Вы обращали внимание на то, в каких автомобилях водители чаще всего беседуют по телефону, держа его в одной руке и лишь другой манипулируя рулем, “дворниками”, аудиосистемой, “поворотниками” и, нередко, рычагом трансмиссии одновременно? Подскажу: это владельцы древних “Жигулей” и… очень дорогих моделей премиальных брендов. С первыми все понятно: подчас у них нет денег даже на зимнюю “резину”, а потому я лично от таких машин стараюсь держаться в стороне, подальше. Что же касается вторых, то, казалось бы, подобная картина – нонсенс: автомобиль стоимостью как квартира по определению должен быть оснащен весьма распространенным ныне Bluetooth, ведь он есть уже едва ли не в каждом мобильном телефоне. Если такой “синий зуб” имеется, то с запуском мотора связь подключается к системе громкоговорителей машины (либо к беспроводной гарнитуре) и, чтобы набрать номер, ответить на звонок или поговорить с другим абонентом, водителю достаточно лишь нажать кнопку.
Это небольшой “ликбез” для тех, кто до сих пор не пользуется беспроводной связью в автомобиле. Или хотя бы проводной гарнитурой hands-free, которая тоже позволяет управлять им с меньшим риском. А то, что он есть, бесспорно. Согласно очередному исследованию, проведенному в Великобритании, риск совершения аварии из-за разговора по мобильнику возрастает вчетверо! Как минимум потому, что время реакции водителя в этот момент увеличивается в полтора раза, пульс учащается на пять-шесть ударов в минуту и у девяти из десяти шоферов заметно ослабляется контроль над дорожной обстановкой. Результат – каждое третье ДТП случается из-за бесед по сотовому телефону. Кстати, осенняя трагедия в Москве, когда легковушка, вылетевшая на автобусную остановку, насмерть задавила женщину, тоже произошла по вине водителя, отвлекшегося на звонок.
Спрашивается, почему тогда столь важной функции, как Bluetooth, частенько нет в самых дорогих автомобилях, славящихся инновациями? Почему машины, стоимость которых начинается минимум с полутора миллионов рублей, на улице превращаются в гранату, способную рвануть в любой момент и покалечить множество людей, а то и унести их жизни? На мой взгляд, у такой бомбы два фитиля, хотя и одного порядка. Это – жадность. Один – жадность автопроизводителей и их дилеров, второй – скаредность самих автовладельцев.
Если взглянуть на базовые версии многих моделей премиум-сегмента, выяснится, что они, как говорят в народе, “голые”. Чаще всего нет даже таких функций, как тот же Bluetooth, датчик дождя или обогрев зеркал, прямо влияющих на безопасность. Хотя в куда менее дорогих машинах массовых марок все это нередко в наличии. Дело в том, что с покупателей самых дорогих авто их продавцы стремятся собрать еще больше денег. Видимо рассуждают так: если человек купил модель за два-три миллиона, то отдал не последние. Значит, выложит и дополнительно за безопасность и комфорт, ведь вряд ли станет рисковать собственной жизнью и здоровьем или ущемлять себя в удобствах. Правда, при этом и стоимость подобных опций вполне “премиальная”. Мы подсчитали: если одну популярную модель представительского класса оснастить даже не всеми опциями, цена возрастет чуть ли не вдвое. Притом что те же опции в масс-маркете во много раз доступнее. То есть с вас берут лишь за принадлежность к бренду. Я знаю, о чем говорю: мой приятель, владеющий представительским седаном, долго платил в среднем по 100 тыс. рублей за каждый визит в официальный сервис, пока ему то же самое не стали делать в несколько раз дешевле и быстрее у “неофициалов”. Заметьте, с тем же качеством.
Вот тут-то собака и зарыта! Российский клиент – особенный, ему подчас важнее пустить пыль в глаза. Как тем девочкам-секретаршам, что, попав в столицу из провинции, изо всех сил копят только на сумочку Louis Vuitton – своего рода символ успеха в “Одноклассниках”. За такое фото можно и колготки штопать, и комнату вскладчину снимать, и есть только “Доширак”, да еще всего раз в день. Скажете, преувеличиваю? Ничуть. Совсем недавно одна из моих знакомых, без мужа растящая двоих детей и с трудом погашающая ипотеку, вновь влезла в кредит и купила премиальный внедорожник. Только потому, что в ее фирме это круто. В общем, та же сумочка, только более дорогая и на четырех колесах.
Вот ради этой “крутизны” и многие другие (очень многие!) спешат приобрести “что-нибудь престижное” – главное, чтобы все видели, на чем ты ездишь. Встречают ведь по одежке. Точнее, по машине. А что до безопасности или комфорта, то денег либо уже нет, либо “жаба душит”. И глубоко “по барабану”, что даже законом предусмотрена ответственность за болтовню в дороге, пусть и в виде штрафа.
Если бы такое наплевательское отношение к здоровью, да и к жизни в целом, касалось лишь самих этих людей, я бы, пожалуй, и смолчал. Беда в том, что чаще всего от них страдают окружающие – вполне законопослушные водители и пешеходы. И, соответственно, их семьи. То есть большинство из нас. При этом и мы сами, и те, кто должен исполнять закон – инспекторы ГИБДД, как будто бы не замечают криминала в этих шалостях. Боюсь только, до тех пор, пока они не приведут к очередной громкой трагедии.