Популярная цитата из комедии Гайдая – «Слушайте, я не узнаю вас в гриме» – как нельзя лучше подходит к обновленному семейству Skoda Octavia. Однако за преобразившимся «фасадом» кроются не менее важные изменения в ходовой части и оснащении. Что именно спрятано «под маской», мы выясняли на ездовой презентации в Геленджике
Узнав, что я лечу на тест обновленного варианта Skoda Octavia, зевающий от недосыпа водитель такси заметно оживился: «Это такая же, как у меня, но с четырьмя фарами?» Пришлось рассказать, что квартет из заостренных модулей фронтальной светотехники – лишь верхушка айсберга. Обновленная Octavia – это прежде всего доработанное шасси, а также современные мультимедийные установки, новые системы безопасности, светодиодная оптика с адаптивным функционалом и свежие компоновочные решения. Сообщил я и о том, что до российского рынка наконец добрался полноприводный лифтбек, который составит компанию уже знакомому нашему покупателю универсалу 4х4.
Однако реакция таксиста оказалась неожиданной: «Да, хорошая машина. Но моя лучше. А та, которая была до нее (это он о лифтбеке Octavia прошлого поколения), еще лучше». На всем протяжении тест-драйва, состоявшегося в окрестностях Геленджика, я пытался понять, что же имел в виду этот человек, расхваливая уже снятые с производства версии популярной «чешки».
Январская статическая премьера обновленного семейства Skoda Octavia, как известно, прошла на фоне громкого корпоративного скандала. Не успели отгреметь фанфары, как шеф-дизайнер чешской марки Йозеф Кабан написал заявление об увольнении и... перешел на работу в BMW. Поговаривают, что причиной стало не что иное, как холодная реакция публики на новую внешность семейства Octavia. Фанаты якобы не оценили радикального пересмотра форм передней оптики чешского бестселлера. Ведь после рестайлинга фары стали воспроизводить мотив, отыгранный на «глазастом» Mercedes-Benz E-Class (в кузове W212).
Впрочем, ассоциации – дело субъективное. Не сомневаюсь, что сам Кабан не проводил параллелей со штутгартской моделью и стремился сделать внешность Octavia совершенной. Для этого дизайнер последовательно стилизовал пластику кузова, оптику и элементы салона под грани богемского хрусталя. Стал ли эксперимент с окончательной «огранкой» удачным, решит в конечном итоге покупатель. На мой взгляд, уход от классики оправдан – Octavia, возможно, впервые за всю свою историю получила совершенно уникальный передок и больше не похожа не только на «младшую» модель Rapid, но и на любого из конкурентов по гольф-классу.
К тому же изменения во фронтальной части нужно воспринимать в комплексе с другими дизайнерскими ходами. Скажем, радиаторная решетка теперь разделена по центру черной лакированной вставкой. В итоге левая и правая части решетки стали напоминать знаменитые «ноздри» автомобилей BMW, и это не единственная параллель с баварскими моделями. Так называемый изгиб Хофмайстера (характерный «зигзаг» задних стоек), пусть и в более заостренном исполнении, тоже задает ассоциативный фон с «баварцами», и это хорошо – проявления легкой агрессии чешской машине очень даже к лицу. Существенно и то, что задние фонари обзавелись диодной начинкой и что впервые появилась возможность заказать автомобиль с крышей контрастного черного цвета – эти детали придали Octavia налет премиальности.
В салоне же наибольший эффект производят новые мультимедийные центры. Топовый вариант с навигационной системой Columbus выглядит без преувеличения шикарно, хотя любителям классики наверняка придется привыкать к сенсорным клавишам – они бликуют на солнце, да и к управлению (скажем, переключению громкости) нужно приспособиться. Зато наглядность картинки навигатора и оперативность процессора вызывают истинный восторг. Ну, и да здравствует демократизм! В бортовую систему можно интегрировать не только устройства на платформе iOS и Android, но также и Windows-смартфоны. По крайней мере, моя Lumia 640 подключилась по Bluetooth в считанные секунды.
А кому-то явно придется по вкусу ранее недоступная площадка для беспроводной зарядки смартфонов, обогрев руля и сидений обоих рядов или, скажем, атмосферная светодиодная подсветка карт дверей, предлагающаяся для эстетских комплектаций Style и Laurin & Klement.
Ну и, конечно, Octavia не будет самой собой без постоянно расширяющегося списка «умных» компоновочных решений Simply Clever. Штатный зонтик под сиденьем переднего пассажира, фонарик с магнитом, крепящийся на внутреннюю стенку багажника машин с кузовом универсал, и держатель для бутылок, позволяющий свинчивать крышки одной рукой, – приятные и практичные мелочи, которых раньше не хватало.
В остальном же это старая добрая Octavia с замечательной эргономикой, удобными сиденьями, просторнейшим задним рядом, приятными материалами отделки, богатым на оттенки звуком магнитолы и огромным багажником (568 л у лифтбека и 588 л у универсала).
