Генеральный директор Volvo Trucks в России Питер Андерссон рассказывает о том, за счет чего этот бренд совершил мощный рывок в ушедшем году и что он противопоставит конкурентам в будущем.
- Участники рынка коммерческого транспорта подвели итоги 2011 г. Как вы их оцениваете?
- На мой взгляд, год для производителей грузовой техники выдался удачным, в полной мере сработал отложенный кризисом потенциал спроса клиентов. При этом Volvo Trucks выполнила свои основные задачи: продажи новой техники в сравнении с 2010 г. выросли на 165% – до 5283 новых автомобилей. Число СТО увеличилось с 44 до 50, офисов продаж – с тех же 44 до 51. Был также открыт четвертый в стране “Трак Центр”, который стал самым современным сервисным центром Volvo в Европе. В его строительство и оснащение мы инвестировали свыше 450 млн рублей.
- В сегменте тяжелых грузовиков вы одни из лидеров. Можно ли говорить, что бизнес Volvo Trucks в России имеет какие-то принципиальные отличия от конкурентов?
- Основное отличие – в стратегии. Мы не торгуем через дилеров: все наши продавцы – сотрудники ЗАО “Вольво Восток”, а фирменные СТО продают услуги сервиса и оригинальные запчасти. Это помогает лучше понимать потребности клиентов и обладать клиентским интерфейсом. Кроме того, такая стратегия позволяет не перекладывать основную финансовую нагрузку на дилеров, что является очень важным фактором, особенно в кризисные периоды. Наконец, с открытием завода в Калуге у нас выстроилась завершенная цепочка: производство – продажа – финансирование – сервис и послепродажные услуги. Все это делает наше комплексное транспортное решение на рынке уникальным по качеству и наполнению.
- Можно чуть подробнее о том, что означает формулировка “комплексное решение”?
- Конечно. Она включает в себя сервисные контракты, транспортно-информационную систему Dynafleet, программы обучения водителей Volvo. Кстати, в прошлом году мы по всем этим параметрам продемонстрировали уверенный рост, доходящий порой до 250%.
- А как развивается завод в Калуге?
- Он продолжает планомерно наращивать темпы выпуска. В 2011 г. конвейерный такт доходил до 30 машин в день. Всего собрали около 4000 автомобилей, и, таким образом, по сравнению с 2010 г. производство выросло на внушительные 200%, а штат персонала превысил 700 сотрудников высшей квалификации. Кстати, в мае мы получили внутрикорпоративную награду “За адаптацию и внедрение лучших производственных практик Volvo”. Ни один завод группы компаний Volvo не удостаивался подобной чести на третьем году своего существования. Что же касается перспектив, то тут многое зависит от рыночной конъюнктуры и решений руководства страны в области режима промсборки и требований по локализации.
- Какие модели вашей марки наиболее популярны в России?
- Больше всего востребован модельный ряд тяжелой техники – Volvo FM и Volvo FH. В структуре продаж 2011 г. на эти автомобили в разных конфигурациях пришлось более 95% объема сделок. Их главное конкурентное преимущество – в надежности, высоком качестве, долговечности, многочисленных инновационных решениях и, конечно, комфорте для водителя. Добавьте к этому предустановленную на заводе транспортно-информационную систему Dynafleet, скидку на сервисный контракт, программу обучения водителя экономичному вождению – и вы получаете гарантированный рост рентабельности бизнеса клиента.
- Что можете сказать об услуге trade-in? Велик ли спрос на подержанные автомобили?
- Это направление у нас запущено достаточно давно, но в прошлом году стали заниматься им еще более активно. Наш главный козырь в том, что мы готовы к обмену больших объемов подержанной техники клиентов, которую они сдают в рамках программ модернизации подвижного состава. При этом, что очень важно, мы работаем с грузовиками любых брендов. И, наконец, у нас, пожалуй, самая профессиональная команда на рынке в области сделок по программе trade-in.
- Как может отразиться на рынке коммерческого транспорта вступление России в ВТО? Не опасаетесь, что снижение пошлин на подержанные машины ударит по продавцам и производителям новой техники?
- Эти переговоры шли так долго, что рано или поздно должны были все-таки закончиться присоединением вашей страны к ВТО. Это естественный процесс. На мой взгляд, Россия давно интегрирована в экономические отношения со странами – членами ВТО, и вопрос ее участия в организации был лишь вопросом времени. Что касается пошлин и цен на подержанные автомобили, то хочу напомнить, что мы приняли решение о строительстве завода в Калуге тогда, когда высоких заградительных пошлин на рынке не было. Поэтому в нашем случае речь идет не об опасениях, а о прагматичном подходе. Россия стратегически важна для нас, мы хотим развивать здесь производство Volvo, быть ближе к клиентам и обеспечивать приемлемые сроки поставки готовой продукции конечному потребителю. И завод в Калуге предоставляет нам эти возможности.
- Вопрос, от которого никуда не деться: каковы планы?
- Мы намерены активнее развивать сеть фирменных СТО, “Трак Центров” и офисов продаж, а также выводить на рынок новые продукты и услуги. В частности, совсем недавно, в конце февраля, стартовала кампания “Trade-Up от Volvo Trucks”. Мы предлагаем максимально оперативный и выгодный обмен грузовика любой марки на новый Volvo. Без простоев и потерь в производительности. Что же касается будущих моделей, то компания не комментирует заранее их выведение на рынок. Скажу лишь, что компания делает колоссальные инвестиции в новые разработки, а деятельность по их созданию и совершенствованию не останавливается ни на минуту.