Акционеры рассудили так: в нынешнее непростое время как никогда требуется традиционная японская преданность семейному делу, целеустремленность и свежий взгляд на вещи. Акио Тойода этими достоинствами обладает. Корреспондент “Клаксона” узнал у господина президента, каким образом он собирается преодолевать вместе с компанией кризис.
– КАКОЙ стратегии вы намерены придерживаться, чтобы сохранить положение одного из лидеров рынка?
– Думаю, ее можно сформулировать так: делать автомобили для покупателей, а не только ради прибыли. Эта мысль лежит у самых наших истоков. Жаль, что порой о ней забывали. Несколько лет тому назад, когда я еще работал в маркетинге, один из руководителей дилерских центров шокировал меня, сказав, что в какой-то момент “Toyota” стала делать не автомобили, а деньги. Прибыль ставилась во главу угла. Эти слова запали мне в сердце. Я долго думал об этом и хочу вас заверить, что мы возвратимся к нашим истокам.
Нельзя смотреть на текущие цифры и успокаивать себя: у нас все нормально. Непоколебимых концернов нет. Посмотрите, что стало с “General Motors”, а ведь еще пару лет назад это был автопроизводитель номер один в мире. Чтобы подобное не произошло с “Toyota”, я намерен вернуться к тем принципам, благодаря которым наша компания достигла высот. Мы будем делать машины, максимально учитывающие пожелания наших клиентов.
– И что это должны быть за автомобили?
– Прежде всего – качественные. Качество всегда было сильной стороной, козырной картой “Toyota”. Человек, покупающий нашу машину, должен быть уверен в том, что она не подведет его даже через 150.000 километров. Пусть эту надежность оценит не первый, а уже второй владелец машины, зато он тоже автоматически попадет в число наших приверженцев.
Кроме того, автомобиль должен быть удобным. Домашним, если хотите. И речь не только о ходовом комфорте или эргономике. Садясь в нашу машину, человек должен ощущать ту любовь, которую вложили создавшие ее люди, их заботу и эмоции.
– Тем не менее без репрессивных мер в условиях экономического кризиса не обойтись. Вы вынуждены закрывать заводы, приостанавливать производство. Тем временем конкуренты наступают на пятки. По итогам девяти месяцев этого года концерн “Volkswagen” реализовал больше автомобилей, чем вы. Не опасаетесь за свое место лидера?
– Как я уже говорил, цель “Toyota” – не просто получать прибыль, а делать качественные автомобили. Гонка за звание “автопроизводителя № 1 в мире” может этому помешать. Мы не стремимся непременно быть первыми. Рассчитываем реализовать в 2009 году примерно 6,5 миллиона машин марки “Toyota”. Примерно столько же, вряд ли больше, продадим и в следующем году. Главное – не отходить от принципов.
Что касается мер по сокращению издержек.. Да, в США мы закрыли один завод, производство на другом заморозили. Сократили выпуск автомобилей на других предприятиях, в том числе и в Европе.
Зато в России планируем не сокращать, а, наоборот, увеличивать производство. Сейчас на заводе под Санкт-Петербургом ежедневно с конвейера сходит 55 автомобилей, и я рассчитываю, что эта цифра в ближайшие месяцы вырастет до 80-90 машин в день.
– Значит, несмотря на сильное падение российского рынка, он по-прежнему остается одним из приоритетных?
– Разумеется. Ваши трудности – с доступностью кредитов, ценой на нефть, падением доходов населения – временные. А постоянна потребность людей в качественных автомобилях. Все вернется на круги своя. Россия – такой же перспективный рынок, как Китай и Индия. А там даже сейчас продолжается рост продаж новых автомобилей.
– Недавно вы объявили, что намереваетесь вывести бренд “Toyota” на южнокорейский рынок. Всерьез рассчитываете составить конкуренцию местным производителям, которые держат там 90% продаж?
– “Toyota” в Южной Корее уже продает модели “Lexus”. И свою, пусть небольшую долю мы заняли. Сейчас намереваемся начать продажи гибридов – и добиться успеха в этой узкой нише, в которой являемся признанными специалистами.
– “Toyota” сегодня – лидер по производству массовых гибридов. Но даже такие модели, как “Prius”, пока не могут подарить водителю столько же положительных эмоций и драйва, сколько обычные машины за те же деньги. Вам так не кажется?
– Это вопрос восприятия. Мне, например, нравится управлять мощным десятицилиндровым “Lexus LF-A”, пользоваться механической коробкой передач. Я испытываю невероятно приятные эмоции от мощи и скорости. А за рулем “Toyota Prius” ощущения другие. Когда я перед светофором нажимаю на тормоз, мне приятно осознавать, что накопленная в движении энергия не расходуется впустую, а благодаря рекуперации остается в батареях. Этот запас я потом использую для ускорения или смогу какое-то время двигаться без помощи бензинового мотора. Я еду в комфортабельной машине и наношу окружающей среде минимальный возможный вред. Разве это не приятно?
– Вы выходите на новые рынки, а на своем, в Японии, как я слышал, главная проблема – тотальное отсутствие интереса у молодежи к автомобилям. Лишаетесь потенциальных покупателей?
– Вы, к сожалению, правы: современная молодежь все меньше интересуется автомобилями. Нет, они любят машины, но не настоящие, а виртуальные – в компьютерных играх. Наша задача – помочь ребятам найти диалог с автомобилем. И мы видим, что эта работа приносит результат: у них появляется новый интерес к автомобилям, они обсуждают эти вопросы на форумах в Интернете, пишут, что “живые” машины, оказывается, тоже бывают интересными.
Для поддержания этого интереса мы приняли участие в проекте под названием “Gazoo mura” или “Gazoo village”. В разных уголках страны создали три десятка своеобразных мест досуга, куда съезжается молодежь на тусовки. Главное, что добраться туда возможно только на автомобиле, руководствуясь подсказками GPS-навигатора: общественного транспорта там нет. Ребята живут в гостинице и оставляют на компьютерах записи “следующим поколениям” – тем, кто приедет после них. Попав в один “Gazoo village”, молодой человек стремится объехать их все. Затягивает.
– А вы лично еще не устали от автомобилей?
– Нет. Я тестирую в течение года около двухсот машин разных марок. Это восхитительные ощущения. Тесты сродни приготовлению пищи. Особенно когда ты можешь что-то изменить: пробуешь те или иные добавки, приправы – допустим, меньше соевого соуса, потом чуть больше, и каждый раз получаешь разный вкус. В результате рождается превосходный деликатес. С машинами так же. Меняешь настройки, ставишь другие пружины, амортизаторы – и так до тех пор, пока автомобиль не станет идеальным. Да, я не суперпилот, мне далеко, например, до нашего испытателя Хирому Нарусе, но я могу делиться мнением напрямую со своими инженерами на обычном языке, не с высоты поста президента компании. И я рад, если мой комментарий поможет сделать наши автомобили еще лучше.