Американский ученый Джонатан Хюбнер выяснил, что только небольшой, причем стабильный процент населения Земли во все времена обеспечивал человечеству технические прорывы. Затем он сопоставил количество значимых изобретений с численностью жителей планеты в тот или иной период и узнал, что золотой век прогресса пришелся на… 1873 г. После того доля новаций пошла вниз, и, более того, в 2024 г. уровень прогресса опустится до показателя Средневековья.
А знаете, кто виноват в том, что г-н Хюбнер прав? В том числе люди, искренне считающие себя “истинными” водителями. Как часто фанаты “настоящих” машин с презрением высказываются о таких вещах, как, например, автоматическая коробка передач, система стабилизации или активный круиз-контроль! Мало того, они еще и агрессивны: дескать, не любишь “механику” – не мужик!
Я знаю, что сейчас услышу: мол, все эти “электронные помощники” и “автоматы” не позволяют чувствовать автомобиль! Боже мой, как высокопарно и загадочно звучит: чувствовать автомобиль, понимать все нюансы его поведения, быть с “железным конем” одним целым…
Господа, вы вправду в это верите?! Ведь если рассуждать так, то получается, что процесс одновременного плавного и контролируемого сгибания левой ноги с согласованным разгибанием правой (такого же равномерного), которые происходят параллельно с перемещениями в горизонтальной плоскости отведенной в сторону правой руки (без визуального подтверждения), и означает “чувствовать автомобиль”? Или дерганье машины при ошибке с выбором передачи должно дарить незабываемое чувство драйва? Да бред же!
Могу понять отрицание “автомата” в 30–50-х годах прошлого века, когда такие трансмиссии были несовершенны. Но ныне на дворе XXI век – пора бы уже пользоваться благами цивилизации! Ведь современные “роботы” и “автоматы” не дергаются при переключении, более того, они способны перебирать передачи быстрее и точнее, нежели водитель, благодаря чему делают езду комфортнее и, кстати, безопаснее. Да и по динамике “автоматические” машины давно уже не проигрывают “механическим”.
Поэтому смешно смотреть на тех, кто чуть ли не молится на “айфон”, разогревает еду только в микроволновке, при первой возможности “коннектится” по “вай-фаю” и в то же время рвет на груди рубаху, требуя вернуться к “правильным” автомобилям прошлого. Друзья, тогда будьте честны до конца: пеките хлеб в печи на дровах, мойтесь в тазике из ковшика и говорите лишь по проводному телефону с вращающимся диском. Уж если хардкор, то полный!
А сколько стонов по поводу того, что современные системы безопасности “убивают” автомобиль! Отвечу: правильно делают. На смену “автомобилю ездящему” идет “автомобиль разумный”. Такой, что сможет сам тормозить и разгоняться, пропускать пешеходов, поворачивать. Скажете, машина в нынешнем ее понимании умрет? Да и ради бога! Зато ваши дети выживут. Опыт показывает: как только на смену человеку, подверженному слабостям, недугам и прочим субъективным факторам приходит бесстрастная автоматика и электроника, жизнь становится куда безопасней.
Я убежден, что недалек день, когда мы полностью доверимся искусственному интеллекту автомобилей. Представьте только: не нужно костерить придурков, которые всех подрезают или летят по диагонали через три ряда, нет страшных аварий, никто не едет на красный. Зато можно позволить кружку пива вечером после работы: машина сама на автопилоте доставит вас до дома, припаркуется и отправит сообщение жене: “Разогревай ужин”. А чтобы так и было, ретроградам нужно лишь отказаться от желания пускать автомобиль в занос и там же его “ловить”, рвать с места до вожделенной “сотни” и, двигаясь в плотном потоке, представлять себя Шумахером, плюющим на всех остальных. По-моему, выбор очевиден! А ради тех, кто любит скорость и не ценит комфорт, можно выпускать “винтажные” автомобили для езды на треках.
Мне возразят: мы этого не заказывали, не надо ничего навязывать. Отвечу словами Генри Форда: “Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь”. Желаете лошадь и телегу? Или прогресс и комфорт? Решать вам. А чтобы могли сделать выбор, приведу несколько примеров. Ремни безопасности начали ставить еще в 1949 г. на модели американской фирмы Nash Motors. Появились они и в 1955 г. на Ford и Chrysler. Однако клиенты заявили, что хотят “чувствовать машину” (очень знакомые слова) и пристегиваться “дурацкими лямками” не желают. Чтобы переубедить людей, потребовались годы, миллионы долларов и десятки тысяч жертв. Схожая история и с ABS – первая подобная система на Chrysler Imperial, появившаяся в 70-х годах прошлого века, стоила около 350 долларов при цене машины 6000. Легко догадаться, что от “ненужной” опции отказывалось большинство покупателей.
Наконец, еще одна история: 10 ноября 1903 г. в США некая Мэри Андерсон сделала патентную заявку № 743801. Она запатентовала Window Cleaning Device – “девайс для очистки стекол”, те самые “дворники”, что сейчас известны всем. Однако газеты написали: “Только женщине придет в голову столь бредовая идея. Ну какой идиот станет отвлекаться от управления автомобилем для того, чтобы включить стеклоочиститель?” Считалось, что протирать стекло рукой проще и безопаснее. Если бы сейчас кто-то сделал это таким способом, то слово “идиот” в его адрес наверняка оказалось бы самым мягким и единственным цензурным.