Фактически узаконенная возможность превышать скорость на добрых два десятка километров в час стала своего рода индульгенцией для тех, кому наплевать на жизни и здоровье окружающих
Безопасность на дорогах… Нам постоянно и со всех сторон твердят о ней, с рекламных щитов призывают снизить скорость, показывают ужасные итоги столкновений и статистику по ДТП. Казалось бы, предпринимают все, чтобы свести количество аварий к нулю. И все-таки я усомнюсь, а делается ли что-нибудь реальное помимо этой самой «агитации»?
Уже вижу, как разгневанные граждане воскликнут: «Что ты там несешь? Как смеешь обвинять в подобном государство?!» Однако давайте разберем только один пример – со скоростью. Правила гласят: «В населенных пунктах движение ... со скоростью не более 60 км/ч». Вроде бы все предельно просто – разрешенная скорость указана однозначно и без вариантов, но… За превышение до 20 км/ч даже не штрафуют, и выражение «еду плюс двадцать к ПДД» стало уже привычным. Чем это оборачивается на деле?
В Москве я живу на абсолютно типичной улице спального района – таких в городе сотни. По полосе в каждую сторону, а на обочинах впритык друг к другу припаркованы грузовики, фургоны, легковушки. Светофоров нет, а на пешеходных переходах уже несколько дней отсутствует разметка – положив новый асфальт, «покрасить» его не успели. И «лежачих полицейских» тоже нет, в то время как знаки теряются где-то в деревьях вдоль дороги. Естественно, при такой вольнице все проезжают эту улицу на максимальных 80 км/ч. И, разумеется, жители окрестных домов по пути к магазину и метро не утруждают себя пройти лишнюю сотню метров до теоретически существующего перехода. А значит, у водителя, летящего на тех самых «плюс двадцати к ПДД», шансов затормозить перед выскочившим из-за припаркованной «ГАЗели» пешеходом почти никаких – с 80 км/ч тормозной путь составит 35–38 м. Плюс явно замедленная реакция не выспавшегося утром или уставшего к вечеру автомобилиста.
Представить последствия подобной ситуации нетрудно. Как и то, что очередной убитый пешеход будет подсчитан ради уже упомянутой нами агитации за соблюдение Правил. Хотя реальной заботой государства о безопасности сограждан должна была бы стать не назидательность, а безапелляционная отмена той самой «погрешности» между ПДД и КоАП в 20 ненаказуемых км/ч. А также размещение именно на узких улицах (а не только на менее опасных скоростных трассах) камер с радарами, чтобы благодаря им стало меньше погибших и изувеченных пешеходов, а не просто больше штрафов.
Понимаю, что рискую навлечь на себя гнев значительной части водителей. Но давайте включим разум, логику.
Представьте свой стандартный маршрут по Москве: дом в спальном районе и офис недалеко от Третьего кольца. Получится, что 2–3 км машина проезжает по внутрирайонным проездам до более-менее магистральной улицы, дальше следует по таковым через пол-Москвы, а потом опять сворачивает на маленькую дорогу и едет еще пару километров. То есть на небольшие улочки приходится около четверти ежедневного маршрута протяженностью 20–25 км. На скорости при максимальных (ненаказуемых сейчас 80 км/ч) это расстояние (те самые 5–6 км) автомобиль преодолеет менее чем за 4 мин. (если нет светофоров и перекрестков). Теперь ограничим скорость до 50 км/ч и заставим водителей ее соблюдать, не оставив нынешней «погрешности» в 20 км/ч. Те же улицы водитель проедет за 6 мин. По сути, вы приедете всего лишь на пару минут позже. Четыре минуты в день! И это мы еще сильно округлили результат: светофоры, разгоны и торможения на перекрестках приведут к тому, что в реальности сэкономить более минуты будет трудно.
А чем мы платим за эту мизерную экономию? Жизнями, здоровьем. За пять месяцев 2016 года (по данным ГИБДД) только в Москве на пешеходных переходах погибло 20 человек и ранено около 600. Чтобы улучшить эту статистику, не требуется изобретать велосипед: по всей Европе максимально разрешенная скорость в населенных пунктах составляет 50 км/ч. Причем никаких «допустимых +20» нет и в помине, а на многих узких улицах лимит снижен и до 30 км/ч. Ведь если с 50 км/ч тормозной путь составит 13–15 м, то с 30 км/ч – всего 4–5 м. Азбучная истина, школьный курс физики – тормозной путь растет с квадратом скорости. Шансы вовремя остановиться с этим же квадратом падают. Нужно учитывать еще и скорость в момент столкновения: при 30 км/ч в 90% случаев пешеход выживет, в то время как при 50 км/ч вероятность летального исхода вырастет в восемь(!) раз и составит уже около 80%.
Конечно, с годами машины становятся все безопаснее, в том числе и для пешеходов. Краш-тесты передних бамперов и капотов стали обязательными, электроника учится распознавать людей даже в кромешной темноте и самостоятельно тормозить перед препятствием. Но все же «низколетящие» полторы тонны железа никакая электроника не в силах остановить мгновенно, законы физики никто не отменял и не отменит.
Из всех участников дорожного движения пешеходы – самые незащищенные. У них нет шлемов и доспехов, как у мотоциклистов, нет ремней, надувных подушек и железной рамы, как у водителей автомобилей. При этом среди них есть дети и старики, которым трудно адекватно оценивать ситуацию на дороге. А значит, именно о пешеходах власть должна заботиться в первую очередь. Но пока, увы, этого не происходит – государство отделывается лишь агитацией да лозунгами, а многие автомобилисты и рады пользоваться.