Очень часто приходится слышать советы бывалых: хочешь побыстрее восстановить в машине нормальную температуру – открывай все окна! Но так ли эффективна эта мера на самом деле? И не лучше ли доверить эту работу одному из величайших изобретений человечества – кондиционеру? Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, мы провели собственный эксперимент.

Когда за 30…

Моделируем обычную ситуацию: вы уходите, например, в магазин, оставив машину на открытой парковке. Именно так мы и поступили. Не в смысле шопинга, а просто оставили авто на стоянке. Правда, предварительно снабдили автомобиль дополнительным измерительным прибором – на спинке пассажирского кресла укрепили цифровой термометр. Долго ждать не пришлось, уже через час его экран показывал 33 °С.

Вполне достаточно! Теперь можно приступить к испытанию “народной” методики: открываем окна и отправляемся в 50-километровый забег. Но перед стартом производим еще одну манипуляцию – обнуляем показания маршрутного компьютера, чтобы оценить расход топлива. Ведь молва приписывает кондиционеру запредельный аппетит, а о влиянии аэродинамических завихрений от открытых окон почему-то помалкивает. Что ж, проверим.

Ощущения хорошо знакомые: плюхаешься в кресло, словно на раскаленную сковороду, легкие отказываются вкачивать в себя горячий воздух, пот мгновенно начинает струиться изо всех пор, и это притом что на улице всего лишь 28 °С. Но понимание этого не приносит облегчения. А потому – скорее в путь!

И тут же приходят иные ощущения. Поразительно, каким прохладным кажется струящийся из открытых окон воздух! Увы, это ощущение быстро проходит. Уже через пять-шесть километров мы приходим к единому мнению: потоки забортного воздуха перестали охлаждать. Но климат в салоне все-таки стал сносным – жарковато, конечно, но вполне терпимо.

Вот только на головах испытателей творится неизвестно что: гуляющие внутри машины вихри превратили относительно аккуратные прически в причудливо скособоченные волосяные короны. Бороться с этим бесполезно. Только пригладишь своенравную челку, а она уже опять незнамо где!

И все же до финиша добираемся не “сварившимися”, а относительно свежими и бодрыми. Значит, методика работает?

Однако не будем спешить с выводами, взглянем на градусник. Его показания не особо удивили: за время 50-километрового пробега по загородной трассе благодаря открытым окнам температуру воздуха в салоне удалось сбить до 28,7 °С.

А что с расходом топлива? Бортовой компьютер зафиксировал вполне достойное значение 7 л/100 км. Берем эту цифру на заметку и приступаем к испытанию второй методики.

Как белые люди

Снова оставляем машину под палящим солнцем. Вскоре термометр показывает те же 33 °С. Стартуем!

Только на этот раз заботу о “погоде в доме” доверяем автоматике: на пульте регулировки микроклимата выставляем 20 °С. И немедленно получаем… мощную волну жара – в первую минуту вентилятор изрыгнул накопленный в его недрах горячий воздух. Неприятно! Зато уже через полминуты из дефлекторов полились прохладные струи. А минут через десять даже стало немного зябко.

Несмотря на то что следующие полсотни километров мы ехали ровно с той же скоростью, что и первые, они промелькнули как-то незаметно. Изнежившись в прохладе, чуть не проскочили точку финиша!

Однако вовремя опомнились и принялись снимать показания. Посмотрев на градусник, поняли, почему нас так разморило: температура стала более чем комфортной: 21,2 °С! А значит, миф о том, что открытые окна могут соревноваться в эффективности с кондиционером можно считать развенчанным! А как насчет расхода топлива? Тут нас ожидал еще более приятный сюрприз: компьютер показал... 7,1 л на “сотню”! То есть разница настолько мизерна, что укладывается в пределы статистической погрешности.

Конечно, результаты нашего теста не абсолютны. На другой машине, на других дорогах и в иных погодных условиях цифры неизбежно будут иными. Но тенденция ясна: обладая современным автомобилем, нет смысла бояться кондиционера. Более того, эта “экономия” может даже стать опасной – в жару водителю труднее сконцентрироваться на дороге. Да и мы смоделировали далеко не самую сложную ситуацию. Например, если бы сразу после начала первого опыта встали в пробку, то пришлось бы куда тяжелее. А с работающим кондиционером водитель будет чувствовать себя комфортно даже в многокилометровом заторе.

Так что призываем всех: если у вас в машине есть климатическая установка, пользуйтесь ею – это удобно и не требует сверхзатрат. А открытые окна, как показал эксперимент, все-таки малоэффективны. Да и экономия на топливе ничтожно мала – больше придется отдать парикмахеру, чтобы он восстановил испорченную прическу. 

Откуда ноги растут

Предтечей современного автомобильного кондиционера можно считать устройство, которое предложил американец Уильям Вителей еще в 1884 г. Оно представляло собой специальный ящик с кубиками льда. Набегающий поток воздуха, проходя через него, охлаждался и поступал в салон. Более перспективную машину, уже похожую на современные охладители воздуха, создал изобретатель Уиллис Кэрриер в 1936 г. Первым же серийным автомобилем, оснащенным кондиционером, стал американский Packard образца 1939 г. Еще пару лет спустя такие устройства стал устанавливать Cadillac, позже прелесть изобретения оценили и другие автопроизводители. Однако первая полноценная интегрированная климатическая установка, включавшая в себя и обогреватель, и кондиционер, появилась куда позже – в 1954 г. на автомобиле Nash Kelvinator. Доплата за эту опцию была весьма серьезная – 345 долларов. Для сравнения: самый дешевый легковой Ford в то время стоил всего 1548 долларов.

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 7