Мое первое знакомство с моделью Skoda Superb несколько лет назад было, можно сказать, мимолетным. Пара кругов за рулем по территории автобусного парка – разве это можно назвать полноценным тест-драйвом? И тем не менее, автомобиль успел меня впечатлить плавностью хода, а также качеством и благородством отделки салона. Чуть позже, узнав его стоимость, я подумал: да он просто недооцененный
Поэтому следующую встречу с «Супербом» я просто-таки предвкушал. Тем более она должна была произойти с моделью, обновленной в 2013 году. Да еще в кузове универсал, который априори практичнее даже «шкодовского» лифтбека с крышкой багажника, открываемой либо заодно с задним стеклом кузова, либо отдельно от него.
Продажи седанов-лифтбеков очевидно превалируют над продажами пятидверных универсалов – посмотрите вокруг себя на улицах. Мне кажется, зачастую покупателей очаровывает эта самая «двойная» дверь, благодаря которой автомобиль воспринимается как представительный седан, но при этом может использоваться как практичный хэтчбек. Ведь задние сиденья у этой версии складываются, и максимальный объем пространства для багажа достигает 1670 л.
Но у универсала этот показатель выше – 1835 л. «Пульмановский» вагон бизнес-класса! Не такой престижный, как седан? Да вы присядьте в салон и развейте свои сомнения! Кстати, обратите внимание, что в универсале пространство над головами седоков несколько выше, чем в лифтбеке. И это не видимость, потолок здесь действительно выше: спереди на 23 мм, сзади – на 30. Для высокорослых – очень неплохая прибавка.
Правда, в сходных комплектациях универсал дороже – в среднем на 70 тысяч рублей. Но мне кажется, это не слишком большая переплата за практичность для тех, кто увлекается каким-либо видом спорта, любит выезды на природу по выходным или дальние вояжи во время отпуска.
Честно признаюсь: не слишком хорошо сейчас помню детали интерьера того Superb, который мне довелось покатать когда-то. Помню только общее ощущение: лаконизм, стиль, благородство, качество. Панели цвета рояльного лака – и белая подсветка приборов. Обновленный салон более «цветной». На черном фоне выделяется полоса деревянной вставки – очень деликатная, совсем не аляповатая. Такой маленький, но заметный штришок, акцент. Вокруг – исключительно черный и в основном мягкий пластик, похоже, источающий запах кожи и дающий ощущение дороговизны. Нет, определенно недооценен этот автомобиль! За те же деньги предлагаются порой весьма «пластмассовые» внутри кроссоверы и седаны С-класса, которые, как говорится, рядом не стояли…
Сажусь в автомобиль и тут же утопаю в кожаном кресле. Оно не аморфное, нет, ни в коем случае – напротив, по-немецки плотное. Но широкое – здесь вольготно разместится бизнесмен любой комплекции. Не особенно заметна боковая поддержка? А это не спорткар, чтобы закладывать виражи и нащупывать спиной или бедрами страховочные валики. Большое кресло босса. Все регулировки, в том числе поясничного подпора – электрические. Да еще с памятью на трех боссов.
Панель, панель… что изменилось в ней? Не помню, признаюсь честно. Кажется, добавилось цветов подсветки кнопок и регуляторов: у предыдущей версии цифры и точки были белыми, теперь появились зеленые, приятные глазу. А шкалы основных приборов по-прежнему белые, как и информация на дисплее борткомпьютера между ними. Вот 6,5-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийной системы – новый, это точно. Не было раньше такого. Что-то он «умеет»? В версии автомобиля, побывавшего у нас на тесте, была установлена аудиосистема Columbus с функцией навигации. На этот же дисплей выводятся «показания» переднего и заднего парктроников, а также настройки двух зон климат-контроля спереди. Задняя зона имеет свой пульт управления.
