Юбилей АвтоВАЗа – это, безусловно, праздник. Большой праздник, с которым я поздравляю и заводчан, и всех причастных к нему. Но это еще и повод взглянуть на явление – Волжский автомобильный – со стороны, издали, чтобы лучше ощутить его масштаб и значимость
В Тольятти есть улица 70 лет Октября и бульвар 50 лет Октября… Мне думается, что-то одно уж точно можно переименовать, ведь постановление Совмина СССР о строительстве автогиганта на Волге было подписано 20 июля 1966 года. И оно оказалось поистине революционным.
Знаете, что на самом деле случилось полвека назад? Нет, не рождение завода, поскольку таковым я все-таки считал бы старт производства, который случился 19 апреля 1970 года (при нашей большой любви к праздникам мы эту дату отмечаем как появление «копейки»). Летом 1966-го мы официально встали на путь сотрудничества с иностранным автопромом – тесного и окончательного. Это произошло со второй попытки – тремя десятилетиями ранее хотя и плотно, но недолго сотрудничали с Ford. И хорошо, что не понадобилось третьей. Сегодня в России выпускают машины всех известных марок за очень небольшим исключением, и за это надо быть признательными тем, кто 50 лет назад начинал работу по переносу на российскую почву технологий Fiat. Кстати, по иронии судьбы ныне эта компания в коротком списке тех, у кого нет производства в нашей стране.
Конечно, ВАЗ строило государство, машину сделали под советской маркой, но если посмотреть на техническую сторону, то современная постройка немцами, американцами, французами, корейцами своих предприятий, адаптация своих моделей к российским условиям, организация и локализация производства – это в очень большой степени повторение опыта АвтоВАЗа. А что, как не адаптацию Fiat-124, выполнили перед стартом производства в Тольятти? Глубокую, не спорю, адаптацию, но ведь разработка и доводка нынешних европейских или азиатских моделей – тоже весьма масштабные и затратные проекты. Особенно если учесть, что по объему выпуска они уже давно сравнимы с «Ладами».
И это говорю не в укор АвтоВАЗу, а с благодарностью, как никогда уместной именно сейчас, в год юбилея. Волжский автозавод проложил путь, вызвал к жизни целые отрасли: в стране появились новые технологии и предприятия по металлообработке, электротехнике, изготовлению пластиков, стекол, шин… Стали внедряться новые стандарты – например, ключ «на 13» до этого в машиностроении был немыслим, да и модули шестерен для столь массовой отрасли, как автомобильная, оказывается, можно было выбирать не только из заданного ГОСТом ряда. Когда в «нулевые» в Россию двинулись зарубежные автогиганты, им тоже пришлось приводить поставщиков – новый продукт требует нового качества, как когда-то этого требовали «Жигули». И теперь на предприятиях нового российского автопрома заняты десятки тысяч человек, а мы имеем современные автомобили, сделанные в нашей стране.
Предвижу упрек: «А с того же ВАЗа людей увольняют». Но ведь это жизнь, и от современных реалий никуда не денешься: в XXI веке, чтобы выпускать полмиллиона машин, уже не нужно 100 тыс. человек. Тем более странно слышать сетования старых заводчан «на этих французов» – дескать, пришли на наш завод, все делают по-своему, не понимая российской специфики и нашей уникальности. Друзья, с таким подходом вы не построили бы завод, не освоили бы «копейку», не придумали бы «Ниву». И не довели бы совместно с Porsche до ума вазовскую «восьмерку», чья платформа лежит в основе большинства современных моделей!
Вообще, не надо бояться потерять свою автомобильную индустрию. Будем смелыми в этот юбилей и признаем, что наш, советский автопром подразумевал скорее слабое качество и не самую высокую надежность продукции, так чего ж этого держаться? До сих пор живут легенды о первых «Жигулях», собранных еще из итальянских деталей и оттого прекрасных. О машинах 80 90-х ходят уже совсем другие легенды – и про распредвалы, и про краску…
Свой автопром – это когда в твоей стране заняты делом населяющие ее люди, которые много и хорошо работают и имеют возможность долго и хорошо жить. И если при этом их работодатель имеет иное гражданство, ничего страшного. Англичане вон тоже цеплялись за «свой» автопром, а в результате королева ездит на автомобиле немецкого концерна, а премьер-министр – индийского. Зато это хорошие машины, которые сами британцы сохранить не смогли. Или не захотели.
Могу привести и обратный пример. Знаете, какая страна самая автомобильная в мире? Где выпускают больше всего машин на душу населения? Пятимиллионная Словакия! Та самая, в которой до 90-х годов прошлого века автопрома не было вообще. Сегодня же там действуют и немецкий, и французский, и корейский концерны с мощными предприятиями полного цикла, производящими свыше полумиллиона автомобилей в год.
Вот с чем хотелось бы прийти к следующему юбилею АвтоВАЗа. Поэтому не стоит жалеть, что он «не наш» и что в его цехах «хозяйничают» иностранцы. По большому счету с того же самого тольяттинский автогигант и начинался. И был успешен.
Полвека назад к нам пришел настоящий автопром. И это больше чем день рождения одного, пусть и очень крупного предприятия. Это явление масштаба всей страны. А потому желаем всего самого лучшего и АвтоВАЗу, и всем брендам, продукцию которых он выпускает, и, конечно же, его клиентам. То есть всем нам.