Если предыдущего столичного градоначальника именовали «всероссийским пчеловодом», то нынешнего вполне можно звать Дед Мороз Семеныч. Под его чутким руководством мэрия собрала такой мешок «подарков» автомобилистам, что их с лихвой хватит и москвичам, и жителям других городов России
Взимание денег за парковку внутри Третьего кольца столицы, платный проезд по главным транспортным артериям российских городов, ужесточение скоростного режима, повышение страховых тарифов и «ценника» на права, привязка транспортного налога к экологическому классу с неизбежными тратами владельцев старых машин, уверенный рост цен на бензин, причем на фоне «падающей» нефти, – это лишь часть новогодних «гостинцев», которые федеральные и муниципальные власти приготовили для российских автомобилистов.
Некоторые из этих мер пока в стадии подготовки, но большинству уже дан зеленый свет. Как видно, поставлена двойная задача: пополнить бюджет для компенсации последствий кризиса и одновременно разгрузить дороги. Например, московский мэр Сергей Собянин даже не скрывает, что стремится отлучить водителей от руля, пересадив их на метро, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Чтобы прозондировать реакцию общества, в прессу в конце 2014 г. вбрасывается информация: в 2015 г. начнут взимать по 200 рублей за каждый въезд на МКАД и столько же – за езду по ТТК. Проехал по любому из колец, пусть даже пару сотен метров, – плати! Собянин убежден в правильности инициативы, апеллируя в том числе к опыту иностранцев: дескать, когда мэр Лондона установил таксу пять фунтов стерлингов в сутки за въезд в центральную часть города, в английской столице стало легче ездить и дышать.
Вот только московский мэр намерен пойти дальше лондонского коллеги. Британец сделал непривлекательным въезд в столичный центр. Глава Москвы готовится поставить барьеры уже на подступах к столице, а все-таки прорвавшихся внутрь МКАД, Третьего и Садового колец водителей прижмут паркоматами. Точнее, этот процесс уже вовсю идет. С недавнего времени почасовая оплата за стоянку в зоне Москва-Сити и в пределах Бульварного кольца составляет 80 рублей в час, в зоне Садового – 60, в пределах ТТК – 40 рублей.
Нетрудно подсчитать, во что могут вылиться поездки на работу в центр Москвы жителю ближнего Подмосковья, если его маршрут попадает именно на эти трассы, и даже москвичу, живущему, скажем, в Митино: 400 рублей в день за проезд по МКАД, еще 400 – за движение по «трешке» и плюс 480 за восемь часов стоянки возле офиса внутри Садового. Итого: 1280 целковых за рабочий день, а так как их в месяце в среднем 22, то ежемесячно выходит уже 28 160 рублей! И это еще без бензина, который тоже дорожает на глазах. Автомобиль, как и в советские времена, опять становится не средством передвижения, а роскошью.
При этом инициатива Собянина поддержана «сверху» и подхвачена регионами. По некоторым данным, на запуск предложенных проектов была дана отмашка из Кремля. А уже в марте 2015 г. в Госдуму планируется внести законопроект Минтранса об организации дорожного движения. Этот документ позволит местным властям в любом городе вводить плату как за въезд внутрь населенных пунктов, так и за проезд внутри них по тем или иным улицам и переулкам. Так что и Тула, и Владимир, и Казань, и Новосибирск найдут чем ответить «гостеприимным» москвичам. Приятных путешествий, соотечественники!
Если же вновь вернуться к делам столичным, то можно предположить, что произойдет, если все намеченное московскими и федеральными властями будет реализовано в полной мере. Понятно, что изгнанные с МКАД и ТТК (заметим, наиболее широких магистралей города) автомобилисты начнут выбирать альтернативные маршруты и неизбежно перегрузят все остальные трассы, вплоть до небольших проулков и проездов. К тому же вытесненные за пределы Третьего кольца (а там, глядишь, и еще дальше!) владельцы транспортных средств начнут парковаться за его пределами, и тогда жителям близлежащих домов не позавидуешь – им либо придется возводить заборы да шлагбаумы, либо каждый день крыть чужаков матом и стонать: «Понаехали тут!» Кстати, опыт показал, что в таких случаях недалеко и до сознательной порчи недешевого имущества – в подобных «несчастливых» дворах часто специально царапают машины, срывают зеркала и прокалывают шины.
В итоге толчея в общественном транспорте станет обыденным делом, а число людей, стремящихся скрыть или «подправить» номера на своих авто, многократно возрастет. Более того, в уже просматриваемой перспективе подобная политика попросту обрушит и автомобильный рынок – семьи, в которых до недавнего времени было две машины, уже сегодня считают правильным ограничиться одной. А там, глядишь, и от нее придет пора избавиться.
Картина, как ни крути, вырисовывается печальная. Тех, кто желает ездить на автомобиле по родному городу, целенаправленно давят поборами, штрафами, запретами – по сути, делают людьми второго сорта относительно водителей и пассажиров общественного транспорта. И даже метро к спальным районам столицы власти Москвы протягивают с особой изощренностью – под прокладку ветки под землей дорогу наверху будто нарочно урезают в максимальной степени. Специально посмотрел, как идет строительство подземки на Мичуринском проспекте: как минимум лишний метр-два асфальта по краям строительной площадки метростроевцы оттяпали: хочешь проехать – ютись и трись. Видимо, это еще один намек водителям, пока не сообразившим, что пора превращаться в пешеходов. Чтобы Дедам Морозам из мэрии было за что отчитаться.