…В горах Киргизии наступила темнота. Я еду по горной дороге, а справа и слева от меня мелькают ручные фонарики.  Местные пешеходы и велосипедисты так обозначают себя, чтобы выжить в темноте на обочине

Движение машин в Бишкеке или Оше чем-то напоминает очередь в аэропорту на рейс в Киргизию. Вернее, привычной для нас очереди там нет. У стоек регистрации стоит толпа, в которой кто быстрее, тот и получил лучшие места. Наша группа проходит относительно без проблем потому, что у нас есть специальный провожатый, который протискивается к стойке регистрации и быстро решает все вопросы. Отношение к ПДД в Киргизии тоже кардинально отличается от российского, поскольку контроля на большинстве дорог или вовсе нет, или его недостаточно.

Я вспомнил об этом потому, что, по данным Дептранса за 2022 год, 75% таксистов-иностранцев в Москве — граждане Киргизии. Далее с огромным отставанием идут представители Таджикистана и Узбекистана. Про эти страны могу сказать, что там движение похоже на киргизское, на порядки менее интенсивное, чем в России, да и взаимоотношения водителей с полицией строятся на других принципах. Поэто­му вновь прибывшие к нам иностранцы-таксисты, с одной стороны, с трудом вливаются в городские транспортные потоки, с другой — готовы в любой момент развернуться через двойную сплошную или сделать чего похуже. Думаю, каждый водитель хоть раз становился свидетелем маневров такси, которые россиянам в крупных городах кажутся дикими.

По оценке того же Дептранса, в 2022 году в Москве работало около 60 тыс. таксистов-иностранцев, которые составляли 27% от общего числа столичных водителей такси. С тех пор ситуация вряд ли кардинально изменилась. Более того, по некоторым данным, число иностранцев в такси продолжало расти. А исследования общественников говорят о том, что уже больше половины таксистов в столице — граждане соседних государств. Исследователи поступали просто — вызывали такси и смотрели, кто приедет на место.

Вот еще один пример: Москва, центр, еду в такси и замечаю, как водитель в буквальном смысле клюет носом, засыпая за рулем. Реакции у него замедленные, в центральном подстаканнике стоит огромный стакан кофе с заправки, но он уже не помогает. Чего у граждан ближнего зарубежья не отнимешь, так это желания работать днем и ночью. Финансовые запросы у них значительно ниже, поэтому на протяжении многих лет, по мере закручивания гаек агрегаторами, они постепенно вытесняли с рынка таксистов-россиян.

Ситуация в других крупных городах России ничем не отличается от столичной. Недаром в целом ряде регионов, отчаявшись решить проблему другими способами, ввели полный запрет на работу иностранцев в такси. В настоящее время запрет на работу мигрантов в такси действует в Курской, Новосибирской, Самарской, Тульской, Магаданской, Челябинской, Калужской и Тюменской областях, а также в Якутии и Крыму. Подобные решения вызывают проблемы и вакуум. На освободившиеся места в такси местные жители идти не хотят, слишком низкие зарплаты. Скрепя сердце, агрегаторы повышают выплаты водителям, и работа становится интересной с финансовой точки зрения. Тогда работники из разных областей устремляются в такси, оголяя другие сферы экономики. И цены на поездки растут. Но нужно понимать, что главная причина заключается в том, что на существующее положение дел очень долго не обращали внимания. А проблемы копились и копились. И теперь решать их получится долго и больно. Можно подождать еще, но тогда будет еще больнее.

Кроме того, нужно и в зеркало посмотреть. К росту числа иностранцев среди водителей такси привело желание пассажиров доехать побыстрее и подешевле. В девяностых годах это выливалось в то, что большинство пассажиров предпочитали бомбил на «Жигулях», которые могли развалиться прямо посреди дороги. Тогда хватило воли изменить ситуацию к лучшему. Должно хватить и теперь. Не хочется лишать куска хлеба не слишком обеспеченных жителей соседних государств. Возникает искушение научить их, подогнать под растущие российские требования. Только сами ответьте на вопрос — можно ли насильно изменить менталитет человека? А потому пусть лучше работают в сферах российской экономики, не связанных с нашим здоровьем.

Конечно, при введении тотального запрета на работу трудовых мигрантов в такси дешевле не получится, цены будут расти. Но, может, безопасность того стоит?

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9