На заднем сиденье – простор, соответствующий любым амбициям. Здесь самое большое пространство среди автомобилей данного класса плюс Jumbo Box – c тыльной стороны центрального подлокотника расположена вместительная емкость, дефлекторы воздуховодов и дисплей, с помощью которого можно регулировать температуру в районе задних сидений. Двое пассажиров могут воспользоваться откидным подлокотником с внутренней емкостью и выдвижными подстаканниками. Если это устройство сложить, можно усадить третьего. Правда, ему может мешать высокий туннель на полу. Сидящий слева – персона особого статуса: ей положен фирменный зонтик, который прячется во внутренней панели двери. Трогательная забота.
Сиденья второго ряда складываются легко, по частям и практически в ровный пол. В багажнике – три съемных сетки, плюс одна выдвижная, плюс две направляющие для крепления поперечных перегородок, защищающих груз от перемещения по полу. Отстегиваем сетки от крючков (которых здесь множество), убираем перегородки и складываем левую часть заднего дивана. Теперь укладываем сюда сноуборд (см. фото), длина которого 155 мм. Как видим, спортивный снаряд поместился сюда с большим запасом по длине. Так что дверь багажного отделения, имеющая электропривод, закроется без труда. А когда ее откроешь вновь, то удивишься: вроде бы, закрывал багажное отделение выдвижной шторкой полностью. Почему же оно закрыто только до середины? Магия? Нет, автоматика: шторка действительно сама открывается наполовину, как только откроешь дверь багажного отделения.
140-сильный мотор рабочим объемом 2,0 л – отличный дизель, который, возможно, кому-то может показаться шумноватым. Но только снаружи автомобиля – в салоне его практически не слышно даже при интенсивном разгоне. Superb вообще отлично шумоизолирован, еще и поэтому он воспринимается как автомобиль более высокого класса.
Спидометр размечен до 270 км/ч. Это определенно преувеличение. На самом деле ни один из «Супербов», такой максималки не обещает. Например, у нашей версии «потолок» 203 км/ч. Вообще, универсалы Superb в разных версиях тяжелее и медленнее лифтбеков (или, если хотите, седанов) с аналогичными двигателями и трансмиссиями. Но совсем ненамного: разница в весовых категориях составляет около 40-50 кг, в максимальной скорости – 2-4 км/ч. Пренебрежимо малые величины.
Разгон дизельного универсала поначалу не поражает воображение. В общем-то, 10,3 с до «сотни» с места – это многовато. Хотя кажется, что автомобиль динамичнее, просто самые первые секунды после старта кажутся длиннее обычных. А потом все становится на свои места, и универсал подхватывается мощнейшей волной. Максимальный крутящий момент шкодовского двухлитрового дизеля, составляющий 320 Нм, доступен в диапазоне от 1750 до 2500 об/мин, но складывается впечатление, что мотору больше нравится вторая часть этого диапазона. Стоит чуть-чуть подкрутить двигатель, и он просыпается.
Как относится мотор к русской зиме? Судя по всему, настороженно, ведь уже при температуре +4 градуса на панели загоралась надпись, предупреждающая о том, что на улице холодно. Хорошо, что можно оснастить дизельный Superb при покупке встроенным автономным подогревателем Webasto с пультом дистанционного управления и возможностью задать два времени включения.
В городском потоке автомобиль воспринимается как тяжелый дредноут. Чувствуется его степенность, основательность, неспешность – признаки уважения владельца к себе. Мельтешить, то и дело перестраиваясь, или срываться с каждого светофора с целью доказать свое превосходство? Эти детские замашки за рулем Superb быстро проходят. И вовсе не потому, что мотор слабоват для массивного кузова. Просто, как мне кажется, тут проникаешься духом этой модели, перенимаешь часть ее «мировоззрения». А насчет нехватки мощности – будьте покойны. Ее здесь пусть не в избытке, но в достатке. На свободных участках улиц и проспектов только прижмите слегка педаль «газа», и ускорение не заставит себя ждать. Более того, оно окажется весьма неожиданным для коллег по движению.
Набрав скорость, очень приятно «утюжить» полотно дороги. Автомобиль воспринимается в эти минуты именно таким, каков он есть – массивным, с низким центром тяжести, и в то же время мощным и стремительным. Его ускорение напоминает не взлет самолета, а старт высокоскоростного поезда, имеющего значительную массу, но при этом близкое к нулю сопротивление качению.
