Компания “SsangYong” продолжает обновлять модельный ряд. Вслед за большим внедорожником “Kyron” на рынок вышел его младший брат – “Actyon”, построенный на той же платформе. При заметных внешних различиях у этих автомобилей много общего – от двигателей и коробок передач до отдельных деталей интерьера. Тем не менее они занимают разные рыночные ниши. Если “Kyron” – солидный комфортабельный внедорожник, то “Actyon” по большому счету – его более спортивная и динамичная модификация.
УМЕНИЕ удивляться присуще всем детям, но с годами мы почти утрачиваем эту чудесную способность. Такова неизбежная расплата за знания и жизненный опыт. Чем удивить человека, многое повидавшего на своем веку? Ну разве что очередной моделью от компании “SsangYong”. Она никого не оставит равнодушным. Кому-то понравится, кому-то – нет. Но в любом случае не останется незамеченной. Шокировать автомобильную общественность – излюбленный прием маркетологов корейской компании. И применяется он раз за разом с завидным постоянством.
Внедорожник “Actyon” – не исключение. Его премьера состоялась прошлым летом на Московском международном автосалоне и наделала немало шума:
– Разве автомобиль может так выглядеть? – удивленно спрашивали посетители автошоу.
– А почему бы и нет? – отвечали представители “SsangYong”.
– Неужели кто-то купит такую странную машину? – продолжали недоумевать зрители.
– Конечно, ведь предыдущие модели покупали, – включались в диалог дилеры.
Действительно, выглядит новый “Actyon”, мягко говоря, необычно. Корейцам по традиции помогали его разрабатывать художники Британского королевского колледжа искусств, известные своими альтернативными взглядами на современный автомобильный дизайн. Описывать их творение словами – занятие неблагодарное. Как ни старайся, все равно все тонкости и нюансы не передать. Машина получилась настолько неоднозначная, что, глядя на нее, каждый видит что-то свое. Как на замысловатых абстрактных изображениях, используемых врачами-психиатрами для диагностики пациентов.
Мы провели подобный эксперимент с вполне, надеюсь, здоровыми и адекватными людьми у нас в редакции. Кто-то сравнил “Actyon” с надутым хэтчбеком. Другой уловил в нем черты американских капотных грузовиков середины прошлого века. Третий нашел определенное сходство с кашалотом, таким, как его изображают в детских книжках. А четвертый, несомненно, вспомнив старый анекдот, настороженно поинтересовался:
– Доктор, а откуда у вас такие картинки?
– Вон он, на нашей парковке стоит. Пойди воочию полюбуйся, – успокоили мы не в меру подозрительного коллегу.
ЛИЧНО мне ближе всего сравнение “Актиона” с большим хэтчбеком, высоко приподнятым на огромных колесах. Помните, в свое время была мода подкатывать шасси от внедорожников под обычные легковушки? В результате такого межвидового скрещивания получались странные гибриды, которые, впрочем, выглядели довольно собранно и мускулисто.
Этот же проверенный временем прием использовали и создатели “Актиона”, позиционирующие свое творение именно как “спортивный внедорожник”. По большому счету это чистой воды маркетинговый ход. Взяли имевшуюся ходовую часть, поставили на нее стильный кузов, вполне соответствующий представлениям публики об активном образе жизни (отсюда же, кстати, и “активное” название модели). В результате получился принципиально новый автомобиль, под стремительной внешностью которого скрывается не самое современное, зато достаточно серьезное внедорожное шасси.
Мощная рама, неразрезной задний мост и система жестко подключаемого (без межосевого дифференциала) полного привода – все это “Actyon” унаследовал у своего старшего брата “SsangYong Kyron”. А тот, в свою очередь, – у более старых, уже снятых с производства моделей “Musso” и “Korando”. Обе они официально продавались в нашей стране и до сих пор нередко встречаются на дорогах.
Таким образом, несмотря на броскую внешность, технически “Actyon” – это классический и даже весьма консервативный внедорожник с системой полного привода типа “Part Time”. Его трансмиссия позволяет подключать передний мост лишь временно для преодоления отдельных труднопроходимых участков. Ездить на полном приводе по сухому асфальту нельзя, иначе недолго загубить передний мост и раздатку.
