Вне времени (FJ Cruiser)
Логотип Toyota

О Toyota FJ Cruiser

По-русски

Тойота

Тест-драйвов
1 (все тесты)
Двигателей
1 (открыть)
Комлектаций
1 (открыть)
Последнее поколение
II (открыть)
Отзывов на сайте
0 (прочитать)

“Toyota FJ Cruiser” продолжает традиции полувековой давности

Volkswagen New Beetle”, “Chrysler PT Cruiser”, “Ford Mustang”, “Mini” – вот неполный список “новых старых” автомобилей, появившихся на свет за последние несколько лет. Ведущие мировые автопроизводители держат руку на пульсе современной моды и на полную катушку эксплуатируют востребованный покупателями ретростиль. Не удержалась от искушения попробовать себя на этом поприще и компания “Toyota”. Благо повод у нее нашелся – 50-летие культового внедорожника “Land Cruiser”. Выпустить автомобиль аккурат к годовщине не успели, зато показали “концепт”. А в этом году, через пару лет после юбилея, на Детройтском автосалоне состоялась премьера серийной модели. Новинку назвали “Toyota FJ Cruiser” в честь ее легендарного прародителя – “Land Cruiser FJ” 40-й серии – самого знаменитого представителя семейства “Круизеров”. В Россию новая “Toyota” официально не поставляется и, по-видимому, поставляться не будет. Зато “серые” дилеры уже начали ее рекламировать. Мы обзвонили эти объявления и нашли в компании “Аско” самую первую приехавшую в Москву машину.

– НА НОВОМ уровне из подпространства тебя выбрасывает возле заброшенного реактора, сразу за его термостатом. Здесь главное не мешкать: быстро поворачиваешь направо за угол и уже на бегу готовишь квантовый аннигилятор. С протонным расщепителем там делать нечего – гравитационная аномалия, луч отклоняется и прицельности никакой. Ионный аккумулятор подберешь по дороге. А как выскакиваешь на первый патруль, так сразу длинную очередь...

Примерно так (за точность цитирования не ручаюсь) разговаривают подростки, которые обычно собираются в сквере у моего подъезда. Я их не понимаю, они меня – тоже. Рассказывать им о ностальгии по “золотым” 60-м, когда их еще не было на свете – бессмысленно. Зато их родители – люди старшего поколения – возможно, еще помнят времена, когда “деревья были большими”, а автомобили – дешевыми и незатейливыми. Тем не менее новая модель компании “Toyota” в равной степени адресована и тем и другим. И зрелым людям, и молодежи. Для кого-то она послужит напоминанием о времени, которое уже никогда не вернется, а кто-то будет воспринимать ее как суперсовременную стильную вещицу, не более того. Без оглядки на “какие-то там стариковские традиции”. При таком подходе важно, чтобы автомобиль бросался в глаза и выгодно выделялся в безликом автомобильном потоке. А уж этого у “FJ Cruiser” никак не отнять.

Эргономика, которой не было

КОГДА новая “Toyota” едет по улице, вокруг нее неизбежно начинается “броуновское движение” других автомобилей. Кто-то хочет рассмотреть машину сзади, кто-то – спереди. Кто-то перестраивается правее, чтобы поймать выгодный ракурс и щелкнуть камерой мобильного телефона, кто-то соответственно левее. Так и до ДТП недалеко... Бороться с назойливым вниманием публики бесполезно и бессмысленно. Оно пройдет, когда “FJ Cruiser” примелькается и перестанет быть редким гостем на наших дорогах. Кстати, тогда он автоматически потеряет свою привлекательность для изрядной части покупателей. А до той поры остается только расслабиться и неспешно катиться по городу, доставляя своим видом (ну, конечно же, не своим, а своей машины) удовольствие окружающим.

– Это у вас новая “Toyota”? А можно ее сфотографировать? А самому сняться рядом с ней? А вы подождете, пока я позову жену и детей?.. – такие вопросы сопровождали нас на всем протяжении поездки.

Салон нового “FJ” оформлен в современном стиле и не имеет ничего общего с прообразом 60-х годов.

Ничего удивительного. Автомобиль действительно необычный. Стилизация под старину тойотовским дизайнерам удалась на славу. Созданный ими образ балансирует на грани между прошлым и будущим, практически никак не пересекаясь с настоящим. “FJ Cruiser” выглядит пришельцем из другого, параллельного мира, где привычные нам законы развития науки и техники пошли по иному пути, что привело к появлению подобных помесей ретромобилей с футуристическими концепткарами.

Новая модель действительно очень во многом напоминает своего прародителя – классический “FJ40” 60-х годов. Узкая радиаторная решетка, “сдвинутые к переносице” круглые фары, зарешеченная щель горизонтального воздухозаборника в передней части капота – это все узнаваемые фамильные черты самой знаменитой “Тойоты” всех времен и народов, которая, собственно говоря, и сделала эту марку известной и уважаемой по всему миру.

