Практически свободно владея русским языком, наш собеседник так же досконально знает и российский рынок, и свою компанию. Все это – благодаря работе на протяжении многих лет в московском офисе японского бренда.
- Прежде всего, благодаря самим продуктам. С момента появления модели XV наши автомобили начали меняться концептуально. С одной стороны, мы полностью сохранили их техническую составляющую – горизонтально-оппозитный двигатель, полный привод, спортивные характеристики. С другой – изменили подход к внешнему дизайну и качеству интерьеров. В какой-то момент в компании осознали, что путь совершенствования только инженерии может привести к ограничению спроса. Сегодня большинство людей выбирают автомобили по дизайну кузова, затем смотрят на салон и лишь потом задумываются о двигателях, приводе, коробке передач.
- Вполне. После обновления XV, когда она стала более красивой внешне, качественной и интересной внутри, изменилась и наша клиентская аудитория. Во все времена подавляющую часть владельцев Subaru составляли не самые молодые мужчины. Но 50% покупателей этой модели – женщины и девушки. Причем за рулем их еще больше – выяснилось, что XV часто покупают мужчины для своих жен, дочерей. Поэтому тот же путь выбрали для нового Forester. Раньше он был абсолютно мужским автомобилем, а теперь я бы назвал его унисекс. Отчасти этого добились благодаря двум вариантам передней части кузова – более агрессивного и спокойного. Кроме того, существенно улучшили отделку интерьера, в то время как технически автомобиль остался верен традициям марки.
- В структуре наших продаж на Forester всегда приходилось около 50%, и этот показатель сохраняется, причем модель даже в дефиците. При этом если предыдущая версия XV давала около 15% сбыта, то теперь этот показатель достигает 26–28%. То есть мы почти удвоили ее долю, но сохранили долю Forester. И увеличили продажи в целом.
- Outback. Это традиционно сильная позиция, хотя новый Forester составил ему некоторую конкуренцию. Но мы готовимся развести между собой три модели-лидера, четко позиционировать их по нишам. Кроме того, с началом продаж автомобилей 2014 модельного года сделаем необычный маркетинговый подход. Обычно в рекламе пишут: “от такой-то цены”, указывая минимальную. А мы в рекламной кампании Outback начнем указывать цену максимальную, сообщать: самая богатая комплектация – до такой-то суммы.
- Мы тщательно проанализировали всех конкурентов Outback, их у универсала повышенной проходимости немного. При этом изучали, какие комплектации самые ходовые – как правило, это не топовые версии, а средние. Затем сравнили с ними свои самые богатые модификации и поняли, что Subaru вполне конкурентоспособны. В свою очередь, завод в Японии нашел возможность снизить себестоимость машин. К тому же Outback 2014 модельного года предложит нечто новое. Он станет агрессивнее и больше похож на внедорожник, улучшится отделка, появится возможность что-то менять в комплектациях: добавлять цвет, опции, делать машину более индивидуальной. Это скорее европейский подход, нежели японский. Но если все сработает, то перенесем его и на другие модели.
- Самый первый клиент модели заказал ее задолго до начала продаж. Он – давний поклонник Subaru, отлично разбирается в технике и понимает, в чем разница между BRZ и другими спортивными моделями. В частности, у нас самый низкий центр тяжести, что характерно для субаровских моторов, и этот человек уже из технических характеристик понял, как будет ездить машина. Конечно, это нетипичный покупатель. В целом позиционируем BRZ как автомобиль для людей в возрасте около 40 лет, не бедных, выбирающих его осознанно.
- Первую партию BRZ мы привезли лишь в одном цвете – фирменном синем, он есть только у Subaru. И тоже специально тогда заказали только механическую трансмиссию. Тем самым хотели подчеркнуть, что этот автомобиль для тех, кто любит спорт, а спорт и “ручка” – наш стиль. Позднее, конечно, стали предлагать и “автоматы”, и широкую цветовую гамму. В прошлом году продали около 15 машин, в 2013 г. еще до осени этот результат почти удвоили. Думаю, будут и новые клиенты. Дело в том, что в отличие от большинства заднеприводных спорткаров эта модель уверенно ведет себя и зимой – на снегу, на льду.
- Около 17 тыс. автомобилей. В сравнении с прошлым годом это означает увеличение на 18–20%. А в 2014 г. планируем продать на тысячу больше. Столь небольшой рост объясняется лишь тем, что завод в Японии загружен сверх мощностей – там даже ускорили конвейер, сделали еще кое-что, но все равно потенциала не хватает: глобальные продажи бренда, особенно в США, заметно увеличились. Поэтому у России в следующем году будет квота – 18 тыс. машин.
- Нет. Но на 100 тыс. единиц возрастут мощности завода в США, поскольку именно там самый большой дефицит. Это случится в 2015–2016 гг., тогда японский завод разгрузится и увеличит поставки в другие страны.
- Если говорить о качестве сборки в целом, то этого не требуется. Но в разных регионах России испытываем прототипы всех новых моделей, особенно подвеску. Обычно ее характеристики меняют именно для российских условий. Хотя в новом Forester была улучшена еще и шумоизоляция. Впрочем, в предыдущем Forester российская версия подвески оказалась более востребованной и в других странах, в итоге ее стали поставлять по всему миру.
- Мы знаем, что такие двигатели россияне ждут. Сдерживает качество топлива. Моторы Euro 5, которые сейчас продаем в Европе, несколько капризны: если залить солярку Euro 4, возникнут проблемы. Поэтому ждем двигатели Euro 6. Как раз к тому времени в России должны быть введены топливные нормативы Euro 5, и острота вопроса снизится: такое топливо для агрегатов Euro 6 приемлемо. Думаю, наши дизели на российском рынке могут появиться года через три.
- Как правило, они меняют регламенты ТО: по дизелям межсервисный пробег сокращают до 8–10 тыс. км, тогда как у бензиновых моторов он составляет 15 тыс. В этом случае к высокой цене двигателя добавляется удорожание обслуживания машины. Но дизели ведь покупают ради экономии, а владельцы Subaru очень умные, они знают, что им выгоднее.
- Мы привезем в Россию новое, четвертое поколение WRX STI. Правда, точные сроки пока назвать не могу. Я протестировал этот автомобиль и могу сказать, что он стал еще более спортивным, интересным, прогресс его ездовых качеств очевиден.