Судя по всему, возглавить российский офис марки Subaru, что произошло этой зимой, нашему собеседнику, как говорится, сам бог велел. В автомобильном бизнесе он уже 20 лет и, проработав на различных рынках в Азии, добился там значительных прорывов. При этом его бабушка была русской, а мама, прекрасно владеющая языком Пушкина, по сей день трудится в русской редакции японской телерадиовещательной корпорации NHK. Поэтому наш первый вопрос был очевиден.
- Огура-сан, выходит, вы все понимаете, что обсуждают ваши подчиненные в Москве?
- Мне стыдно признаться, но я по-русски говорю очень плохо. Вся моя жизнь прошла в других странах, и, например, моя восьмилетняя дочь в этом году впервые в своей жизни увидела снег. Кстати, ей это очень понравилось – зимой нашим любимым развлечением было играть в снежки в парке возле дома.
- Зато у вас свежий взгляд на российский рынок. Что нового планируете привнести в работу компании?
- Прежде всего, необходимо выполнить ту миссию, которую мне передал мой предшественник – Йосида-сан. Она состоит в том, чтобы все ценности Subaru, идеология бренда стали понятны и близки как можно большему количеству российских покупателей. В первую очередь я имею в виду тех, кого нельзя назвать продвинутыми пользователями, – сведущие люди и так знают, что представляет собой наша марка и в чем ее преимущества, но для многих потенциальных клиентов мы можем открыть еще много нового. Другая задача состоит в том, чтобы как можно правильнее оценить специфику российского рынка, потребности клиентов, дилеров и затем донести до производителя, что именно необходимо сюда поставлять.
- Какие-то особенности рынка уже можете отметить?
- Проблема как раз в том, что он постоянно меняется, и на эти нюансы нужно быстро реагировать. Так, еще пару лет назад о дизелях на наших легковых автомобилях никто и не задумывался, а сейчас этот вопрос становится актуальным. Если вовремя не сориентироваться, затем можно остаться без востребованных продуктов.
- Но, судя по статистике, дела у бренда и так идут неплохо: в 2011 г. Россия стала для Subaru самым большим рынком Европы..
- В других странах континента спрос устоявшийся, поэтому они для нас не основной индикатор. Главная причина прошлогоднего успеха в том, что очень быстро рос рынок российский – он увеличился на 38%. А нам удалось превзойти даже этот темп и завершить год с приростом в 46%. Будем стремиться сохранить эту динамику.
- Тем не менее даже при этих достижениях ваш бренд не самый популярный у россиян. Может, и не следует стремиться к массовости? Почему бы не позиционировать Subaru как марку эксклюзивную, для истинных ценителей?
- Нет, задачи укреплять имидж путем регулирования продаж мы не ставим. Хотя и понимаем, что доля в размере 0,5% от всего рынка не слишком велика. Тут нужно понимать всю ситуацию в целом. В частности, объем выпуска на заводах компании в Японии и США в 2012 г. запланирован примерно на 700 тыс. автомобилей. То есть производство ограничено, и мы не можем даже думать о таких массовых продажах, как у Toyota или Nissan. Но все равно наращивать сбыт надо, и на российском рынке мы намерены в течение трех лет удвоить свою долю рынка, занять не менее 1%. Если получится, затем поставим новые цели. Например, показатель в 2%, как это получилось в США.
- О среднесрочных перспективах вы сказали. А каковы планы на текущий год?
- По нашему прогнозу, общий объем рынка в России в 2012 г. составит около 3 млн автомобилей. Наша задача – продать 20 тыс. машин, это на 7000 больше, чем в ушедшем году, и тем самым увеличить свою долю до 0,68%.
- По мнению Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, рынок должен увеличиться примерно на 6%. А вы закладываете для Subaru более чем 50-процентный рост. Рискуете?
- Оценки АЕБ в начале каждого года, как правило, очень аккуратные, действительность их обычно превосходит. Думаю, так будет и теперь. По крайней мере, сейчас реальный спрос превышает прогнозы.