Стиль выдержан безукоризненно. Даже радиатор машины украшает простой шильдик с надписью “Toyota”. Фирменной тойотовской эмблемы на носу машины нет. Ее можно увидеть только на руле и дверце багажника. Дело в том, что овал со стилизованной буквой “Т” внутри вошел в обиход значительно позже (на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века), чем “Круизеры” ранних серий были сняты с производства.

Получившийся образ автомобиля выгодно дополняют широкое, практически вертикальное лобовое стекло и “раздутые” передние крылья с массивными “поворотниками”, напоминающие о тех временах, когда кузова понтонной компоновки (без выступающих крыльев) еще не стали общепринятым стандартом. Даже палитру цветов для окраски кузова дизайнеры (или маркетологи?) подбирали с оглядкой на традиции полувековой давности: “FJ Cruiser” может быть темно-серым, черным, бордовым, синим или, как в нашем случае, ярко-желтым. Это все. Других цветов не предусмотрено. Причем, какой колер вы бы не выбрали, крыша машины всегда будет белой. Это еще одна характерная особенность модели, дошедшая до нас из тех времен, когда автомобильные кондиционеры считались роскошью, и для того чтобы салон меньше нагревался на солнце, крыши машин красили в светоотражающий белый цвет.

Между прошлым и будущим

РАЗРАБАТЫВАЯ интерьер нового “Круизера”, увлекаться стилизацией под старину не стали. По очень простой причине – не подо что стилизовать. У классического “FJ40” интерьера как такового просто не было. Самые спартанские сиденья (спереди сплошной диван, а сзади – расположенные вдоль бортов откидные скамейки), ничем не прикрытые металлические панели кузова, скудный набор самых необходимых приборов и переключателей, торчащих из того, что лишь условно можно назвать приборной панелью, – вот и все оборудование салона. Проще – некуда.

Мягкая подвеска, податливый руль, “автомат” – такие внедорожники нравятся американским покупателям.

У нового “FJ” интерьер тоже довольно прост, но отнюдь не примитивен. Главной целью, стоящей перед его создателями, было стопроцентное попадание в общую стилистику автомобиля, но ни в коем случае не в ущерб удобству и практичности. С этой задачей дизайнеры справились на “отлично”. Копировать эргономику (а точнее – ее отсутствие) 50-летней давности было бы просто глупо. Поэтому рабочее место водителя нового “Круизера” спроектировано и оборудовано по последнему слову науки и техники, но с некоторыми оговорками...

Впервые оказавшись за рулем “FJ Cruiser”, сложно избавиться от ощущения, что обзорность с водительского места оставляет желать лучшего. Это не совсем так. Виной подобным ощущениям вертикальные передние стойки кузова и кажущееся низким лобовое стекло, в которое приходится выглядывать, как в амбразуру. На самом деле это тоже своего рода стилизация под старые модели, у которых действительно были проблемы с обзорностью. В новом “Круизере” подобный эффект достигается за счет очень высокой (и практически плоской) приборной панели, которая стеной возвышается перед водителем, и заметно приподнятой (по отношению к сидящим в машине людям) линией остекления. Привыкнуть к этому – дело 10-15 минут. Затем никаких проблем с обзорностью больше не возникает.

Очень интересно решена проблема доступа в салон внедорожника. Формально “FJ Cruiser” – пятидверный. Но на самом деле у него полторы двери слева, столько же справа и еще одна – дверь багажника – сзади. Итого – четыре. Все дело в том, что боковые двери сделаны распашными, как принято на больших пикапах с “полуторными” кабинами. Для того чтобы попасть внутрь, надо сначала открыть основную широкую дверь, а затем – уже против хода движения – дополнительную “половинчатую” створку. Хорошее решение – и выглядит стильно, и удобно в повседневной эксплуатации. Это уже новшество, присущее только современной модели, – классический “FJ 40” был трехдверным.

Неприкрытого металла кузова, естественно, нигде в интерьере нет (современные нормы безопасности выступающие в салон жесткие элементы конструкции не одобряют), зато их наглядно имитируют окрашенные в цвет кузова декоративные вставки. Все отделочные материалы – самые современные. Качественный и приятный на ощупь мягкий пластик передней панели соседствует с прорезиненными ковриками на полу и с изготовленной по какой-то неведомой простым смертным “новейшей космической технологии” непромокаемой и водоотталкивающей обивкой сидений.

“FJ Cruiser” построен на основе хорошо известного в Америке внедорожника “Toyota 4Runner”.