Впрочем, если не знать тонкостей конструкции, а руководствоваться только ощущениями водителя, то определить, что “Actyon”, по сути, – заднеприводный автомобиль, непросто. Едет он так, словно крутящий момент двигателя постоянно передается на обе оси. Я, честно говоря, поначалу едва не купился на столь необычное поведение машины. Контрольная лампочка “4WD” не светится – значит, сейчас машина едет только на заднем приводе. А почему тогда она так стабильно ведет себя на скользкой дороге и не стремится сорваться в занос на повороте?
– Инструкции надо читать! Или на лампочки внимательнее смотреть. Что на панели светилось, когда ты с ходу в поворот ввалился? – стал поучать сидящий рядом коллега.
– На льду да в повороте – самое время приборы разглядывать! Ничего я кроме дороги не видел!
– И ничего не почувствовал? Ну, ты даешь! ESP на машине стоит, она-то и не дает в занос сорваться. И рыскания на прямой тоже компенсирует. Обрати внимание: когда ты в повороте на газ жмешь, на панели индикатор загорается.
– Ну ладно, недоглядел, виноват. Держись крепче, сейчас еще раз попробую.
Новый поворот. На этот раз внимательно прислушиваюсь к своим ощущениям и посматриваю на приборную панель. Так и есть: когда машина стремится уйти в занос, внешние (по отношению к центру поворота) колеса притормаживаются, а на панели начинает мигать индикатор с буквами “ESP”. Собственно говоря, все так, как и должно быть. Неожиданным оказалось лишь то, как деликатно и в то же время эффективно эта система работает. Подозреваю, что в обычных условиях большинство водителей даже не заметили бы, что время от времени их действия аккуратно подправляет электроника.
Впрочем, система стабилизации серийно устанавливается только на дорогие версии “Актиона”. Для других модификаций она предлагается как опция. Но опция – очень важная и полезная. Стоит ее выключить (для этого есть специальная клавиша), как поведение машины меняется до неузнаваемости. На скользкой дороге это очень хорошо чувствуется: в поворотах приходится внимательно дозировать газ и постоянно подруливать, компенсируя начинающийся занос.
Я так долго и подробно рассказываю про систему стабилизации, потому что в данном случае наличие ESP – именно та грань, которая отделяет послушный и динамичный спортивный внедорожник от утилитарного вездехода. Инженеры “SsangYong” компенсировали недостатки старой платформы с помощью современной электроники. На мой взгляд, получилось очень неплохо. Во всяком случае покупать “Actyon” в дешевой комплектации без ESP лично я бы не стал. За удобство и безопасность можно немного переплатить.
ВО ВРЕМЯ теста в нашем распоряжении была самая дорогая версия “Actyon” с дизельным двигателем, полным набором электронных систем, имитирующих межколесные блокировки, и даже с задним дифференциалом повышенного трения. Все вместе составляет довольно внушительный внедорожный арсенал, который грех было не испытать. Вопрос только – где? Но прошедший ночью снегопад облегчил эту задачу...
Сторож, предупрежденный мной по телефону, ждал нас на заснеженном перекрестке у поворота к дачному участку. В руках у него была лопата:
– Хозяин, дорогу почистить? Я сейчас ребят позову, быстро весь снег раскидаем!
– Да нет, спасибо. Попробую так проехать.
– Ну, как знаешь. Если что – я в сторожке. Звони, мы мигом...
Предводитель местных гастарбайтеров не спеша удалился, а я остался перед нетронутой снежной целиной. Далеко не на каждом из современных кроссоверов я бы решился штурмовать полуметровый сугроб. Но “Actyon” – отнюдь не каждый, и это внушает некоторую уверенность.
Урча дизелем и расшвыривая колесами снег, автомобиль уверенно вспорол целину. От перекрестка до самых ворот участка, затем (в поисках лучшей точки для съемки) обратно. Потом через с трудом открывшиеся ворота – во двор.
– Можешь здесь развернуться? Мне надо, чтобы солнце было с другой стороны, – руководит моими маневрами фотограф.