- Привлечь клиента можно хорошими продуктами, причем желательно новыми. Каких премьер ждать россиянам от Subaru?
- Уже со 2 апреля стартуют продажи кроссовера Subaru XV. В конце лета появится новая Impreza в кузове седан с двигателями 1,6 и 2 л. Тогда же, ориентировочно в августе, начнем продавать спорткар BRZ. А также новую модификацию Forester Ts, которая разработана только для России, – таких машин не будет ни в одной другой стране. Кроме того, небольшой рестайлинг ожидает модели Legacy и Outback.
- А в чем особенность новой версии Forester? Кстати, она вытеснит текущую модель?
- Новинка пойдет в дополнение к обычному Forester. Главное отличие – в настройках. Эта версия разрабатывалась на базе серии S-Edition, у нее более острое и точное управление, а подвеска более жесткая, хотя и без потери комфорта. В этом автомобиле есть ощущение, будто вы едете в спортивной машине.
- В недавнем краш-тесте EuroNCAP модель Subaru XV получила пять звезд, причем был зафиксирован рекордный показатель по защите детей. Компания станет использовать этот козырь в рекламе как дополнение к спортивному имиджу бренда?
- У марки нет приоритета в области спортивных моделей, это лишь одно из направлений. Главная цель заключается в создании автомобилей, которыми может легко управлять каждый. Ведь если человек не в состоянии справиться с машиной, то именно в этот момент возникает опасность и для самого водителя, и для пассажиров, и для других участников движения. Это и есть основа той безопасности, которую Subaru считает основополагающей. Безопасность по-субаровски начинается не с надувных подушек, а с безопасного управления, с тем чтобы до аварии дело вообще не дошло. Хотя, если такое и случится, наши модели тоже защитят людей по максимуму. Как видите, краш-тест это подтвердил.
- Если ваш друг спросит, стоит ли ему покупать Subaru, какие аргументы вы приведете?
- Я скажу ему: “Просто попробуй поездить в такой машине, и тебе точно понравится”. Основной секрет заключается в нашей технологии, в концепции горизонтально-оппозитного двигателя Subaru boxer и симметричного полного привода. Именно это сочетание крайне положительно сказывается на управляемости автомобиля. А с нее, опять же, начинается та самая активная безопасность, о которой мы только что говорили. Субаровская схема компоновки силовых агрегатов и трансмиссий и практически идеальная развесовка по осям дают то чувство уверенности за рулем, которое трудно ощутить на многих других автомобилях. Некоторые компании пытались нас копировать, но не смогли. Так что Subaru остается уникальным производителем подобных машин.
- Кстати, а вы на чем ездите?
- Outback, двигатель 3.6. За рулем сижу сам. Всю зиму провел на скользких дорогах, но никакого дискомфорта не почувствовал. В этом автомобиле все легко и предсказуемо, в нем я ощущаю себя в безопасности. К тому же это идеальный вариант для выездов с семьей по выходным.
- Вы можете нарисовать усредненный портрет российского владельца Subaru?
- Не хочу создавать какой-то конкретный портрет, поскольку мы планируем его существенно расширить – чтобы в числе клиентов было и больше женщин, и людей разных возрастов. Впрочем, есть нечто, практически всех их объединяющее. Эти люди стремятся покупать только по-настоящему функциональные вещи. Даже в том случае, если есть схожие и более дешевые товары.
- Но в бизнесе многое зависит от того, кто и как эти товары продает. Вы удовлетворены дилерами?
- Сейчас у нас 50 партнеров. Пожалуй, разумным был бы рост сети примерно на 10% в год, это позволит своевременно обеспечивать все центры машинами и запчастями, развиваться самим дилерам. Качество, к сожалению, тоже разнится. Наряду с очень хорошими предприятиями, у которых прекрасные здания, отличный сервис, есть и партнеры, чей уровень желательно повысить. И этим мы займемся в самое ближайшее время.