Подразумевается, что салон внедорожника можно мыть хоть из брандспойта. По крайней мере так утверждается в официальном пресс-релизе. Но только утверждается. Вы станете лить воду из шланга в салон своей машины? Я – тоже нет, будь он хоть дважды водоотталкивающим и трижды прорезиненным. Так что “космические технологии” в данном случае – это просто удачный маркетинговый ход или своеобразная игра в “настоящий внедорожник”, которому ничего не страшно якобы. Даже ведро воды, вылитое в прорезь CD-магнитолы.

Мастер иллюзий

НАСТОЯЩИМ внедорожником без всяческих кавычек, а также без страхов, упреков и компромиссов был старый “Land Cruiser FJ” образца 60-х годов. Таких машин больше не делают, и кое-кто об этом искренне сожалеет. Некоторые – громогласно стенают. Но хотел бы я посмотреть (с безопасного расстояния), как такие любители классики будут входить в быстрый поворот на двух жестких мостах, подвешенных на четырех рессорах (именно такая ходовая часть была у классического “FJ”). А если вдобавок ко всему автомобиль обут в высокопрофильные диагональные шины, у которых величина бокового увода мало отличается от высоты профиля? Нет, сегодня, когда скорости движения (по сравнению с 60-ми годами прошлого века) значительно выросли, подобный экстрим уже никому не нужен. Поэтому при создании нового “FJ Cruiser” за основу конструкции была взята вполне цивильная и, что немаловажно, хорошо себя зарекомендовавшая платформа внедорожника “Toyota 4Runner”.

На новой модели жесткий мост (с продольными рычагами и тягой Панара) остался только сзади. Передняя подвеска – полностью независимая. Никаких рессор нет и в помине – только пружины. Кузов, естественно, оставили рамным – для внедорожника это только плюс. Двигатель “FJ Cruiser” тоже унаследовал от “4Runner”. Это единственный в гамме (других вариантов просто нет) V-образный 6-цилиндровый мотор объемом 4 л и мощностью 239 сил. Он может сочетаться либо с 6-скоростной механической КПП, либо с 5-ступенчатым “автоматом”. В “раздатке” предусмотрены понижающая передача и возможность подключения или отключения передней ведущей оси.

По сухому асфальту рекомендуется ездить на заднем приводе – так экономится бензин, а сегодня он даже в Америке недешев. На мокром и скользком покрытии можно подключить передние колеса. Межосевой дифференциал при этом останется свободным, а крутящий момент будет распределяться в соотношении 40:60 между передней и задней осями соответственно. При необходимости (например, в повороте или на неоднородном дорожном покрытии) это соотношение может автоматически изменяться. На тяжелом бездорожье межосевой дифференциал можно принудительно заблокировать, тогда крутящий момент будет распределяться поровну между осями, и вдобавок при этом включится пониженная передача. А это уже отнюдь не маркетинг и не стилистические игрушки. С таким внедорожным арсеналом новый “FJ Cruiser” можно смело ставить в один ряд с серьезными современными вездеходами.

Боковые двери на “FJ Cruiser” распашные, как на больших американских пикапах с “полуторными” кабинами.

Таким образом, с точки зрения проходимости, никакого обмана нет. Вам обещали “настоящий внедорожник”? Вот он, получите. “Toyota” свое слово держит. Изрядная доля лукавства кроется в другом. Солидный внедорожный обвес, предохраняющий автомобиль от повреждений (бамперы, накладки на пороги, защита моторного отсека снизу и т.д.), на деле оказывается не более чем декорацией для ролевой игры в брутальный внедорожник. Эдаким элементом дизайна, придающим машине агрессивный вид. Все это великолепие сделано из пластмассы, которой ни при каком раскладе не выдержать жесткого контакта с внедорожными препятствиями.

С точки зрения производителя (и, наверное, покупателя) – все правильно. Если толстую декоративную защиту картера (а точнее, выступающую наружу ее часть) сделать из стали, то она весила бы не один десяток килограмм, а если из легкого алюминия – то она бы стоила целое состояние. Зачем тратить доллары и килограммы на то, что никому не нужно? Часто ли внедорожники съезжают с асфальта?

Но на этом иллюзии не заканчиваются. По звуку работающего двигателя вы никогда не скажете, что под капотом “FJ Cruiser” установлена V-образная “шестерка”. Система выхлопа настроена таким образом, что “Cruiser” издает басовитый раскатистый рык, характерный для столь любимых американцами V8. В движении это ощущение только усиливается. Внедорожник уверенно набирает скорость, как и положено классическим “американцам”, с легким запаздыванием отклика на нажатие педали газа и мягким нарастанием ускорения. Даже переключения передач (при интенсивном разгоне) происходят в тот момент, когда стрелка тахометра едва переваливает за отметку 4.000 об/мин – все как на автомобилях, оснащенных 8-цилиндровыми двигателями.

