ПРОБЛЕМА, которую своими показательными краш-тестами хотели акцентировать эксперты “Dekra”, весьма актуальна. По статистике, только в Германии и Швейцарии более двух трети аварий происходит в городе, где скорости невелики.
Удивляться тут нечему – улицы перегружены транспортом. Та же статистика, например, указывает, что количество велосипедистов на дорогах Европы растет с каждым годом. И они, велосипедисты, являются полноценными участниками дорожного движения. А тут еще один необычный вид транспорта набирает популярность – “e-bike”, то есть велосипед с электромотором. Он и стал участником первого показательного краш-теста.
ВЕЛОСИПЕДИСТ на “e-bike” двигается со скоростью 40 км/ч по правой полосе вдоль припаркованных автомобилей. И вдруг перед самым его носом у одной из машин внезапно открывается водительская дверь. Удар! Велосипед с хозяином в воздухе, и, перелетев через злополучную дверь, водитель двухколесного транспорта приземляется аккурат головой в асфальт. Около 50% подобных столкновений заканчиваются летальным исходом. Да и водитель, покидая припаркованный у обочины автомобиль, может оказаться участником подобного ДТП и серьезно пострадать, не убедившись в отсутствии едущего сзади транспорта.
Но дело еще и в том, что, глянув в зеркало заднего вида, мы, к примеру, наблюдаем движущийся на определенном расстоянии велосипед с милой дамой за рулем и наивно думаем: “Едет, мол, она медленно, я успею выскочить из машины..” Но кто же знал, что у велосипеда оказался электромотор, способный разгонять его до 40 км/ч…
Вывод один: настало время вводить определенные требования как к водителям, так и к самим велосипедам и “e-bike”. К примеру, обязать велосипедистов использовать шлем и запретить эксплуатацию велосипеда без включенной фары.
ЕЩЕ ОДНА проблема – пешеходы, особенно пенсионеры и подростки. У пожилых людей замедленная реакция, они с трудом передвигаются.. А молодежь, наоборот, бывает излишне шустрая, но тоже страдает отсутствием концентрации внимания. Усугубляет такое положение множество знаков и обозначений на дорогах, из-за которых нередко трудно вовремя увидеть пешехода. Особенно в темное время суток.
Насколько серьезными могут быть последствия столкновений автомобилей с людьми в городе даже при соблюдении скоростного режима, организаторы продемонстрировали на примере двух краш-тестов.
Одна машина сбивает пешехода на скорости 30 км/ч, вторая – при 60 км/ч. И если в первом случае пострадавший имел шанс остаться в живых, то во втором манекен отправился на списание. Дело в том, что при двойном увеличении скорости сила удара при столкновении возрастает в четыре раза.
Манекен так шарахнуло о капот автомобиля, что от грохота взлетели с прилегающих домов птицы, мирно до этого наблюдавшие за увлекательным процессом. Он головой пробил лобовое стекло, потом подлетел вверх, и после удара об асфальт от него отлетели руки и ноги. Жуть!
Понятно, что это всего лишь манекен, но зрелище впечатляло. Спасти в такой ситуации может внимательность человека за рулем, новые технологии в автомобиле-строении, позволяющие водителю быстрее распознать препятствие и принять меры, а также ответственность самих пешеходов. Им тоже надо быть более внимательными на городских улицах и стараться носить на одежде отражающие свет яркие элементы в виде браслетов, повязок..
НО САМЫЙ неприятный краш-тест журналистам продемонстрировали последним. Тоже, кстати, типичная ситуация, которую в течение дня мы можем увидеть в городе не раз. Смысл ее в следующем: у дороги, возле магазина, припарковался фургон, у которого задняя дверь выполняет функцию гидроподъемника. Проблема в том, что она серьезно, метра на два, выходит за габариты машины и обычно висит на метровой высоте – так удобнее грузчикам.
Сзади со скоростью 60 км/ч едет легковой автомобиль, водитель которого, увидев стоящий грузовик, пытается его объехать. При этом выступающую погрузочную площадку он под таким углом зрения не замечает – визуально она сливается с фургоном. Автомобиль на полном ходу ударяется в нее передней стойкой крыши, правой стороной, где сидит пассажир.
После столкновения я подбежал к месту аварии, дабы подробней изучить последствия. Водитель не пострадал, у него сработала подушка безопасности. У пассажира тоже открылась подушка, и сидит он вроде ровно, с пристегнутым ремнем, правда.. без головы. Она валялась за сиденьем. Злополучная площадка, пробив стойку крыша, словно гильотина, отрубила голову пассажиру..
Используя этот пример, эксперты “Dekra” хотят заставить производителей подобных фургонов оснащать выступающие элементы дополнительными световыми приборами. Да и водителям автомобилей надо быть всегда начеку, особенно у нас, в России, где вопросы безопасности на дорогах не рассматриваются так подробно и широко.