СНАЧАЛА напомним о минусах. То, что при осмотре порой заметно сразу: покоробившиеся от влаги панели внутренней обшивки и устойчивый запах сырости в салоне. Коррозию скрытых полостей кузова обнаружить сложнее, так же как и различные по своим проявлениям неисправности бортовой электроники, вызванные коротким замыканием или окислением контактов. Причем на момент покупки все системы могут работать более-менее надежно, но впоследствии способны преподнести неприятные сюрпризы. Например, проблемы с кузовом и электрикой имеют тенденцию прогрессировать. Ржавчина постепенно разрастается, процесс окисления тоже не стоит на месте – если не принять экстренных мер, провода могут просто рассыпаться..
А что насчет плюсов? Тонувшая машина все же предпочтительнее той, которая побывала в серьезной аварии. После вынужденного купания автомобиль можно восстановить качественнее и, безусловно, дешевле – ведь сложный кузовной ремонт здесь не требуется. Наводнение на геометрию кузова не влияет.
Не слишком губительно вынужденное купание и для двигателя, который оказался под водой, по всей вероятности, в заглушенном состоянии. Ведь подавляющее большинство владельцев не выпрыгивали из тонущих машин в последнее мгновение, а покидали их заблаговременно и без паники. Значит, гидроудара не было и мотор в принципе исправен. Вода, несомненно, попала в масло, но его несложно заменить, предварительно промыв всю систему. Добросовестные продавцы именно так и поступают, а заодно в обязательном порядке меняются и все остальные технические жидкости. Внутрь цилиндров двигателя вода обычно не проникает, так что рассуждения о возможной коррозии внутренней поверхности камер сгорания чаще всего беспочвенны.
Неисправная электроника “утопленника” (блок управления двигателем, бортовой компьютер, контроллер впрыска и т.д.) вполне может быть заменена на рабочую. Причем довольно недорого. Например, после урагана в США помимо затопленных осталось немало и просто битых машин, которые не подвергались купанию. Именно они-то скорее всего и станут донорами неновых, но исправных запчастей.
Что касается электропроводки, то, по мнению оптимистов, вода, попавшая в контактные колодки, а также в скрытые полости кузова, довольно быстро высохнет. Если узел не герметичен и в него есть доступ воздуха (а в противном случае туда не попадет и вода), то вся жидкость неизбежно со временем испарится.
Правда, есть большая разница между машинами, побывавшими в речной и морской воде. Если в речной, то она и впрямь высохнет без особых последствий. А вот после испарения морской воды остается соль, которая достаточно гигроскопична и, впитывая влагу из воздуха, создаст идеальные условия для развития коррозии. Так что при выборе “утопленника” нелишне поинтересоваться, из какого региона он доставлен (это несложно проверить по документам с предыдущего места регистрации). Например, Новый Орлеан был затоплен прорвавшей дамбу морской водой. А Баварию и юг Франции залили небывалые дожди. Делайте выводы..
Между прочим, по словам продавцов, как только в новостях появляются сообщения о наводнениях в США или Европе, наши покупатели начинают интересоваться ценами на такие автомобили.. Но имейте в виду: в любом случае вряд ли удастся сэкономить на покупке подобной машины. Наверное, тонувший автомобиль способен послужить новому владельцу верой и правдой.. при условии, что он был качественно восстановлен. А комплекс ремонтных работ в полном объеме стоит недешево. Причем чем больше автомобиль напичкан электроникой, тем дороже обойдется его восстановление. Конечно, все эти расходы будут переложены на плечи покупателя. Таким образом, цена тонувшего и просто подержанного автомобиля может практически сравняться. А если экономия минимальна, то какой смысл искать плюсы в сомнительном приобретении? В общем, это тот случай, когда каждый должен решать сам..
ПОСЛЕ многочисленных публикаций об “утопленниках” вряд ли кто-то из продавцов попытается скрывать очевидные факты: если на продажу выставлен восстановленный после наводнения автомобиль, то скорее всего покупателю об этом скажут. Если же нет, надо полагаться на собственную внимательность. Запах плесени рано или поздно выветривается. Песок и ил из салона и из-под капота, разумеется, уберут. Хлюпать под ковриками тоже не будет. Ни один продавец машину в таком виде на рынок не повезет. Но остаются другие, не столь явные признаки того, что автомобиль побывал в воде.
Проще всего распознать “утопленника” по светотехнике. Вода обязательно оставит разводы на внутренней поверхности фар и задних фонарей, а также темные ободки по периметру (там, где отражатель соединяется с рассеивателем). Если же на автомобиле стоят абсолютно новые фары, а хозяин уверяет, что машина не была в аварии, то есть причина насторожиться.
Поводом для сомнений могут послужить и новые, явно выделяющиеся на фоне остального подкапотного пространства жгуты проводов и детали системы зажигания. Поинтересуйтесь, чем была вызвана необходимость комплексной замены электрооборудования.
При осмотре машины снизу один-два новых пыльника ШРУСов, шаровых опор или рулевых тяг подозрений вызвать не должны. Но если заменены все пыльники (или хотя бы их хомуты), это уже явное свидетельство того, что из-под них удаляли воду.
По нашим сведениям, сегодня “утопленников” в продаже нет: они еще просто не успели добраться до нашего рынка. Но в скором времени такие машины неизбежно появятся. Причем если “американцев” не стоит ждать раньше будущей весны (пока откачают воду, оформят страховку, приведут автомобили в божеский вид, продадут с аукциона и доставят в Россию..), то машины из Европы могут появиться уже этой осенью.