За рулем нового “FJ” создается ощущение, словно вы управляете значительно более крупной и более тяжелой машиной, чем на самом деле. Но и это – иллюзия. Если свериться с техническими характеристиками, оказывается, что “FJ Cruiser” практически не отличается ни по весу, ни по размеру от пятидверных “4Runner” или “Prado”. Снова маркетинг – ловкий ход, позволяющий автомобилю выглядеть солиднее в глазах водителя.

Вам обещали “настоящий внедорожник”, не хуже, чем его легендарный прадедушка? Вот он – все по-честному, без обмана.

Кажущаяся (повторяю – именно кажущаяся!) тяжеловесность “Круизера” вовсе не вредит его динамике. Разгоняется машина довольно здорово. Добавьте к незаурядной внешности и более чем достаточной мощности нового “FJ” “невесомый” руль, снабженный мощным усилителем, и мягкую на грани валкости подвеску, и вы получите типичный “автомобиль американской мечты” в классическом его проявлении. Или, другими словами, именно то, что и требовалось для гарантированного успеха модели на заокеанском рынке.

Классика не стареет

В АМЕРИКЕ новый “FJ Cruiser” эксклюзивной моделью ни в коем случае не считается. Наоборот, он позиционируется как общедоступный бюджетный автомобиль. Например, ни по своей цене, ни по уровню оснащения новый “FJ” (даже в максимальной комплектации) недотягивает до своего более дорогого и престижного старшего брата “Toyota 4Run-ner”. А самая дешевая версия “Круизера” (заднеприводная, с механической КПП и со штампованными стальными колесными дисками) вообще сравнима по стоимости с утилитарными пикапами. Это тоже традиция. Ведь в годы своей молодости ставший сегодня классическим “Land Cruiser FJ” тоже был достаточно дешев.

Передо мной лежит ксерокопия уникального документа – накладной, по которой некий Филипп Дженет из городка Эшвилл, штат Северная Каролина (провинциальная дыра, каких еще поискать), получал в автосалоне свой новенький “FJ40”, серийный номер 266172. Дело было в далеком 1978 году. Судя по чеку, Дженет заплатил тогда за машину $6.000, плюс $240 – налог штата, плюс $28,5 за оформление техпаспорта. Итого: $6.268,5 – согласитесь, совсем не дорого, даже по меркам 70-х годов прошлого века. Сегодня этот автомобиль (кстати, идеально сохранившийся и, как утверждает продавец, без следов ржавчины) снова продается, но уже для коллекционеров. И, что характерно, стоит он вдвое дороже новенького “FJ”, выпущенного в этом году. Этот факт подтверждает известную всем любителям автостарины истину, что модели, признанные классическими, со временем только дорожают. Интересно, а будет ли с течением лет повышаться цена на их римейки? Не знаю, поживем – увидим.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Самый знаменитый “Land Cruiser”

Классический “Land Cruiser FJ40” (его еще называют моделью 40-й серии) был поставлен на конвейер в 1960 году. Именно он служил источником вдохновения для создателей современного “FJ”.
АВТОМОБИЛЬ выпускался в 3-дверном (с мягким или жестким верхом) и 5-дверном вариантах. Также существовал и пикап, построенный на его базе. Все машины 40-й серии имели прочный рамный кузов и зависимую (с жесткими мостами спереди и сзади) рессорную подвеску. На внедорожнике применялась полноприводная трансмиссия типа “Part Time” с жестко подключаемым передним мостом. Межосевого дифференциала тогда еще не было, зато в “раздатке” были предусмотрены сразу две понижающие передачи.

Двигатель предлагался только один – рядная “шестерка” с двумя клапанами на цилиндр. Его рабочий объем составлял 3,8 л, а мощность достигала 135 л.с. При этом снаряженная масса машины (в самом легком трехдверном варианте) составляла не менее 1,5 т. Поэтому ни о каком выдающемся темпераменте говорить не приходится – максимальная скорость “FJ40” не превышала 120 км/ч.

Зато на бездорожье “Круизеру” не было равных. Отличная геометрическая проходимость вкупе с надежностью и неприхотливостью конструкции снискали ему славу одного из лучших внедорожников в мире. Покупатели по достоинству оценили этот автомобиль. Поэтому на протяжении четырех лет (с 1961 по 1965 год) “FJ40” был самой продаваемой моделью “Toyota” на территории США и Канады. И именно он помог японской компании заработать репутацию производителя доступных и супернадежных машин и прочно закрепиться на американском рынке.

Краткая техническая характеристика “Toyota FJ Cruiser”
Габаритные размеры467х185х182 см
Снаряженная масса1.940 кг
ДвигательV6, 4 л
Мощность239 л.с. при 5.200 об/мин
Крутящий момент378 Нм при 3.700 об/мин
Средний расход топлива12,5 л/100 км
Запас топлива72 л

Вам понравился этот тест-драйв?


Выбираете автомобиль? Посмотрите конкурентов Toyota FJ Cruiser:


Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

3 0 8 1