На премиальном поле мирового автопрома становится тесно. Хотя позиции Mercedes-Benz, BMW, Audi, Porsche, Jaguar Land Rover остаются незыблемыми (эти компании возвели дизайн и технологии в настоящий культ), в спину грандам дышит небольшой отряд американских, европейских и японских марок. К премиальным претензиям большинства из них мы привыкли и по большей части считаем их обоснованными. А вот амбиции итальянских Lancia и Alfa Romeo, под ярким декором скрывающих инженерную базу материнской компании Fiat, уже спорны. Как и стремление ввести в тот же “премиум” модели Volkswagen, уже одним званием “народного автомобиля” призванного быть в гуще людей. Или маркетинговые ходы Citroen, тоже решившего дистанцироваться от масс-маркета, пусть даже и таким способом, как выведение спецлинейки DS.

Однако дальше – больше. И вот уже компания Hyundai, еще совсем недавно лишь пробивавшаяся к европейским потребителям, в рамках новой маркетинговой стратегии позиционирует в качестве люксовых свои модели Equus и Genesis, а заодно вводит понятие Modern Premium (премиальное качество по доступной цене), предлагая считать отвечающими всем премиальным канонам среднеразмерные автомобили типа Elantra. Да и в Kia с приходом на пост шеф-дизайнера именитого стилиста Петера Шрайера начались схожие процессы. Повышенный недавно до президента бренда по дизайну, он рассказал нам, что новый заднеприводный седан Quoris может дать старт премиальной идеологии марки. А там, глядишь, премиальные нотки зазвучат и во всех остальных легковых автомобилях Kia. Впрочем, по мнению Шрайера, эта “музыка” уже хорошо слышна. Он утверждает, что именно забота о качестве и пристальное внимание к деталям отличают все продукты Kia от машин других массовых производителей.

Той же дорогой идет и ряд других компаний, ориентирующихся на средний класс. Показательный пример – новинки Peugeot, Skoda, Mazda. В них используются отделочные материалы, ассоциирующиеся с автомобилями класса “люкс”, – мягкий пластик, добротная кожа, дорогие и эффектные отделочные вставки, задействуются неожиданно экспрессивные компоновочные решения, дизайн кузовов становится харизматичным, да и технический потенциал делается все более весомым.

Но где же в этом случае проходит грань, отделяющая признанный “премиум” от “почти премиума”? Ведущий дизайнер BMW Михаэль де Боно как-то сказал мне, что, по его мнению, для премиальной машины характерны выверенные пропорции, скрупулезная проработка экстерьера и интерьера, детали, подчеркивающие статусность и в то же время оставляющие ощущение недосказанности, некой загадки, интриги. Словом, премиальный продукт должен предлагать чуть больше, нежели просто функциональность.

В свою очередь, шеф-дизайнер Skoda Йозеф Кабан полагает, что термин “премиальный” во многом надуман. Мол, если у человека есть вкус, он сам определит, хорош дизайн или плох вне зависимости от привязки к сегменту. Однако, похоже, стилист словацкого происхождения немного кривит душой: де-факто он выводит автомобили Skoda на премиальную дорожку. Иначе как объяснить, что при Кабане новинки чешской марки стали более авангардными и утонченными? А после того, как маэстро удалось реализовать свою давнишнюю идею – стилизовать интерьер и элементы экстерьера под изделия из богемского стекла, в этих автомобилях появилась и национальная аутентичность – еще один признак премиального звучания.

О том, что подобные примеры заразительны, свидетельствуют и попытки задействовать “премиум-рецептуру” даже китайцами и русскими, хотя здесь речь идет скорее о создании яркого антуража приглашенными гуру дизайна. Так, Герт Хильдебранд, ранее возглавлявший команду дизайнеров премиальной MINI, а ныне ведающий стилем китайской фирмы Qoros, создал продукт, удостоившийся комплимента из уст маэстро Шрайера. По словам последнего, бренду из Поднебесной удалось создать линейку машин внятного германистического дизайна. Еще один дизайнер первой величины, британец Стив Маттин, ранее разрабатывавший стиль Mercedes-Benz и Volvo, теперь “рисует” для АвтоВАЗа, обещая добавить тольяттинским автомобилям эмоций.

Так хорошо это или плохо, что столько автопроизводителей пытается сегодня попасть в “премиум”? Я бы ответил следующим образом: хорошо, если такие компании борются за совершенство на всех уровнях – дизайнерском, техническом, утилитарном, отделочном. И плохо, если цель стоит только одна – провозгласив себя премиальной маркой (или моделью), пытаться лишь побольше заработать, подняв цены.

Форма должна соответствовать содержанию, обертка – начинке. В противном случае на рынок будет выбрасываться “псевдопремиум” или, того хуже, “сырой” товар в яркой упаковке. Как говорит мой коллега Дмитрий Зайцев, сколько бы кожи на сиденья ни нашили, посредственный автомобиль не поедет как Mercedes-Benz. Зато девальвация самого понятия “премиум” будет гарантирована. 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9