Парадокс нашей действительности: во многих ситуациях автомобилисту нужно следовать не логике и чувству самосохранения, а только букве Правил дорожного движения. Иначе можно оказаться виноватым фактически без вины

На эти размышления натолкнул сюжет телесериала о медсестре. В больницу попал пострадавший в ДТП водитель: не справился с управлением и въехал в автобусную остановку. Соответствующее мнение о персонаже сложилось мгновенно, ведь он нанес тяжелые травмы людям, ожидавшим транспорт.

Но позже выяснилось, что водитель внедорожника не просто так не справился с управлением. Он уходил от столкновения с машиной пенсионера, выехавшего на встречку, чтобы не задавить собаку, выбежавшую на проезжую часть. А с пенсионером ехал его малолетний внук. Интрига закручена, зрителя заставили задуматься.

Итак, «крайний» очевиден – это, конечно, пенсионер. Он нарушил строжайшее табу Правил: выехал на встречную полосу не для обгона. Жизнь бедной собаки не аргумент. Потому что ее он, может, и спас, но спровоцировал куда более серьезные последствия. И самому ему досталось (задел грузовик), и внука подверг опасности, да еще трое получили травмы, по сценарию – тяжелые.

Казалось бы, «джипер» ни при чем? А вот и нет! Не следовало ему контр­аварийно маневрировать, лучше бы он таранил машину пенсионера. Да, возможно, разбил бы свой автомобиль. Но, во-первых, пенсионер во встречной машине пострадал бы меньше, чем абсолютно ничем не защищенные люди на остановке. А во-вторых, вина пенсионера оказалась бы более очевидна. В противном же случае владельцу внедорожника пришлось доказывать, что он уходил от лобового. А вдруг не уходил, а просто слишком быстро ехал, вот и не справился с машиной?

В другом кино о медицине прозвучала поучительная фраза: все врачебные назначения и рецепты сегодня пишутся прежде всего для прокурора. Чтобы в случае чего следствие не подкопалось, доктора сделали все возможное и строго в соответствии с должностными инструкциями. К автомобилистам это относится напрямую.

В Правилах сказано, что водитель, соблюдая их, вправе рассчитывать, что другие участники движения поступают так же. Но в первую очередь он должен соблюдать их сам. А во вторую – не доверять слепо окружающим, те могут воспользоваться вашим несоблюдением и проявить не добрую волю и здравый смысл, а нечто другое.

Вот случай из моей практики. Московская улица раздваивалась: две полосы уходили влево, одна – вправо. Мне нужно было из левой перестроиться на правую, но я тянул с маневром, так как чуть позади вроде бы маячила машина. А вроде бы и нет, подумал я и повернул руль. Удар последовал незамедлительно. Разумеется, это была отлично разыгранная «подстава», но, несмотря на очевидность прес­тупного деяния, с точки зрения ПДД моя вина была неопровержимой.

У немцев на этот счет действует неписаное правило двойного поворота головы. При выезде на автобан посмотри налево, а встраиваясь в общий поток с разгонной полосы, посмотри еще раз. Ездят там быстро – кто-то может приблизиться мгновенно. Кстати, на меня там как-то раз дважды не посмотрели, и столкновения не произошло только благодаря чуду.

Опытные водители в прошлом рекомендовали: видишь, что не избежать удара, виляй на обочину. И от ДТП спасешься, и машину сбережешь, и себя. Теперь такой совет может пойти во вред – по обочинам ездить запрещено, так с какой стати вы на ней оказались? Опять же приведу в пример дороги Запада. Там обочин нет, соответственно, нет и двусмысленности в этом плане. Возникла необходимость остановиться? Вставай на полосе, выставляй знак, вызывай эвакуатор. Другие как-нибудь объедут.

У нас тоже объедут. И логично сделают это по обочине. Но тут опять легко попасть на жезл случайного инспектора. Который объяснит, что объезжать препятствие с выездом на встречную полосу небезопасно, а по обочине... нельзя. Если же это городская многополосная улица и что-то произошло в левых рядах, то наоборот: ни под каким видом не объезжайте проблему по встречке. Лишь в случае, если ее участок специально выгородит ДПС.

То же касается газонов и другой придорожной инфраструктуры. Их порча стоит недешево. С моего знакомого, врезавшегося и свалившего фонарный столб, грозились взыскать 20 000 рублей. Почему-то так и не взыскали, но цифра запомнилась.

Есть много курсов водительского мастерства и контраварийной подготовки. Тренируя навыки на полигонах, мы получаем удовольствие от «чувства автомобиля», подчинения себе, казалось бы, таких непослушных законов физики. Но на дороге, в рутинном движении навыки мастеров не всегда применимы. Если лихие «кренделя» на скользком покрытии не помогут избежать ДТП, вполне может быть признано, что именно они, а вернее, вы и стали причиной аварии.

Вот еще эпизод. Давно, в самый разгар 90-х, когда на дорогах некоторое время царила вакханалия, одна сотрудница нашей фирмы как-то предложила мне и паре сослуживцев оценить, как водит машину ее сын. Получать права ему было рано, хотя ловкий и умный ребенок уже неплохо освоил вождение. И все же нам было откровенно страшно, потому что юный водитель напрочь игнорировал других участников движения. Каким-то образом ему удавалось избегать аварий, но скорее это другие водители вовремя замечали опасность и, что называется, расступались. Как позже выяснилось, мать понимала это, однако лишить сына игры в вождение уже не могла. Судьбы мальчика я не знаю, надеюсь, со временем он все же понял, что это не игра.

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9