Беспилотные автомобили получат широкое применение через десять лет, но уже нынешний год станет важной вехой в распространении этих, кажущихся пока фантастикой, устройств. В том числе – российских

О том, что фантастическая идея передвижения автомобилей без участия людей скоро станет реальностью, недавно заявили специалисты известной международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) в специальном исследовании под названием «Революция за рулем: путь к автономным транспортным средствам».

Этот отчет напоминает, что элементы автономного управления машинами начали появляться уже достаточно давно – в частности, такой опцией, как адаптивный круиз-контроль, серийные модели стали оснащать еще в 2006 г. Примерно такую же историю имеет и функция помощи при параллельной парковке, а система автоматического экстренного торможения стала доступной еще семь лет назад. А сейчас уже никого не удивишь способностью электроники пусть и частично, но все же брать на себя роль водителя, достаточно широко распространена, к примеру, система удержания в полосе движения, когда автомобиль самостоятельно возвращается на ограниченный разметкой участок трассы. Теперь же различные опции уверенно эволюционируют в единую систему, делающую авто полностью автономным.

Важным в этом отношении должен стать 2015 г. К его концу некоторые серийные автомобили уже смогут, видимо, частично ездить сами по себе. Так, компания Tesla во второй половине года планирует установить в свои машины так называемый автопилот для одной полосы. По словам инженеров, при активации этой функции авто сможет двигаться по трассе в пределах своей полосы совсем без участия человека, самостоятельно ускоряясь и останавливаясь при появлении препятствия. В 2016 г. такую же систему на всех автомобилях Cadillac собирается внедрить и корпорация General Motors. К 2017 г. у ряда марок должны появиться машины с опциями автопилота для пробок и автономной парковки, когда человек, заехав, например, на стоянку торгового центра, сможет выйти из автомобиля, а тот самостоятельно найдет свободное место и припаркуется. В 2018 г. производители обещают вывести на рынок модели с опцией смены полосы, благодаря чему автомобиль будет способен сам «решать», когда ему можно перестраиваться на соседнюю полосу, скажем, для обгона.

Полностью же автономные автомобили с так называемой функцией городского автопилота, по мнению аналитиков BCG, появятся на улицах к 2025 г. Это обещают представители Mercedes-Benz. Кстати, предварительные испытания роботизированных концептов этой марки прошли достаточно успешно: концептуальный Mercedes-Benz F015 Luxury in Motion без особых проблем самостоятельно катал журналистов по улицам Сан-Франциско в конце прошлого года, откуда потом благополучно доехал своим ходом до Лас-Вегаса на выставку Consumer Electronic Show. Не стоит забывать, что в США в ряде штатов на законодательном уровне разрешена эксплуатация на дорогах общего пользования автономных автомобилей, а в штате Невада для них даже разработан специальный формат номерного знака.

«Друглы» по вызову

Перспективы применения автономных автомобилей рисуются поистине захватывающие. Так, аналитики BCG предполагают, что большое будущее «роботомобили» могут иметь в мегаполисах. Здесь вполне реально появление так называемых роботакси, или «друглов» (от словосочетания «дроид» и Google – компании, активно развивающей беспилотные системы). Такого «авторобота» можно будет вызвать, например, с помощью смартфона, используя лишь специальное приложение. «Другл» сам приедет к заказчику, более того, по пути следования он соберет попутчиков, что даст возможность заметно сэкономить на поездке и сделать такую роботизированную машину чуть ли не самым выгодным транспортным средством в современном большом городе.

Мнение профессионала

Азат Мулгимов, генеральный директор компании Air Charter Service в России и СНГ

Автопилоты в авиации успешно применяются еще с 30-х годов прошлого века, а в 1947 г. был совершен первый трансатлантический перелет, где самолетом полностью управлял автопилот, включая взлет и посадку. Поначалу к системам автоматического управления в авиации тоже относились с недоверием, но сегодня без подобных устройств нельзя представить ни одного лайнера. Появление автопилотов сильно облегчило работу летчиков, особенно на дальних расстояниях. Понятно, что действие таких систем нужно контролировать, и в сложных ситуациях (в том числе во время посадки) летчики обычно управляют лайнером вручную. В автомобилях развитие автопилотов, скорее всего, пойдет по тому же сценарию: сначала к новшеству будут относиться с недоверием, но потом оно станет стандартным атрибутом машины.