Сказано – сделано, и помощь гастарбайтеров, оставшихся в тот день без законного заработка, не потребовалась. Справились без них, заодно убедившись, что снежная целина для “Actyon” не преграда – пока есть за что зацепиться протектором, автомобиль будет ехать, останавливаться и вновь без видимого напряжения трогаться с места. Даже когда колеса настолько глубоко увязают в снегу, что уже не открываются двери.
Кстати, отсутствие понижающей передачи, как оказалось, – тоже не беда. Крутящего момента двухлитрового турбодизеля хватает за глаза, достаточно просто посильнее придавить педаль газа. Подозреваю, что по части проходимости бензиновая машина с четырехцилиндровым 2,3-литровым двигателем будет похуже – крутящий момент у нее в полтора раза меньше. Зато с точки зрения динамики на дороге она может оказаться интереснее дизеля. Но бензинового автомобиля у нас не было, и потому все это осталось лишь предположениями, основанными на приводимых производителем технических характеристиках моторов.
РЕЗЮМИРУЕМ: “Actyon” надежно и предсказуемо ведет себя на дороге и при этом не боится бездорожья средней тяжести. Казалось бы, что еще надо от современного внедорожника? Ответ очевиден: универсальности, если угодно, – практичности. А вот с ней есть проблемы. Ради стремительного спортивного силуэта разработчикам пришлось пожертвовать... багажником.
Нет, в принципе он есть, но очень уж маленький и неудобный. Сильно скошенная, как у хэтчбека, задняя часть автомобиля “съедает” сверху непозволительно много погрузочного пространства. А снизу объем багажника ограничен полноразмерным запасным колесом, лежащим внутри машины, причем поверх несущих элементов кузова – то есть очень высоко. Поэтому пол багажника задран на метр над землей.
Крупный мужчина с трудом ставит туда объемистую дорожную сумку – мы проверили, наш высокорослый фотограф остался очень недоволен. А, например, женщина самостоятельно с подобным упражнением не справится, можно даже не пытаться. Я предложил своей жене попробовать, так она с негодованием отказалась, сославшись на то, что сумки удобнее класть на заднее сиденье. В данном случае – чистая правда.
Зато к простору в салоне никаких претензий нет и быть не может. “SsangYong Actyon” обладает чуть ли не самой большой колесной базой в классе: 274 см – это длиннее, чем, например, у “Mitsubishi Pajero Sport”. Помимо этого машина очень широкая, так что на заднем ряду сидений не придется тесниться даже троим здоровякам, причем и места для ног им хватит с избытком.
Водитель и передний пассажир тоже могут расположиться с полным удобством. Даже лучше, чем можно было ожидать, глядя на ценник машины. Впрочем, найдется не так уж много современных автомобилей, которые можно упрекнуть за непродуманную эргономику водительского места. А похвалы за качество отделки интерьера в этом ценовом сегменте достоин далеко не каждый.
“Actyon” – достоин... если постараться не замечать пластик центральной консоли. Имеется в виду только сама накладка на консоль. Она изготовлена из самой простой черной пластмассы и явно диссонирует с остальными, более дорогими отделочными материалами. Выглядит несколько странно. Как так получилось, не знаю. Но представление о прекрасном у каждого свое, тем более у дизайнеров “Актиона”, не раз доказавших, что они мыслят нетривиально...
В оригинальности мышления не откажешь и нашим отечественным производителям, которые собирают “Actyon”, а значит – принимают решение о стандартных комплектациях. Управление “музыкой” на руле есть во всех версиях автомобиля, а вот самой аудиосистемы нет ни в одной. Согласен, установить на машину какую-нибудь магнитолку – не проблема, с этим вполне справятся сервисмены или даже сами будущие владельцы. А вот “подружить” ее с кнопками на руле – это уже задача, которая в принципе решаема, но не слишком просто и совсем недешево.
Во время обсуждения “SsangYong Actyon” мы с коллегами неожиданно для себя пришли к выводу, что найти ему потенциальных конкурентов не так уж просто. Есть немало автомобилей, весьма схожих с ним технически. Моторы, трансмиссия, подвеска – все как у всех. Хорошо, но ничего особенного. С точки зрения ходовых качеств, уровня оснащения и комфортабельности салона “SsangYong” тоже не предлагает чего-либо из ряда вон выходящего. Отнюдь не феноменальна и цена – не высокая, не низкая, а в самый раз для такой машины.
