Важнейшие тенденции уходящего года в российском сегменте легкого коммерческого транспорта оценивает руководитель марки Volkswagen Коммерческие автомобили Михаил Семенихин.
- Большинство наших коллег придерживалось на 2012 г. достаточно консервативных прогнозов. Мы же для себя заложили более динамичный рост рынка легких коммерческих автомобилей до 6 т, и эти расчеты оправдались: спрос увеличился практически на тот объем, который предполагали наши аналитики, и по итогам года составит около 222 тыс. автомобилей. Но в целом год выдался неровным. В первой половине сохранялся повышенный спрос за счет того, что прошлогодние финансовые вливания в госсектор экономики еще позволяли таким компаниям обновлять автопарки. Затем субсидии закончились и стали работать рыночные механизмы – кредит, лизинг, другие рычаги. Правда, к концу года темпы начали снижаться за счет двух факторов. Первый – высокая база прошлого года, второй – неуверенность клиентов, вызванная ситуацией в Европе. Хотя цены на энергоносители высоки, спрос на них за рубежом снижается, а это отражается на финансовом потенциале российских монополий.
- Во-первых, не будучи участником каких-либо программ господдержки, мы действуем исключительно рыночными методами, это наша стихия. Во-вторых, под свой прогноз развития спроса мы ставили и задачи: формировали производство и товарные запасы. Благодаря этому у нас всегда были автомобили в наличии, и одним из конкурентных преимуществ стала возможность практически немедленной поставки, причем по всей линейке, кроме Amarok, на который спрос превышал возможности завода. В результате выполнили все заказы клиентов и по итогам года продадим столько, сколько запланировали – около 16 тыс. машин. Наши товарные запасы и сейчас в оптимальном состоянии: нет никаких провалов или затоваривания. В-третьих, Volkswagen Коммерческие автомобили имеет продукты, которых нет у многих конкурентов, прежде всего, у французов. Например, очень популярный пикап.
- Важнейший фактор – полная стоимость владения, состоящая из цены приобретения, остаточной стоимости, стоимости технического обслуживания, страхования и затрат на горюче-смазочные материалы. Что касается последнего, то вся линейка моторов Volkswagen остается одной из самых экономичных, и это существенно влияет на общую стоимость владения. Не скажу, что сервисное обслуживание у нас самое дешевое, поскольку мы не пользуемся такими уловками, как ТО за 50–60 долларов, куда кроме замены масла ничего не входит, а прочие обязательные работы выносятся в отдельную строку. Мы руководствуемся рыночными механизмами и стараемся показывать клиентам реальную картину, чтобы они могли четко планировать свои расходы. Эта информация публичная, на сайте марки есть сервисный калькулятор, который в целом честно показывает, на какие траты должен ориентироваться автовладелец.
- Сейчас на наши машины действует “Гарантия мобильности”, благодаря которой в течение гарантийного срока автомобиль вне зависимости от того, где он находится на территории России, получает пакет услуг. Это может быть эвакуация до ближайшего дилера, подменный автомобиль, ночь в отеле… Недавно расширили временные рамки этой программы: любой автомобиль, купленный с июня 2012 г., получает уже четырехлетнюю “Гарантию мобильности”. В этом году также запустили программу продленной гарантии. На весь модельный ряд можно приобрести полис, увеличивающий гарантию до трех-четырех, а то и до пяти лет. Наконец, с 2014 модельного года, который начнется в мае – июне 2013 г., на всю гамму автомобилей будет предоставляться трехлетняя заводская гарантия. Сейчас она составляет два года без ограничения пробега, а будет три, но, очевидно, с каким-то ограничением.
- В 2013 г. принципиальных изменений не будет. Но готовимся к тому, что с 2014 г. в России введут стандарт Euro 5. Начнем расширять гамму моторов: на всех моделях помимо нынешних агрегатов Euro 4 появятся и двигатели Euro 5. Даже притом что отечественное топливо может не соответствовать современным двигателям и даже губить их.
- К счастью, нет. Такие тесты мы проводим уже два года, да и статистика отказов из-за некачественного топлива, прежде всего дизельного, все время снижается. Причем не только в столицах, но и в других регионах страны.
- Сегодня наша доля рынка в своем сегменте составляет 7,4%. Спрос следующего года прогнозируем в объеме 226 тыс. единиц, то есть прирост всего 2–3%. Но ставим задачу продать около 20 тыс. автомобилей и увеличить свою долю до 8,8%. При этом расширится сервисно-сбытовая сеть компании: если по итогам нынешнего года у нас будет 95 полноценных дилерских центров и 15 сервис-партнеров, то к концу 2013 г. их должно стать соответственно 110 и 25. Кроме того, мы намерены обеспечить своих дилеров серьезным пакетом финансовых инструментов, которые помогут им улучшить финансовую устойчивость и доходность. Наконец, перейдем в более активную фазу спонсорства Олимпиады в Сочи, тем самым в очередной раз показав, что коммерческие автомобили Volkswagen действительно помогают в подготовке игр.