Впрочем, московские улицы и переулки всеми силами пытаются сопротивляться качению автомобильных шин. Подсовывают то ямы, то ухабы, то торчащие, а то и проваленные канализационные люки. Где уж тут «утюжить» - но Superb справляется. Энергоемкая, в меру плотная подвеска (спереди стойки МакФерсон, сзади пространственная многорычажка) «съедает» львиную долю этих «неприятностей, при этом в салоне по-прежнему тихо. И этим автомобиль нравится мне еще больше.
Маневры – тоже не проблема. 4,8-метровый кузов легко вписывается в изгибы городских лабиринтов. Здесь отличный парктроник, картинка на экране мультимедиасистемы такова, что ее легко принять за изображение с камеры заднего вида в ночное время. На самом же деле это, конечно, всего лишь мультипликация. Но безошибочная. Хороши в этом плане и наружные зеркала, хоть они и кажутся поначалу небольшими по площади. Не стоит сбрасывать со счетов и внутрисалонное зркало: кузов хоть и длинный, а окошко пятой двери небольшое, но внутреннее зеркало со своими задачами вполне справляется.
Осталось обратить внимание на расход топлива. Во время теста в городском режиме на сотню километров уходило около 10 л солярки. Однако это не такой уж высокий результат, если учесть длину пробок, а также «рваный» тестовый режим с постоянными ускорениями и замедлениями. Замедляется автомобиль уверенно: тормоза (дисковые «по кругу») – под стать тяжелой машине. Производитель, правда, обещает расход топлива на уровне 7,7 л на «сотню», но мы позволим себе немного не согласиться с ним.
Как ни хорош автомобиль для дальних вояжей, на их долю в его жизненном цикле выпадает куда меньше времени, чем на банальную толкотню в пробках да на прозябание под палящим солнцем, дождем и снегом на открытой стоянке. Четырехколесных «везунчиков», которым выпадает отдыхать в крытых паркингах и гаражах, даже в столице немного. Сказать по правде, «путешественнические» модели – разного рода универсалы, минивэны, пикапы, внедорожники – в городских джунглях давно бы должны уступить место микролитражкам а-ля Smart, а то и одному лишь общественному транспорту. Ученые настойчиво подводят нас к этой мысли, но мы упорно сопротивляемся и ездим на том, что нравится.
Мне лично нравятся хозяйственно-деловые машины, умеющие и любящие работать. В модельном ряду любой марки я интересуюсь, прежде всего, ими, а если в арсенале ничего похожего нет, то из легковых выбираю универсалы. На западе они на пике популярности, а к нам не всякий из них доезжает. Где, например, все-таки появившийся на свет «сарай» Passat CC? Думаю, до России он не доберется никогда.
Отрадно, что Skoda все-таки сделала «универсальной» модель Superb. Вероятно, для того, чтобы заявить снобам-менеджерам: главное в имидже – его наличие.
Понятно, что основное назначение современного автомобиля, как считают многие, – демонстрировать владельца публике. С этой точки зрения, лифтбек а-ля седан предпочтительнее. Про владельца универсала могут, неровен час, подумать, что он сам отвозит старые вещи на дачу… Так вот я бы отвез, не постеснявшись ни разу. Это легко, удобно и практично – спасибо универсалу.
Вообще вырваться из будничного плена на трассу удается далеко не каждому, и мне в этом плане везет. В рабочие дни автомагистрали в направлении из Москвы, как правило, свободны, а если забиты, то фрагментарно – вблизи МКАД или на участках, где ведутся масштабные строительные работы. Новые развязки сооружаются на Дмитровке, и в ожидании ввода их в строй мы вынуждены толпиться и ползти в двух рядах, постоянно останавливаясь на временных светофорах и пропуская спецтехнику – тяжелые самосвалы, грейдеры и др. Когда же «спецучасток» кончается, многие водители по инерции движутся медленно, словно ожидая, что за ближайшим поворотом начнется еще одна стройка. Да и вообще Дмитровка не располагает к азартному движению, кругом населенка, повсюду камеры контроля скоростного режима, да и профиль дороги местами сложный: повороты в сочетании с подъемами и спусками.