В BCG также заявляют, что к 2025 г. на дорогах общего пользования в разных странах будет насчитываться в общей сложности свыше 600 тыс. полностью автономных автомобилей, а мировой рынок опций автономного вождения дойдет до отметки 42 млрд долларов. А еще через десять лет процесс роботизации автомобилей достигнет новых высот: полностью автономные машины займут аж 10% всего мирового рынка (12 млн единиц, см. график), при этом в денежном выражении объем полностью или частично автономных автомобилей составит 77 млрд долларов.

КамАЗ без шофера?

Интересно, что в процессе развития автономных систем вождения свою нишу рассчитывают занять и российские разработчики. Недавно было объявлено, что российская компания Cognitive Technologies готовит свою систему автономного вождения для КамАЗа. Причем работы эти активно поддерживаются государством: сообщается, что Минпромторг планирует выделить на проект внушительные 18 млрд рублей в течение ближайших четырех лет.

Участники проекта обещают, что тестовые испытания беспилотного грузовика начнутся нынешним летом, а через два года созданные на основе этих разработок системы помощи (система слежения за рядностью движения, функция автоматического экстренного торможения) появятся на серийных КамАЗах. Так что уже в 2018 г. российские самосвалы смогут ездить сами по себе по закрытым территориям, к примеру, внутри какого-нибудь склада или перевозя зерно с поля на элеватор. Более того, в 2020 г. (раньше, чем планируют зарубежные компании) российский беспилотный грузовик может появиться на дорогах общего пользования.

При этом отечественные инженеры утверждают, что их системы автопилотов более продвинутые, чем зарубежные аналоги. Прежде всего потому, что изначально иностранные автопилоты ориентированы на идеальную дорожную инфраструктуру с ее четкой дорожной разметкой, указателями, отличным покрытием.
В России же с этим туго, и потому наш автопилот научат определять границы трасс и нужное направление движения по менее заметным признакам вроде обочины или колеи.

Роботы среди нас

Признаемся, принять прогнозы аналитиков BCG непросто. От одной мысли, что уже через десяток лет нас будут возить не живые люди, а какие-то железяки с электронными «мозгами», становится не по себе. Конечно, всех волнуют вопросы безопасности. А что будет, если у электроники вдруг случится сбой или окислится контакт и этот передовой «другл» на полной скорости влетит в столб или посшибает пешеходов?

Мнение профессионала

Ольга Ускова, директор компании Cognitive Technologies

Преимущество разработанной нами системы автономного вождения – это определение по мельчайшим признакам границ дороги. Наша система создает так называемый виртуальный тоннель: выделяет полосу, по которой движется автомобиль. Другая важная задача – автоматическое определение других движущихся транспортных средств на дороге, а также знаков: система должна понимать даже при перегруженном информационном пространстве (например, в виде рекламы), что у дороги установлен тот или иной знак. С задачами по выделению дороги и знаков мы фактически справились, функция же определения других участников движения и пешеходов пока в стадии доработки. Сейчас с нами ведут переговоры несколько ведущих иностранных автопроизводителей, причем не о покупке технологий, а о приобретении самого узла. И если все пойдет по плану, мы сможем выйти на уровень мирового автопрома, стать одной из держав, равноправно участвующих в развитии беспилотных автомобильных систем.

Разумеется, разработчики подобных систем заявляют о полной, стопроцентной безопасности роботизированных машин. Они утверждают, что чрезвычайные ситуации будут полностью исключены, что если вдруг произойдет какой-то сбой, то электроника сможет тут же справиться с проблемой и гарантированно предотвратить аварию.

Можно этому верить или нет, покажет время. Хотя уместно вспомнить, что, например, в авиации уже давно и повсеместно используются автопилоты, которые успешно работают даже при посадке самолетов. Или взять тот же круиз-контроль. Эта опция появилась в США в 1967 г., и ей пришлось долго покорять рынок: только через десять лет степень проникновения системы достигла 25% от всех продаваемых в Америке автомобилей. Причем до сих пор массовых случаев аварий по ее вине не зафиксировано. То есть можно утверждать, что электроника надежнее человека.

Вероятно, и роботизированные машины со временем станут более безопасными, чем авто с водителем. К тому же они смогут упорядочить движение в современных мегаполисах – доказано, что большинство пробок в городах случается из-за недисциплинированного поведения водителей, которые, пытаясь объехать затор, создают дополнительные помехи соседям по потоку. Роботы лишены эмоций, а значит, вполне могут сделать городской трафик более разумным, упорядоченным, быстрым и безопасным. 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9