НАЗВАНИЯ реагентов, которые используются зимой на столичных улицах, мало что скажут человеку, далекому от химического образования (см. табл. 1). И хотя многие специалисты уверяют, что все они, равно как и методики их применения, проходят соответствующие экспертизы, нормальным гражданам такие заверения оптизма не прибавляют. Потому что нормальные граждане своими глазами видят, в какой кошмар превращаются зимой многие городские улицы. И не только видят, но и чувствуют всеми фибрами своего организма, как невыносимо тяжело находиться на таких улицах. И даже опасно.
Справедливости ради надо сказать, что у нас нет конкретных данных о том, как вся эта дорожная “химия” влияет на здоровье людей. Такой информации вообще нет. Ведь больные сами часто не знают, по какой причине, например, начался жуткий бронхит или аллергия.
Правда, очевидно и другое – любая химия вредна для человека и природы.
– Абсолютно безопасных реагентов не существует, – убежден специалист независимой экологической организации “Зеленый патруль” Роман Пукалов. – Попадая в легкие человека, взвесь химреагентов и дорожной пыли способствует развитию астмы и других легочных заболеваний. Она также высушивает слизистые оболочки носа и рта, вызывает аллергии и т.д.
Врачтерапевт Светлана Царская составила по нашей просьбе краткий перечень возможных воздействий компонентов дорожных реагентов на организм (см. табл. 2). В принципе это известно всякому медику. Но врачи – люди осторожные и добавляют, что получить какие-либо заболевания из-за антигололедных реагентов можно, только если они будут долго попадать в организм или на кожу. Впрочем, это как раз “в тему” – ведь почти полгода, в течение которого улицы обрабатывают “химией”, – это достаточно долго.
Страдают не только люди. Вся эта жуткая смесь из реагентов, снега и грязи наносит непоправимый урон экологии – а это уже мина замедленного действия.
– Жижа, которую разбрызгивают автомобили, с дорог летит на газоны, деревья, вызывая у них различные заболевания и зачастую приводя к гибели, – говорит Роман Пукалов. – Во время оттепели и весной реагенты попадают через ливневые стоки в реки. В результате, например, Яуза по содержанию хлоридов стала одной из самых грязных рек в России.
Наконец, существенный урон наносится и нашим автомобилям. И за это, заметьте, никто не отвечает!
– Та каша, что образуется на дорогах, однозначно является агрессивной средой, – считает технический координатор по кузовному ремонту компании “Major” Николай Артемьев. – И ее агрессивность резко возрастает, когда вместе с химреагентами используется песок – это особенно актуально для загородных трасс, где его сыплют немилосердно. Песок оказывает грубое абразивное воздействие на кузов; антикоррозийная защита и лакокрасочное покрытие довольно быстро стираются до подложки, а то и до металла. Под воздействием “химии” кузовная краска мутнеет, металл ржавеет, разъемы и клеммы окисляются, что приводит к замыканиям; резиновые уплотнения сгнивают; обивка салона, куда слякоть неизбежно попадает, покрывается трудновыводимыми пятнами.. От такой агрессивной атаки не спасает никакая антикоррозийная обработка..
Ну и завершим мы столь мрачный обзор самими.. дорогами. Ведь и они страдают от такой обработки.
– Химические реагенты вызывают старение битума – одного из главных компонентов асфальта, – объясняет заведующий кафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Эдуард Котлярский. – В итоге через две-три зимы асфальт становится мягким, полотно продавливается под тяжестью машин и образуется колея.
И при чем тут шипованные шины, в чем нас пытались убедить столичные власти?.
А СЕЙЧАС мы сделаем реверанс в сторону чиновников, которые с достойным упорством внушают нам, что все эти реагенты не представляют никакой опасности. Мол, во многих цивилизованных странах используют противогололедную “химию” – и все в порядке.
Что ж, во многом правы чиновники. Ведь сами по себе все эти реагенты опасны не более чем, к примеру, сильнодействующее лекарство. Оно может излечить пациента. Но может и убить, если применяется не по назначению.
– Опасно неграмотное использование реагентов, – говорит руководитель межрегионального общественного центра “За безопасность российских дорог” Дмитрий Леонтьев, – превышение указанных дозировок, применение компонентов, которые нельзя использовать при определенной температуре.
Вот, оказывается, где собака зарыта! Вот она, наша суровая реальность, непобедимая никаким, даже капиталистическим строем. Следите дальше: в Москве есть центральная диспетчерская при столичном департаменте ЖКХ, которая в зависимости от прогноза погоды дает соответствующим организациям команду на обработку дорог тем или иным реагентом. Контроль за соблюдением норм расхода производится на базах, которые отпускают реагенты. Количество “химии” должно соответствовать площади обработанных дорог. Передвижные лаборатории административно-технических инспекций и Мосдорэкспертнадзора проверяют концентрацию реагента на трассе..
