“Skoda” – первая зарубежная компания, весь модельный ряд которой производится в нашей стране. Пока преимущественно методом крупноузловой сборки. Но вскоре на заводе в Калуге будет организован полномасштабный выпуск чешских автомобилей. О дальнейших планах в отношении российского рынка корреспонденту “Клаксона” рассказал глава марки “Skoda”в России Петр Янеба.
– БОЛЬШИНСТВО иностранных компаний в России выпускает одну-две модели по полному циклу. А вы поставили на конвейер сразу все свои машины, но собираете их по большей части “отверточно”.
– Мы воспользовались преимуществами, которые дает режим промышленной сборки. На первом этапе, в течение 30 месяцев, машины можно собирать “отверточно”, затем надо либо возвращать импорт, либо организовывать полноценное производство. Это очень хорошие условия для привлечения инвесторов – беспошлинный ввоз автокомпонентов позволяет сделать машины доступнее. И постепенно переходить на полный цикл, локализовать производство.
– В начале прошлого года “Skoda” не могла пожаловаться на отсутствие спроса в России. Многие связывали это с организацией производства ваших автомобилей в Калуге и, соответственно, выгодными для покупателей ценами. Однако во втором полугодии продажи стали падать. В чем причина?
– Безусловно, выпуск машин в России пошел нам на пользу. Но дело не только в этом. Когда в вашей стране началась девальвация, многие компании сразу подняли цены на 15-20%. Мы решили поднимать цены постепенно. Сначала на три процента, потом на пять… К тому же, у нас были “живые” машины, в том числе 2008 года выпуска, которые, разумеется, стоили дешевле.
А вот когда мы наконец подняли цены на тот же процент, что и другие автопроизводители, продажи стали сокращаться.
– “Skoda Superb” и “Yeti” включены в список машин, которые можно приобрести по программе утилизации. Но это станет возможным только в том случае, если будет организовано их полномасштабное производство…
– Да, мы будем производить эти автомобили по полному циклу. Планируем это сделать в начале или в середине 2011 года.
– С “Yeti” все понятно – сегмент кроссоверов растет, спрос обеспечен. Но вот автомобиль бизнес-класса “Superb”… С вашими объемами продаж разве выгодно затевать полноценное производство?
– Вы правы, модели такого уровня целесообразно выпускать при объемах от 7.000 машин в год. Мы ежегодно продаем 1.600 “Superb”. Это сейчас. Но после окончательного восстановления рынка сегмент бизнес-класса в России снова станет расти, причем за счет более “демократичных” моделей. Таких, в частности, как “Superb”.
Поэтому мы рассчитываем на успех этого автомобиля на российском рынке.
– “Volkswagen” начинает производство доступной модели, созданной специально для российского рынка. Но логичнее было увидеть такой автомобиль под брендом “Skoda”, как более “бюджетной” марки…
– В самом деле, “Skoda” конкурирует на рынке с такими брендами, как “Kia” и “Hyundai”, а VW борется за долю с фирмами уровня “Toyota”. Казалось бы, именно “Skoda” должна выходить на рынок с доступными моделями. Но “Polo Sedan”, который будет выпускаться на заводе в Калуге, – нишевая модель. Созданная специально для рынков БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай. – Прим. ред). VW более сильная марка, к тому же ее имя носит весь концерн. Поэтому она может себе позволить разрабатывать и выпускать машины для локальных рынков.
Мы этого себе позволить не можем, в частности, с экономической точки зрения. Я считаю, что в перспективе будет так: если компания выпускает “бюджетную” модель, то выпускает ее для всего мира. Во всяком случае, для десятков стран, а не для одной-двух. Собственно, мы ведем разработку такого глобального доступного автомобиля, который появится в 2012 году.
– Была информация, что Минпромторг предлагал вам построить в России завод по производству двигателей..
– Предлагал – это громко сказано. Скорее, интересовался такой возможностью. Мы ответили, что готовы пойти на такой шаг, но только когда придет время. Сейчас наш завод рассчитан на выпуск 150.000 автомобилей в год. В перспективе возможно расширение до 300.000. Но этого все равно мало, чтобы было выгодно организовать производство двигателей и трансмиссий. Строительство завода целесообразно, если объемы производства автомобилей достигает 500.000 ежегодно. Но опять-таки, если создадим завод по выпуску моторов и коробок передач, то для двух-трех самых ходовых моделей, а не для всех, которые стоят на конвейере.
– Промышленная сборка требует серьезно увеличить локализацию. Как вы намерены решать эту проблему?
– Уровень локализации производства в России, к сожалению, не имеет конкретных параметров. У нас сейчас локализировано около 10%. Разумеется, это простейшие детали вроде ковриков и стекол. Организация производства двигателей и трансмиссий дает сразу 30% и даже больше. Плюс расширение за счет других деталей – и получится уже 50%. К этому надо стремиться. Ведь в этом случае машина будет считаться полностью российской и сможет беспошлинно вывозиться в страны СНГ.
– Выпущенные машины необходимо продать. Дилерская сеть “Skoda” достаточно скромна. Я имею ввиду не количество, а качество. Ваши центры расположены в нелюдных местах. Вас это не смущает?
– Так исторически сложилось. Первые дилерские центры стали открываться в начале 90-х. Каждый самостоятельно вел бизнес, устанавливал стандарты, ввозил автомобили. Единый импортер-представительство “Skoda” появилось лишь в 2004 году. К этому времени первичная сеть была уже организована. Кроме того, на тот момент марка была не столь привлекательна в России и предложений поступало не много. Сейчас все изменилось, однако в той же Москве уже практически не осталось свободных мест. А те, что есть, крайне дороги. Так что мы оставим всех существующих дилеров, даже тех, кто находится в глубине промышленных зон. Тем не менее развиваться мы будем – прежде всего в качестве обслуживания.