Аргументом для «утреннего» таксиста, не желающего искать от добра добра, должны стать важные изменения в подвеске машин 2017 модельного года. Начнем с того, что Octavia теперь увереннее стоит на ногах – колею для версий с задней упругой балкой (идет с начальными моторами) и для исполнений с задней «многорычажкой» (предусмотрена для Octavia с двигателями мощнее 150 л.с.) расширили на 20 и 30 мм соответственно. Вкупе с перенастройкой упругих элементов подвески это нововведение дало результат: и без того стабильная и предсказуемая Octavia держит дорогу еще лучше, чем до модернизации. Проходить связки поворотов под Геленджиком стало одним удовольствием, в чем заслуга и точного руля, усилие на котором можно менять клавишей на центральном тоннеле и через сенсорный экран «мультимедийки».
Система выбора режимов движения позволяет варьировать также отклик педали «газа», алгоритм работы 7-ступенчатого секвентального «робота», однако не характеристики амортизаторов. Ходовая часть в машине настроена столь же плотно, как раньше, благодаря упругой подвеске автомобиль почти не кренится на виражах, а ходовая при этом сносно сглаживает мелкие и средние неровности. Правда, о крупных стыках и выбоинах подвеска сигнализирует звучными толчками и ударами. Иными словами, Octavia осталась автомобилем для хороших и умеренно разбитых дорог, и мучить ее изуродованным асфальтом явно не стоит.
Электронные помощники, как и прежде, на страже. В дорогих комплектациях дополнительные светодиодные секции фар подсвечивают повороты, система Rear Traffic Аlert выступает поводырем, когда выезжаешь с парковки «вслепую» задним ходом. А как работает активный круиз-контроль! Держит машину на заданной дистанции даже на горных серпантинах. А вот для системы контроля рядности южные дороги – суровое испытание. В Геленджике система регулярно теряла разметку, которая здесь повсеместно то наполовину стерта, то забрызгана грязью.
А что же полный привод, ранее недоступный для российских лифт-беков? Это еще один аргумент против позиции таксиста-ретрограда. Чтобы получить привод на все четыре колеса, нужно заказать машину с топовым 1,8-литровым 180-сильным бензиновым двигателем и 7-ступенчатым «роботом» DSG. Такой автомобиль обойдется как минимум в 1 561 000 рублей, однако, отдавая эти деньги, вы получаете совершенно уникальное предложение в классе, максимальную стабильность в виражах и на скользкой поверхности, а также и собственно полноприводный потенциал, облегчающий движение по заснеженным трассам или разбухшим от дождей грунтовкам.
Что же касается динамики, то она осталась на прежнем, весьма достойном уровне, ведь характеристики моторов и настройки трансмиссий в ходе обновления не менялись. Мощное ускорение способен обеспечить уже «средний» 1,4-литровый 150-сильный бензиновый мотор – я испытал его в связке с 7-ступенчатым «роботом» DSG и передним приводом. Энергичный подхват, доступный даже на низких оборотах двигателя, позволит вам доминировать в городском потоке. А на трассе автомобиль ослабляет натиск, лишь когда стрелка спидометра переваливает за отметку 130 км/ч. «Старший» 180-сильный двигатель еще бодрее, хотя, на мой взгляд, не настолько, чтобы переплачивать за него 82 000 рублей. Смотреть в сторону машины с топовым агрегатом стоит, если вы нацелены также и на полный привод.
Теперь нужно сказать о не сразу бросающихся в глаза нюансах оснащения лифтбеков и универсалов Octavia. Поскольку последние по-прежнему экспортируют с завода в Млада-Болеславе, эти автомобили прибывают к дилерам с шинами европейских брендов, в то время как лифтбеки, выпускающиеся в Нижнем Новгороде, оснащаются, как правило, более бюджетной резиной Viatti (итало-немецкая разработка нижнекамского производства). Кроме того, для машин местной сборки на сегодня, увы, недоступен активный круиз-контроль и, как следствие, действующая на его основе система автоматического торможения. Наконец, по моим наблюдениям, машины чешской сборки могут похвастаться и лучшей шумоизоляцией, хотя этот фактор может быть следствием и уже упомянутой разницы в марке шин.
Как и раньше, импортные версии заметно дороже машин российской сборки. Так, если за самый доступный лифтбек с начальным 1,6-литровым 110-сильным «атмосферником» и «механикой» просят 940 000 руб-лей, то универсал из Чехии с такой же агрегатной базой обойдется уже в 1 207 000 рублей. Зато у покупателя есть свобода выбора, так что таксисту-консерватору все же советую подумать.
Технические характеристики Skoda Octavia лифтбек 1.8 TSI DSG7 4x4 | |
---|---|
Габаритные размеры, мм | 4670х1814х1476 |
Колесная база, мм | 2680 |
Колея спереди/сзади, мм | 1543/1542 |
Дорожный просвет, мм | 153 |
Объем багажника, л | 568–1558 |
Снаряженная масса, кг | 1428 |
Диаметр разворота, м | 10,4 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1798 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 180/5100–6200 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 250/1250–5000 |
Привод | полный |
Трансмиссия | Роботизированная с двумя сцеплениями, |
Макс. скорость, км/ч | 229 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 7,4 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,6 |
Объем бака, л | 50 |