Главное же – среднее качество покрытия, которое сразу же дает о себе знать. Superb Combi здесь словно подменяют: универсал становится трясучим, в колеях и на заплатках, вздрагивая, меняет траекторию, словно ищет лучшую. Работа подвески начинает сопровождаться посторонними звуками, подают «голос» и аксессуары в багажнике – все эти направляющие и перегородки. Удивительно, как быстро преобразился такой приятный, плавный, тихий и послушный автомобиль! Неужели ему самому не по душе дальние дороги, а приятно только в городе демонстрировать свои возможности?
Этот характер я отслеживаю на протяжении примерно сотни километров, благо, состояние дороги не меняется. Прикидываю: если загрузить Superb поосновательней, может, дело пойдет получше? Пять пассажиров в салон, вещи в багажник, на крышу можно прикрепить аэродинамичный бокс. Но пока ничего этого у меня в наличии нет, остается испытывать некоторый дискомфорт.
Он связан, прежде всего, с работой подвески. Руль хоть и «пустоват» и малоинформативен, все же налит «полусредним» весом, лежит в руках и работает в целом неплохо, электроусилитель не плох. На попытки «дернуть» руль в сторону автомобиль реагирует адекватно, без малейшей задержки. Большая масса и массивный кузов со значительной колесной базой не позволяют ему мгновенно совершить рывок, напугав окружающих водителей. Skoda словно осаживает ретивых: я – не тот автомобиль, которому пристало играть в шашки. Благородство, степенность, весомость – вот ее характер. Еще бы подвесочку подправить…
А что с динамикой? Не слишком ли «тяжела» эта весомость характера? Попадаюсь на радар ДПСников. Те радостно потирают руки: вот и клиент пожаловал… Мне, конечно, не очень приятна такая встреча, но результат подтвержден приборами: автомобиль разогнался ровно до 120 км/ч. Это, кстати, комплимент его спидометру, работающему, как я теперь знаю, с высокой точностью.
Дальше приходится ехать осмотрительнее, тем более что на трассе снова появляется участок ремонта с ограничительными знаками «70», «50» и даже «40». Но соблюдение их никто не контролирует, да и рабочих тоже нет. Поэтому, как только ограничения заканчиваются, я вновь «открываюсь»: со мной явно хочет состязаться «родственник» по концерну Volkswagen – коммерческий «каблучок». М-да, эти ребята часто ездят, очертя голову, надо быть начеку. Действительно, вот мы уже превысили 120, вот добрались до 140, 150, вот «каблучок» в правом повороте выходит на меньший радиус явно с целью обогнать… Прости, друг! Может, «Шкоде» немного недостает благородства в работе подвески на трассе местечкового пошиба. Но динамики ей хватает всегда и везде. Это ж дизель, а не бензин, понимать надо… К началу прямого участка Volkswagen уже тает в зеркалах. А я подмечаю, что не слишком приятные неровности трассы на высокой скорости как-то сгладились, нивелировались…
И напоследок – немного «бездорожья». Нет-нет, конечно, не грязи по самые стекла – всего лишь небольшой участок грунтовки, добротно утрамбованный коксовой крошкой. Эта извилистая дорожка ведет от трассы к дачным участкам, прячущимся в глубине леса. Повороты, прямо скажем, лихие, все, как один, закрытые – дорожку прокладывали явно без малейшей оглядки на СНиПы – строительные нормы и правила. Но отсыпали любовно, плотно. Правда, не совсем ровно – но сейчас мне это, как и обилие поворотов, в самый раз!
Ухабам и ямам Superb противостоит надежно: ни намека на пробой! Была бы дорога прямой – можно было бы нестись, как по асфальту. Но поворот следует за поворотом, и с набором скорости в некоторые из них машину уже приходится бросать. Что такое – она берет виражи так, словно система стабилизации встроена в шасси и никоим образом не отключается. Нет, кнопка отключения существует – но давайте добьемся хотя бы срабатывания… Не удалось: дважды я повторил извилистый маршрут, причем, набирая скорость, но универсал упорно цеплялся за покрытие, даже не думая срываться и, соответственно, предотвращать собственный срыв.
