Автомобили начали изображать почти сразу, как только они появились на улицах европейских городов. До сих пор идут споры о том, кто первым раскрыл автомобильную тему на полотне

Версии, что впервые воплощать в живописи автомобили начал Камиль Писcарро в 1897 году или Анри Тулуз-Лотрек в 1898 м (рисунок «Автомобилист»), недостаточно аргументированы. За точку отсчета чаще принимают плакат Жюля Шере. В те годы красочную наружную рекламу исполняли живописцы, и для многих это был основной хлеб. Плакат Шере, датированный 1900 годом, рекламирует топливо для автомобилей «в запломбированных канистрах и капсулах».

Хотя сам жанр технического рисунка был придуман еще Леонардо да Винчи. Великому изобретателю подобные изображения устройств и механизмов вполне заменяли чертежи. Ведь искусство и технический прогресс в эпоху Возрождения шли рука об руку. Один знакомый дизайнер, много лет работавший на Pininfarina, высказался в том роде, что именно итальянцы первыми придумали 3D, изобретя перспективу изображения предметов в пространстве.

И все же ошибется тот, кто решит, что роль технических рисунков в современную эпоху исключительно познавательная. Так, известный российский автомобильный историк и конструктор гоночных машин Лев Михайлович Шугуров при помощи обычной логарифмической линейки вычислял важные параметры новинок по техническим иллюстрациям в британском журнале Motor. В СССР с такой информацией было туговато. И даже такой, очень необычный метод ее получения себя оправдывал.

Но надо отдать должное и британцам, которые размещали в своих журналах точнейшие разрезы новых автомобилей, позволявшие в одной картинке без лишних слов продемонстрировать особенности любой, самой сложной конструкции. Вслед за англичанами, коим приписывают также первенство в создании автомобильных журналов, публиковать такие изображения начали в автомобильных изданиях других стран.

На разных языках этот жанр называется по-разному. Англичанам с их замшелыми замками, заселенными привидениями, приглянулось определение Ghost view. Немцы выбрали название Rontgen в честь великого физика Вильяма Рентгена, который изобрел способ просвечивать все, что можно, при помощи радиоактивных изотопов.

А дальше такие мастера технической иллюстрации, как Джеймс Элингтон, Кларенс ля Туреттэ, Фрэнк Мюнджер, Франко Руссо, Бруно и Джулио Бетти, возвели сугубо практическое мастерство до уровня высокого искусства. Сегодня постеры Джеймса Элингтона, перерисовавшего с начала 1960 х почти все престижные и скоростные машины, уходят с аукционов за немыслимые суммы. И они точно стоят этих денег, хотя бы из-за той страсти, которую вызывают.

Сегодня классические мастера технической иллюстрации чураются компьютеров. Но темп времени вынуждает основных заказчиков таких работ, автомобильные компании, укорачивать сроки. В конце концов, даже в дизайне системы цифрового проектирования практически вытеснили скетчи и пластилин. В наше время можно выполнить всю работу, не прикоснувшись к бумаге. Ведь на экране компьютера изображение и так составляется из слоев и поворачивается в любом ракурсе. К слову, один рисунок Бруно Бетти стоил компании Opel от 3 до 5 тысяч долларов. Итальянский мастер, долгие годы бывший официальным рисовальщиком популярного автомобильного издания Quattroruote, выполнил по заказу немецкой фирмы целую серию работ к ее столетию. Руководство Opel было настолько очаровано волшебством кисти Бетти, что еще несколько лет прилагало к информационным материалам по каждой своей новинке красочный постер со знакомым росчерком внизу. Фокус Бруно Бетти, как и его старшего брата Джулио, заключался в том, что они не стремились скрывать мазки кисти. Технический, по сути, рисунок выглядит как картина импрессиониста. Всего же в творческом багаже братьев свыше двух тысяч рентгенов автомобилей и отдельных частей. И жаль, что современные графические программы позволяют забыть про приемы, заимствованные у Уолта Диснея, ведь сам Джулио Бетти вначале стоял у истоков итальянской мультипликации. А уже потом стал раскрывать с предельной точностью секреты автомобиля.

Но автомобиль, это не только скетчи и рентгены. Без него немыслимы кинематограф и литература. Прочно обосновался он и в других видах искусства. Автомобилем увлекались постимпрессионисты, сюрреалисты, абстракционисты и дадаисты. Невозможно подсчитать даже примерное количество изображений, где встречается автомобильная тема. И число их ежедневно растет!

Исчезла ли после компьютеризации из автомобильных рисунков душа? Об этом пусть размышляет зритель.

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9