой его подачи и подписью должностного лица, принявшего документ. Отказ продавца может быть обжалован в суде.
При эвакуации мой автомобиль был поврежден. Кто должен возмещать убытки?
Егор, e-mail
Ситуации, когда автовладельцы обнаруживают повреждения на своих машинах после эвакуации на штрафстоянку, нередки. Возникает вопрос: покрываются ли они страховым полисом?
Процесс эвакуации условно можно разбить на несколько этапов:
– составление сотрудниками ГИБДД акта осмотра автомобиля, фотографирование его местонахождения и внешнего состояния;
– погрузка машины на эвакуатор, ее перемещение на эвакуаторе, разгрузка, оформление акта приема-передачи транспортного средства на штрафстоянку;
– хранение автомобиля на штрафстоянке до момента выдачи его владельцу.
Страховая компания выплатит возмещение по договору каско только в случае, если ущерб был причинен в результате ДТП, разбойного нападения с причинением механических повреждений транспортному средству (либо отдельным его узлам и деталям), пожара, взрыва, стихийных бедствий (удар молнией, наводнение, цунами, тайфун и т.д., если такие события подтверждены документально). Как видим, ущерб, нанесенный автомобилю с момента его погрузки на эвакуатор и до передачи на штрафстоянку, не входит в вышеприведенный перечень и, следовательно, не является страховым случаем по каско. Поэтому, если ваша машина получила повреждения именно в этот промежуток времени, обращение за получением страхового возмещения в страховую компанию, скорее всего, ни к чему не приведет. Тем не менее вы можете получить денежную компенсацию, обратившись в суд с иском к компании, осуществлявшей эвакуацию.
Если же повреждения получены автомобилем до погрузки на эвакуатор или после его передачи на штрафстоянку, это становится страховым случаем по договору каско и квалифицируется как противоправные действия третьих лиц. Обратитесь в органы полиции по месту расположения штрафстоянки, чтобы получить справку, содержащую информацию о неправомерных действиях третьих лиц и список повреждений, нанесенных автомобилю, а также постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. После этого обращайтесь в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения.