Дисклеймер: Автор – сам вольвовод со стажем
Спойлер: Универсальный автомобиль – семейный и представительский, с повадками седана и возможностями кроссовера
Вердикт: Это просто мечта. Убить которую может её ценник
«Наконец Volvo начала делать красивые машины!» – воскликнула знакомая девушка, увидев новую XC60. А ведь, когда в августе 2014 на сцене зала Artipelag в Стокгольме упало покрывало с XC90 второго поколения, автомобильные журналисты бродили вокруг родоначальника нового дизайна Volvo и бурчали: «Все здорово, только зачем в экстерьере эти смутные цитаты? Посмотришь отсюда – кто-то из немецкой тройки, с другой ракурса – азиатский люкс...» Но, как пишут в романах, прошли годы. И, похоже, стало ясно, какую задачу дизайнеры, решали.
Поэтому и с XC90 II вышло так: много цитат в экстерьере, но генетика, несомненно – Volvo. Современно, стремительно, изысканно, сдержанно, гармонично. А в новом XC60 теперь, три года спустя идущем след в след второго «девяностика», масштабируемая платформа SPA, на которой оба автомобиля построены, похоже, близка к «золотому сечению», к эталонной соразмерности. Новорожденный «шестидесятик» не выглядит уменьшенной копией флагманского XC90, скорее наоборот, размеры старшего брата начинают удивлять – зачем его так много? И девушкам, как выясняется, среднеразмерник тоже нравится, что немаловажно. Но хватит о внешности, пошли внутрь. Прости, белый пол, простите, белые велюровые коврики, это московская зима и реагенты.
Первое, что ощущаешь, – запах Volvo. В компании уверяют: это не запах, скорее, его отсутствие – гипоаллергенные материалы плюс системы очистки воздуха, которые делают его в салоне чище, чем снаружи. Но вольвоводы меня поймут, так приятно, как Volvo, мало кто пахнет.
Интерьер, если продолжить сравнение со старшим братом, нам уже знаком, с поправкой на разницу в масштабах. Вольвоводы 2000-х, забудьте все, к чему привыкли: это, как и XC90 II, совсем другой автомобиль. Заявка на высшую лигу. По-скандинавски сдержанная, но несомненная – роскошь. В отделке – натуральное дерево (в нашей тестовой машине – благородная серая сосна с проявленной текстурой, словно выбеленный солнцем и морем настил причала в Мальме). Та же, что в XC90, верньер-крутилка Start/Stop из горного хрусталя, запускающая/гасящая двигатель. (Впрочем, и то же, что три года назад, удивление от алгоритма ее работы: если запуск, «вкл», – по часовой стрелке, то глушить, «выкл», ведь явно в обратную сторону? Нет, оказывается, туда же, по часовой...) Детали можно рассмотреть на картинках, а общее впечатление – это совершенно иная по сравнению с предыдущим поколением архитектура и даже философия салона. Прежняя идея была – «тут вы как дома: простор, много воздуха, спокойно, надежно, безопасно». Теперь же всё – по нынешнему корпоративному Volvo-лекалу, Designed Around You, выстроено вокруг вас. Машина вас окружает, мягко облегает, как перчатка. Поначалу из-за этого салон кажется каким-то тесноватым. Но скоро понимаешь: никуда не надо тянуться, как раньше. Всё под руками, знай себе рули.
И чтобы уж закончить с посадкой, – это не сиденья, нет. Это медицинские ортопедические кресла. Массаж, вентиляция и прочее в верхней комплектации – это всё ок, так и положено в высшей лиге, а вот удобство посадки, если его нет, не заменишь никакими допами. А тут набор регулировок позволяет настроить рабочее место так, что водитель с пятью нейрохирургическими операциями позвоночника в анамнезе нечувствительно проезжает 300 километров маршрутом «город-трасса-бездорожье и обратно», ни разу не вспомнив о больной спине.
Полная инструкция к Volvo XC60 2018 занимает 794 страницы (прописью – семьсот девяносто четыре). Они это серьезно? Это, наверное, для тех людей, которые, купив в IKEA журнальный столик, честно читают инструкцию перед сборкой. Поэтому добравшись в руководстве пользователя до слов «интуитивно понятная структура поиска», я с чистым сердцем его отложил (кстати, если что, мануал в любой момент можно вызвать в электронном виде на центральном мониторе) и решил – ах так? Интуитивно? Посмотрим, получится ли найти и настроить все, что надо, не заглядывая в шпаргалку.
Ну что сказать... Тест был пройден, человек, владеющий алгоритмом поиска функций на мобильном гаджете, даже незнакомом, или хотя бы на компьютере, все нужное для жизни находит без чтения инструкции (хотя добавить в «избранное» нужную радиостанцию удалось не сразу). Все понятно: в центре приборной панели – планшет с тачскрином, кнопка home, виртуальная клавиатура, вкладки, выбираем, листаем, прокручиваем, подтверждаем выбор. Причем, компьютерный алгоритм еще и в том, что прийти к цели, добиться результата можно разными путями. На компьютере сохранить файл можно с помощью комбинаций клавиш на клавиатуре, а можно вызвать мышью меню во вкладке file/save as. Здесь то же самое: дублирование команд, управляющих инструментов. Можно сделать mute, выключить звук аудиосистемы, нажав крутилку на центральной консоли в низу «бороды», а можно – центральной кнопкой джойстика на правой спице руля. С центрального экрана можно управлять всем, что есть в автомобиле – кроме управления самим автомобилем. И вот это прекрасно! Потому что не покидает мысль о том, что каждый компьютер может однажды зависнуть...
В первые минуты знакомства c машиной в голову лезет пресловутое «гаджет на колесах». (Впрочем, ребята из Volvo сами напрашиваются, про новый XC40, которого еще нет в России, прямо так и пишут: «Having a new Volvo XC40 will be as hassle free as having a mobile phone».) Что ж, пусть гаджет. Главное ведь как он едет. «Cоздан для того, чтобы получать удовольствие от вождения», – обещает пресс-релиз XC60 2018 года.
Первое впечатление от двигателя при езде по городу: новый 245-сильный D5 Power Pulse неожиданно шумноват на холостых. Понятно, что дизель, понятно, что заведомо громче, чем бензиновый, но при общем уровне комфорта в салоне ожидалось, что и звуковой комфорт будет на том же уровне. Покидаем московские пробки, набираем скорость на загородной трассе и – чудеса! – бормотание двигателя куда-то пропадает. При 130 км/ч на автостраде в салоне почти нет аэродинамических шумов, затихает двигатель, слышны только шины. (И музыка, конечно. Известный в кругах автожурналистов эксперт по музыкальному звуку, сев в новый XC60, сначала сыронизировал: “Вольво наконец добрались до Bowers & Wilkins?» Потом, прогнав с флешки несколько специальных тестовых музыкальных треков, оценив раскладку звука по инструментам, вынес вердикт: “Да, это Hi-End”. К слову, та же Bowers & Wilkins в XC90, звучит еще убедительнее, но это понятно: банально больше объем салона, здесь размер имеет значение.)
Кстати, скоро начинаешь понимать, откуда берется «лишний» звук силового агрегата. Еще один, кроме «старт/стоп», уже не вертикальный, а горизонтальный хрустальный граненый «барашек» на тоннельной консоли под правой рукой позволяет выбрать один из пяти режимов вождения: Eco, Comfort, Off Road, Dynamic, Individual. В самом «овощном» режиме, Eco, когда машина замедляется, коробка, экономя топливо, стремится до последнего остаться по возможности на самой высокой передаче из имеющихся у нее восьми, крутящий момент падает. И двигатель не то чтобы задыхается, но просто начинает работает в режиме, в котором вибрации и шум слышны чуть больше. Лечится это очень просто – переходом в режим Comfort. Следующий режим, Offroad, включает компрессор пневмоподвески и автомобиль привстает над землей со стандартных 209 до 249 мм дорожного просвета. И тогда даже тестовый XC60 на парадных 20-е дисках и низкопрофильной 255/45 Hakkapelita R SUV уверенно ползет по грунту, укрытому снежной целиной высотой в треть колеса. А режим Dynamic, прижимая автомобиль к дороге до просвета в 189 мм, позволяет вполне достойно ускоряться со светофора, демонстрируя паспортные для этого двигателя 7,2 секунды до сотни. Причем, всё происходит совершенно неощутимо, без рева и надрыва, как в компьютерной игре: нажал педаль, даже не сказать, чтоб «тапка в пол», через секунду поднял глаза на зеркало заднего вида – а они там все сзади, ещё только отрываются от линии «стоп».
Радует подвеска: больше никакой кроссоверной валкости, раскачки. Собранная, плотная, очень хороший контакт с дорогой на любой скорости. Специально пытался поймать на разных скоростях при прохождении «лежачих полицейских» момент отрыва, точку зависания, момент «расслабленности» подвески – поймать можно, но ловить надо специально.
Очень понятный руль, три оборота от упора до упора (у прошлого поколения было три с половиной). Куда повернул – туда и поехал. Ни на минуту не возникает ощущение, как раньше, что управляешь пусть очень комфортным, но все-таки немного чемоданом на колесах (правда, это больше не про прежний XC60, а про XC90 первого поколения, который не зря любовно прозвали «Бегемотом»). Новый XC60 рулится почти как седан E-класса (с поправкой лишь на изначально переднеприводную платформу).
Тормоза – о них можно сказать только... да нечего о них сказать, кроме того, что их работа в любом режиме не вызывает никаких сильных чувств – и это лучшая, мне кажется, рекомендация для работы тормозной системы. Трансмиссия... она тоже прекрасна тем, что о ней вообще не вспоминаешь. Подрулевые лепестки есть, но вряд ли пригодятся. 8 передач работают без стыков, как вариатор. Вообще, иногда кажется, особая амбиция создателей автомобиля была в том, чтобы именно инженерную часть сделать всю на 5 – но при этом незаметно для постороннего глаза – так, чтобы результат воспринимался как должное. К XC60 не надо приспосабливаться – это он приспосабливается владельцу и к ситуации. Хочешь уюта и отдыха – будут мягкие мокасины (правда, дорогие, дизайнерские). Захотелось фитнеса – ок, вот тебе модные кроссовки. Нужно продемонстрировать статус? Нет проблем, дорогие туфли тоже есть в нашем гардеробе.
Что сказать об электронных помощниках в новой XC60? Их стало еще больше, к ним быстро привыкаешь. Но через некоторое время ловишь себя на некоторой шизофрении: начинаешь «наблюдать за наблюдающим». Следить на ходу за системами контроля, реагировать на их команды и – как результат – отвлекаться от собственно управления автомобилем. Ведь довериться электронным помощникам полностью пока нельзя, конечная ответственность все равно остается на тебе, и в голове начинают смешиваться две сигнальных системы: одна – следим за дорогой, реагируем на поведение автомобиля, вторая – контролируем поведение сопровождающих систем безопасности и отвечаем на их сигналы...
Есть еще и местные особенности. Безопасная дистанция до впереди идущего, которую XC60 умеет держать автоматически с учетом скорости – настолько «шведская», что даже на трассе кто-нибудь обязательно влезет со стороны в это слишком большое, по российским меркам, расстояние. И ваша машина начнет оттормаживаться, чтобы снова увеличить дистанцию до безопасной. Получается, вы все время «тормозите», и в прямом, и в переносном смысле. А система удержания автомобиля в полосе становится бессильна, как только московская грязь скрывает дорожную разметку.
В целом (это уже не только о Volvo) возникает подозрение, что все системы безопасности и контроля, которые установлены сейчас в автомобилях, – лишь один из этапов эволюции, промежуточная стадия подготовки машин к автономному пилотированию, к управлению без водителя. На вершине этой пирамиды из электронных помощников должен рано или поздно сесть робот, искусственный интеллект, который полностью возьмет на себя управление, – тогда да, тогда ответственность будет на нем. А сейчас, пока она по-прежнему на человеке, все эти системы, конечно же, очень помогают, без них потом чувствуешь себя обделенным. Но полностью довериться им нельзя.
А вот чему можно довериться – это электронной помощи при парковке. Можно положиться на автопарковщика и слушаться его команд, можно пролезать в любые узкости самому: камеры по кругу формируют вид машины сверху и транслируют на центральный монитор, глядя на него, «идешь по приборам». Пока они не залеплены дорожной грязью, конечно.
Садясь в вагон на МЦК, подцепить свой айфон к вайфаю. На перегоне от «Делового центра» до «Шелепихи» через мобильное приложение Volvo On Call включить климат-контроль в машине, оставленной на парковке в центре города. Выйти из метро на проспекте Мира и при минус 10 за бортом сесть в уже теплую машину – бесценно. (Точнее, 6200 рублей абонентской платы в год).
Хотя с тем же Volvo On Call бывают и другие переживания. Посидев в гостях, решаешь вернуться домой на метро. Автомобиль оставляешь в дружеском дворе – за забором и шлагбаумом. Доехав до дома, открываешь программу в смартфоне, чтобы запрограммировать прогрев салона к завтрашнему утру. И видишь на экране слова “связи нет”. Местоположение автомобиля не установлено, последняя поездка в истории не записана, последнее зафиксированное место – предыдущая стоянка. Проверяешь статус – «автомобиль используется”. Телефон поддержки работает до 20.00., дальше – автоответчик. На часах – 22.49. Появляется некоторая нервность... Хорошо что есть опция «звонок другу»! Выглянули с балкона – машина стоит. Уф. Оказалось, в этом месте двора слепая зона, всего несколько метров в сторону – и машина снова оказалась “в зоне действия сети”.
Приятно – в дорогой машине предусмотрены вполне утилитарные мелочи. Задние сиденья складываются из багажного отсека, раздельными клавишами. Шторка имеет два положения, верхнее – открывает проем для погрузки. В дорогой комплектации для пассажиров есть розетка 200 на вольт.
У XC60 первого поколения один из амортизаторов багажной двери со временем слабел, дверь начинала постукивать о корпус, владельцы даже «колхозили» резиновую нашлепку. В новом XC60 амортизаторы багажника усилены.
Жиклеры омывателей теперь веерные, набрызгивают жидкость точно под щётки. И такого адского расхода незамерзайки, как раньше, нет.
Раньше сесть в кроссовер Volvo и не испачкать дорожной грязью брюки о порог было почти невозможно. В новом XC60 порог прикрыт нижней кромкой двери, остается чистым и не пачкает одежду при посадке в машину.
Заявленная цена на XC60 в минимальной комплектации – от 2 925 000 руб. Но это, скорее всего, сферический конь в вакууме, который в природе не встречается, реальная цена начинается, по данным дилеров, от 3 700 000. А в хорошей комплектации – от 4 300 плюс допы.
XC60 первого поколения стал самой продаваемой моделью Volvo за всю историю компании – около 1 миллиона экземпляров. В январе начавшегося года новый XC60 стал у Volvo мировым бестселлером. В России за тот же месяц было продано 18 машин. Повторит ли новинка успех предшественника? У машины есть все шансы. Будут ли деньги у российского покупателя?
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ VOLVO XC60 | |
---|---|
ГАБАРИТЫ, ММ | 4688 x 1902 x 1658 |
КОЛЕСНАЯ БАЗА, ММ | 2865 |
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, ММ | 189 – 249 |
ОБЪЕМ БАГАЖНИКА, Л | 505/1432 |
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, КГ | 2038 |
ТИП ДВИГАТЕЛЯ | дизель c турбонаддувом |
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ, КУБ. СМ | 1969 |
МАКС. МОЩНОСТЬ, Л.С | 235 / 173 при 4000 об/мин |
МАКС. МОМЕНТ, НМ | 480 при 1750 – 2250 об/мин |
ПРИВОД | полный |
ТРАНСМИССИЯ | 8-ст. АКПП |
МАКС. СКОРОСТЬ, КМ/Ч | 220 |
РАЗГОН 0–100 КМ/Ч, С | 7,2 |
СРЕДНИЙ РАСХОД ТОПЛИВА, Л/100 КМ | 5,5 |