Эх, вернуться бы сюда зимой да проверить работу системы еще раз. Нет, пожалуй, именно здесь это будет опасно: дорожку-то отсыпали любители, в результате по сторонам ее остались поистине противотанковые рвы. Улетишь в такой – и громкое страховое событие положит конец прекрасному автомобилю. 5 звезд по результатам краш-теста EuroNCAP могут не помочь.
Возвращаюсь в город в темноте, эффектно рассекая ее биксеноновыми фарами. Завидный свет! И расход топлива подытожить приятно: всего 5,5 л на «сотню», лишь на поллитра выше паспортного показателя. Если ехать в соответствии с Правилами – можно прилично сэкономить.
А добравшись до дома, получаю возможность проверить работу еще одной функции автомобиля – автоматического «парковщика». Установленная на Superb система позволяет поставить машину на свободное место как параллельно бордюру, так и перпендикулярно ему. Мне подворачивается второй вариант. Следуя подсказкам на дисплее борткомпьютера, не касаюсь руля, а лишь одним «газом» сдвигаю автомобиль вперед. Стоп, теперь пора назад. Включаю передачу заднего хода, но вновь не касаюсь руля. Автомобиль начинает вписываться на свободное место и… останавливается: вписаться невозможно, выбран неверный угол. Снова смещаюсь вперед – и со второй попытки Skoda оказывается в «ячейке» строго на одинаковом расстоянии между автомобилями-соседями, да еще и параллельно им.
Вот таким получилось мое второе знакомство с моделью Superb. Я не только сохранил массу положительных впечатлений, но и еще раз убедился: за этот автомобиль явно просят меньше, чем он стоит! Он «берет» буквально всем: и качеством, и оснащением, и размерами (модель Combi – один из самых вместительных универсалов бизнес-класса), и, наконец, поведением на дороге. Не хватает ему, разве что, малости – чуть лучшего поведения на дорогах среднего качества, чуть большего благородства. В общем, трассовые настройки подвески требуют некоторого «колдовства» инженеров. Высокий статус модели должен обязывать…
А что у нас с комплектациями и ценами? Стоимость «Суперба» начинается с 909 тыс. рублей и простирается до 1 849 000 рублей. Универсал Superb продается с теми же моторами и в тех же версиях, что и лифтбек, но за некоторыми исключениями. Так, ему не «положены» механическая коробка передач и 7-ступенчатый «робот», которые есть в арсенале лифтбека.
Теперь о различных версиях и вариантах оснащения. Их – пять. Наиболее проста и дешева версия Active, за ней следуют Ambition (плюс к «базе» примерно 70 тысяч рублей) и Elegance (дороже Ambition ориентировочно на 80 000 рублей). Топовая версия Laurin & Klement оснащается самыми мощными бензиновыми двигателями, а также дизелем и укомплектована, как говорится, по высшему разряду. Такая «Шкода» дороже версии Elegance на 150–190 тысяч рублей.
Двигатели – бензиновые: 1,8-литровый бензиновый с турбонаддувом мощностью 152 л. с., двухлитровый бензиновый, также турбированный мощностью 200 л. с., уже знакомый нам 140-сильный двухлитровый дизель и, наконец, 3,6-литровый атмосферный бензиновый мотор мощностью 300 л. с. Он предназначен для полноприводных модификаций Superb (есть и такие).
Считается, что вложение средств в богато оснащенные версии не окупает себя при продаже автомобиля. Однако, во-первых, давайте зададим себе вопрос: для кого вы покупаете машину: для себя или для тех, кто будет ездить на ней после вас? Думаю, что все-таки для себя. А во-вторых, мне кажется, даже высокие комплектации Superb стоят не так уж дорого за свой уровень оснащения, а главное – за «породу», стиль и благородство.