Будучи не только главой шведского бренда в России, но и председателем Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, наш нынешний собеседник владеет самой разной информацией о рынке. Мы начали беседу с перспектив наступившего года.
На ваш взгляд, от чего будет зависеть развитие российского рынка в ближайшие месяцы?
Большое влияние на его динамику оказывают три фактора. Первый – программа утилизации, которая подстегнула продажи массовых брендов, а также в сегменте локального производства. Второй состоит в том, что банки вновь стали предоставлять кредиты быстро и на хороших условиях. Третий аспект – общая благоприятная ситуация в стране. Когда растет объем внутреннего валового продукта, растут и продажи машин, причем в большей степени. Так, если ВВП увеличивается на 4–5%, то спрос на автомобили может подняться даже на 30%.
Если это спроецировать на Volvo в России, можно ли сказать, что компания полностью преодолела кризис?
Кризис мы пережили, но его последствия еще преодолеваем: пока не смогли выйти на уровень продаж 2007–2008 гг., хотя и близки к этому. Ушедший год оказался успешным – мы не ожидали, что в его рамках ситуация в целом восстановится. В своем премиальном сегменте мы двигались очень быстро – рост наших продаж составил 55%, в то время как рынок в целом рос на 30%. В течение года компания фокусировалась на моделях, которые россияне традиционно любят. В результате нашими бестселлерами стали внедорожники, следом, с некоторым отставанием, идут большие седаны. Важно, что спрос на них мы смогли подкрепить тем, что ликвидировали дефицит XC60, а затем вывели на рынок новый спортседан S60. Впрочем, должен признать: сделали не все, что намечали. В частности, пока не вернулись на позицию премиум-бренда № 1, которую занимали с 2006 по 2008 г.
Видимо, это станет одной из задач 2011 г. А что еще планируете сделать?
Годовой план реализации составляет порядка 15 тыс. автомобилей, в то время как в прошлом году было продано около 10 650 новых машин. То есть мы вырастем на 45–50%, а это колоссальное ускорение в такой сложной, конкурентной нише, как премиум-сегмент. При этом в целом рост рынка в России я прогнозирую на 20–25%. Словом, мы должны сделать мощный рывок, и все инструменты для этого есть. Прежде всего, хотим усилить позиции своей маленькой платформы – купе C30 и седана S40. Должны набрать обороты продажи спортседана S60, в больших объемах будет поступать XC60, очень востребованный среди россиян. Впрочем, они любят и наш большой люксовый внедорожник XC90, и компактный кроссовер бизнес-класса XC70, и бизнес-седан S80.
Как приняли в России новый S60?
Могу утверждать: клиентам он понравился. Мы получили почти полтысячи таких машин, и все они были проданы. В 2011 г. выйдем на показатель порядка 3000 единиц, и это абсолютно реалистичный показатель хотя бы потому, что схожими объемами продавалось предыдущее поколение модели. Причем скоро на автомобиле появятся бензиновые турбированные двигатели нового поколения с меньшим расходом топлива, но более мощные. А вообще от прежнего S60 осталось лишь название – новый автомобиль действительно новый, и он по-настоящему великолепен. Кстати, показательно, что около половины покупателей нынешнего S60 до его покупки тоже ездили на Volvo, а из другой половины многие владели машинами одного из немецких премиум-брендов.
А каковы перспективы нового универсала V60?
Его российская премьера состоится во время Московской недели моды в конце марта. Но замечу, что это не классический универсал, о его сути говорит уже само название модели – Sports Wagon. Он и красив, и отлично едет. Тем не менее россияне не слишком любят универсалы, и объемы его продаж будут меньше, чем у седана. Однако и общая рыночная доля универсалов премиум-сегмента в России очень мала – всего около 1000 машин в год. Думаю, мы продадим около 200 автомобилей.
Если бы ваш друг спросил, почему есть смысл покупать Volvo, как бы вы его убеждали? В чем конкурентные преимущества марки?
Сейчас, взглянув на снег за окном, я бы сказал, что наши автомобили рождены в Скандинавии и, по сути, созданы для российских условий. Но это ответ другу или соседу. Автомобильному журналу добавлю, что при выборе машины клиент в первую очередь желает, чтобы она ему нравилась. А у нас есть скандинавский дизайн: и S60 нового поколения, и XC60 с этой точки зрения безупречны. Далее, традиционно для бренда мы вышли на очень высокие позиции в плане безопасности этих моделей, а также можем смело говорить о премиальном качестве автомобилей. Наконец, в том, что касается удовольствия от управления, то новые модели дарят истинное наслаждение водителям.
Повлияла ли на бизнес Volvo смена собственника?
Пока нет. Компания Geely приобрела Volvo, чтобы получать прибыль. Значит, нужно наращивать производство, а сделать это можно, только развивая бренд в качестве премиальной марки. И даже факт, что новый инвестор родом из Китая, для России позитивен – вкусы в этих странах схожие, а китайский рынок стал еще и самым большим в мире. Думаю, новый президент Volvo Стефан Джейкоби, который прежде возглавлял Volkswagen Group в США, движется в правильном направлении.
Какие программы поддержки клиентов вы считаете наиболее эффективными в России?
В середине 2009 г. стартовала программа “Volvo Car Кредит”, это успешный проект, и он набирает обороты. В конце 2010 г. мы запустили программу “Selekt” по продаже автомобилей с пробегом. Она дает клиенту уверенность в том, что он приобретает автомобиль с гарантией, проверенный. Это важно и нам, поскольку появляется возможность осуществлять трейд-ин и при этом не только удерживать старых клиентов, продавая им новые модели, но и дополнительно привлекать покупателей подержанных машин. Новость 2011 г. состоит в том, что будет предложена программа страхования “Volvo Insurance”. Наконец, на “Selekt” будет распространена фирменная программа помощи на дорогах, которая работает уже четыре года.
У Volvo репутация мецената. Какие проекты в области культуры и спорта вы поддерживаете сейчас?
Уже полтора десятилетия в Москве проводится Неделя моды, из них пять лет мероприятие проходит под названием Volvo Fashion Week. Это большое событие в мире культуры, заодно ставшее платформой для презентации новых автомобилей и концепт-каров. Другой проект – кругосветная океаническая регата – Volvo Ocean Race. Правда, в этом году в ней не участвует российская команда. Увы, из-за кризиса мы вынуждены были прекратить и сотрудничество с мюзиклами. Однако в 2011 г. найдем другие проекты, чтобы подтвердить реноме Volvo как бренда интеллектуального и ориентированного на искусство.