Все! Дальше можно не продолжать. Дальше читатель и сам знает: у нас никто ни за что не отвечает; никто ничего не проверяет; все делается по принципу “на авось” и при этом все виновные – вне наказания.
– По технологии жидкие реагенты надо использовать только до снегопада: ими обрабатывается дорога, чтобы снег не прилипал к асфальту. А твердые препараты – когда снег идет или уже выпал. У нас эти правила часто нарушаются, – продолжает Дмитрий Леонтьев. – Еще одна проблема – несоблюдение норм расхода препаратов: в Москве не так много машин, оснащенных специальными дозаторами.
Вот, оказывается, как должно быть. А на деле.. Мы упоминали об обращении Минприроды в Генеральную прокуратуру. Так вот, как сказано в сообщении пресс-службы на сайте министерства, в столице нормы расходования противогололедных средств “необоснованно увеличены в три-четыре раза”. Вдобавок “существенно расширен температурный диапазон возможного использования жидких противогололедных реагентов, которые категорически нельзя использовать ниже определенных температур. В противном случае на дорожном покрытии появляется наледь, и водители могут попасть в аварию”.
Может быть, после вмешательства прокуратуры у нас на дорогах что-то изменится? Желательно, в лучшую сторону..
А ВООБЩЕ забудьте все то, что мы написали выше. Все сказанное в принципе не существенно. Потому как главное в этой проблеме – уборка улиц! Да, да – уборка. Все эти реагенты, вся эта химия должны лишь предохранить от гололедицы. А потом – надо убрать снег, освободить от него проезжую часть. Есть даже правило: в течение одного-трех часов (в зависимости от температуры воздуха и применяемого реагента) растаявший снег надо убрать. Только в этом случае применение “химии” эффективно. Иначе вместо снега образуется та самая жижа из реагентов и грязи. При этом вода постепенно испаряется, а соли, как и положено по законам химии, остаются на земле – впитываются в дорогу, разбрызгиваются по газонам, оседают мутной пленкой на стеклах автомобилей.
У нас это правило соблюдается? Если верить столичным чиновникам – да, снег убирают почти полностью, до 80%. Если верить собственным глазам – нет. Такое впечатление, что противогололедными средствами у нас не столько стараются предотвратить образование льда, сколько просто растапливают наваливший снег. И не всегда вспоминают о необходимости убрать его с дороги. Или ленятся убрать. Или убирают кое-как. Более того, у нас нередко можно увидеть картину, когда таинственные люди с огромными лопатами скидывают снег с тротуаров на.. проезжую часть. Там, мол, все обработано, и снег быстрей растает..
Здесь комментировать нечего.
СКАНДИНАВИЯ
В Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании используют гранитный и мраморный щебень. Трассу очищают от снега, оставляя на асфальте небольшой слой в 1-2 см, который посыпают каменной крошкой и укатывают.
В результате гравий не разносится по дороге ветром и проезжающими автомобилями. Весной щебень собирают специальными машинами-пылесосами и моют, чтобы вновь использовать следующей зимой. Аналогичный метод применяют также в Нидерландах.
В исключительных случаях в Скандинавии для борьбы с гололедом используют техническую соль, причем снег с посыпанных ею дорог сразу убирают и отвозят на утилизацию. В некоторых районах Швеции в качестве эксперимента небольшие трассы обрабатывают сахаром.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
Во Франции, Германии, Италии, Чехии, Швейцарии, Австрии химреагенты применяют только при сильных снегопадах (как, например, в начале этого года).
В штатном режиме дороги просто очищаются от снега и льда снегоуборочной техникой. Сами реагенты схожи по составу с теми, что используются в Москве, причем часть из них западные дорожные службы закупают на российских химзаводах.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Здесь дороги зимой посыпают размельченной каменной солью. Объемы выделяемого препарата зависят от протяженности дорог в том или ином муниципалитете. В начале этого года из-за сильных снегопадов коммунальным службам Великобритании не хватило собственных запасов соли, и ее пришлось дополнительно закупать за границей.
В США и Канаде для борьбы с гололедом используют смесь песка и соли. Ежедневный контроль за соблюдением норм расхода проводят санитарные департаменты городов. Правда, в некоторых штатах постепенно отказываются от применения соли и переходят на химические реагенты. Например, в Чикаго с 2008 года используют смесь хлористого кальция со свекольным соком.