Мало кто сейчас задумывается о том, что мир уже стоит на пороге настоящей автомобильной революции. А может, даже сразу двух – электрической и беспилотной. И каждая из них, а уж тем паче вместе могут кардинально изменить имеющуюся у нас инфраструктуру. Да и вообще жизнь
Примерно так же в свое время появление конвейера и массовый выпуск дешевых машин заставили сначала всю Америку, а затем и другие части света прокладывать автомобильные дороги, строить заправки, паркинги, придумывать сложные развязки, возводить придорожные мотели и кафе, сервисные станции… Конечно, прорыв случится не единовременно – тот же отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электротягу произойдет не через год и не через два. Да и реальные автопилоты начнут массово колесить по улицам не к нынешнему Рождеству. Тем не менее уже сейчас приход чего-то нового вполне осязаемо вызывает недовольство множества людей. Спрашивается, почему?
На мой взгляд, они просто… боятся. Перемен, технических подвохов, необходимости менять привычный образ жизни. Но все это не ново. В свое время автомобилисты точно так же не хотели пользоваться ремнями безопасности, жаловались на «дворники», которые «отвлекали от дороги». А самые первые машины вообще вызывали чуть ли не животный страх – их даже предлагали запретить.
Сегодня же мы наблюдаем схожее неприятие автопилотов. Одна из главных претензий формулируется просто: слишком дорого! Очередной повод к этим рассуждениям дал президент Volvo Car Хокан Самуэльсcон, заявивший, что система полноценного автопилотирования будет стоить около 10 тыс. долларов. При этом подчеркнул, что речь идет не о каком-то «ассистенте», а именно о полноценном беспилотнике. «Вы сможете сидеть сложа руки и смотреть кино», – заметил швед. Но, видимо, последнего замечания многие просто не заметили, обывателей шокировала сумма – десять тысяч «зеленью»! Это же целую новую машину можно прикупить!
При этом забывают об одной детали – речь идет о поистине прорывной технологии. А таковые всегда стоят дорого. Это обусловлено как высокой стоимостью компонентов (они поначалу делаются под заказ, иногда штучно), так и огромной ценой собственно разработки. Тут просто нужно понимать, что, как только инновация начнет работать и доказывать свое право на существование, ее цена станет стремительно снижаться: систему поставят на поток, появятся конкуренты.
За примерами далеко ходить не надо. Знаете, сколько стоил первый автокондиционер, поставленный в Packard 1939 года? Сообщаю, 274 доллара. По тем временам очень большая сумма, ведь машину можно было купить за 700–800 таких же дензнаков. Первый радиоприемник Motorola в 1930 году оценивали в 110–130 долларов (по нынешним временам это было бы около 2 тыс.). А поступивший в продажу в 1980-х сотовый телефон (размером и весом с кирпич) продавали за 3995 долларов! На фоне этого нынешние 10 тыс. за первый автопилот – не так и много, учитывая уровень сложности системы. И уровень ответственности. Ведь в случае аварии или, не дай бог, гибели людей будут осуждать именно производителя автомобиля.
Кстати, риск аварии – еще один довод, используемый противниками появления автопилотов. И как тут опять не вспомнить историю: в 1894 году первый эскалатор был построен в качестве… аттракциона. Причем экстремального. А позже владелец магазина Harrods в Лондоне даже давал покупателям, проехавшим по самодвижущейся лестнице… стопку виски. За храбрость. Смешно? А вы подумайте, что лет через двадцать-тридцать наши дети станут так же потешаться, вспоминая, как их «предки» опасались пользоваться беспилотным транспортом.
Эта ирония будет оправданной еще и потому, что новые технологии наверняка резко снизят количество и тяжесть ДТП: электронный разум не сможет совершать глупые ошибки, не станет ради лихачества выезжать на «встречку», не перепутает педали «газа» и тормоза, не будет засыпать за рулем. А еще радары «видят» лучше людей, компьютеры в миллионы раз быстрее нас считают и отдают команды всем системам, датчики распознают угрозу даже в кромешной темноте или густом тумане…
Наконец, третий аргумент «против»: дескать, как только автопилоты станут популярны, они просто убьют такие массовые профессии, как таксист, водитель грузовика, шофер автобуса. Мол, без работы останутся десятки или сотни тысяч граждан. Да, такова плата за прогресс. Внедрение в жизнь любой новации, будь то стиральная машина, конвейер, ЭВМ или мобильный телефон, приводит к увольнению некоторого количества людей. Но, согласитесь, этот процесс имеет и обратную сторону. Когда иные ретрограды говорят о предстоящей безработице, то почему-то забывают указать, что новые технологии образуют и новые рабочие места. Причем, как правило, более квалифицированные и лучше оплачиваемые.
Как только появятся автопилоты, начнется формирование инфраструктуры для таких машин, которую кто-то должен строить и обслуживать. А значит, понадобятся и специалисты. К тому же беспилотники и электрокары не свалятся нам на голову в один момент – они будут отвоевывать право на жизнь постепенно. Соответственно, у нас есть время все осмыслить, оценить и подготовиться. Это куда продуктивнее, нежели пытаться остановить прогресс. Или вы не согласны?