Но вот других моделей, сочетающих эти качества с таким ярким и неподражаемым дизайном, на рынке нет. Точно нет. Возможно, для некоторых оригиналов именно этот фактор станет решающим при выборе “Актиона”. А кто-то более консервативный по натуре, может быть, просто смирится с непривычной внешностью, сочтя ее незначительным недостатком весьма приличного автомобиля. Например, я бы сам, пожалуй, смирился.
МОДИФИКАЦИЯ
ПОСЛЕ внедорожника в самом скором времени в продажу поступит пикап, построенный на его базе. Посетители Московского международного автосалона могли уже видеть его в августе прошлого года на стенде компании “SsangYong”.
Модель носит название “Actyon Sports” и отличается от обычного “Актиона” только кузовом с открытой грузовой платформой. Но этот пикап предназначен вовсе не для утилитарных целей, а скорее для отдыха. Создатели полагают, что в его кузове будет удобно перевозить, например, горный велосипед, доску для сёрфинга и прочий спортивный инвентарь.
В России пикап “Actyon Sports” собирать не будут. В продажу поступят автомобили, привезенные из Кореи. О ценах и стандартных комплектациях пока ничего не известно, но, по заверениям представителей компании “SsangYong Motor”, они буд ут примерно такими же, как у внедорожника.
Стандартные комплектации “SsangYong Actyon” | ||||||
A20M03 | A20A03 | A20L23 | A23M01 | A23A01 | A23L21 | |
Тип двигателя | дизель | дизель | дизель | бензин | бензин | бензин |
5-ступенчатая механическая КПП | + | – | – | + | – | – |
4-ступенчатая автоматическая КПП | – | + | + | – | + | + |
АБС | + | + | + | + | + | + |
ESP | – | – | + | – | – | + |
Задний дифференциал повышенного трения | – | – | + | + | + | + |
Передние подушки безопасности | + | + | + | + | + | + |
Боковые подушки безопасности | – | – | + | – | – | + |
Гидроусилитель руля | + | + | + | + | + | + |
Климат-контроль | + | + | + | + | + | + |
Тканевая обивка сидений | + | + | – | + | + | – |
Кожаная обивка сидений | – | – | + | – | – | + |
Подогрев передних сидений | + | + | + | + | + | + |
Центральный замок | + | + | + | + | + | + |
Сигнализация с иммобилайзером | + | + | + | + | + | + |
Автоматическая система включения фар | – | – | + | – | – | + |
Обогрев зоны передних стеклоочистителей | + | + | + | + | + | + |
Зеркала с электроприводом и обогревом | + | + | + | + | + | + |
Датчик дождя | – | – | + | – | – | + |
Аудиоподготовка (антенна и 6 динамиков) | + | + | + | + | + | + |
Электростеклоподъемники всех дверей | + | + | + | + | + | + |
Противотуманные фары | + | + | + | + | + | + |
16-дюйм. легкосплавные колесные диски | + | + | + | + | + | + |
Краткая техническая характеристика “SsangYong Actyon” | ||
2.0 Xdi | 2.3 | |
Габаритные размеры | 446х188х174 см | 446х188х174 см |
Снаряженная масса | 1.881 (1.903)* кг | 1.870 (1.892) кг |
Двигатель турбодизель | 4-цил., рядный, 2 л, | 4-цил., рядный, 2,3 л |
Мощность | 141 л.с. при 4.000 об/мин | 150 л.с. при 5.500 об/мин |
Крутящий момент | 310 Нм при 1.800 об/мин | 214 Нм при 3.500 об/мин |
Коробка передач | 5-ст., механ. (4-ст., автомат.) | 5-ст., механ. (4-ст., автомат.) |
Тип привода | полный, подключаемый | полный, подключаемый |
Максимальная скорость | 163 (162) км/ч | 164 (164) км/ч |
Средний расход топлива | 7,8 (8,5) л/100 км | 11,5 (12,4) л/100 км |