Хрусталь и огонь
Логотип Skoda

О Skoda Octavia

По-русски

Шкода Октавия

Тест-драйвов
26 (все тесты)
Двигателей
4 (открыть)
Комлектаций
8 (открыть)
Последнее поколение
IV (открыть)
Отзывов на сайте
2 (прочитать)

Skoda Octavia нового поколения – коктейль, смешанный из внимания к драйву, заботы о семье и традиций чешского дизайна. Знакомство с новинкой состоялось на дорогах Португалии.

Octavia не зря называют символом марки Skoda, хрестоматийным семейным автомобилем и кормилицей компании из Млада-Болеслава. С момента дебюта модели первого поколения в 1996 г. чехам удалось реализовать более 3,7 млн Octavia при общем объеме продаж 9,1 млн машин. Это 41% объема сбыта всех моделей Skoda в период с 1996 по 2012 г. Впечатляющий успех планируется развить: до 2018 г. чешский автопроизводитель рассчитывает увеличить объем глобальных продаж как минимум до 1,5 млн автомобилей в год. И, разумеется, хэтчбекам и универсалам Octavia отводится в этой амбициозной стратегии ключевая роль. Председатель правления Skoda доктор Винфрид Фаланд убежден, что машина третьего поколения продолжит оставаться для компании локомотивом продаж. “С новой Octavia мы хотим восхитить наших постоянных клиентов и привлечь новых. Она воплощает в себе ценности бренда и формирует самостоятельный класс автомобилей”, – считает глава Skoda.

По-взрослому

Что имеет в виду доктор Фаланд, говоря об уникальной нише Octavia, становится понятно при очном знакомстве с машиной третьей генерации. Хэтчбек, представленный на ездовой презентации в Португалии, выглядит сильно возмужавшим. Настолько, что кажется, будто модель перебралась в следующий размерный сегмент. Ее колесная база благодаря использованию фольксвагеновской платформы MQB (на ней же базируются, в частности, Audi A3, SEAT Leon и Volkswagen Golf) растянулась до 2680/2686 мм (в зависимости от модификации) – это один из лучших показателей в классе. Разумеется, и предшественнице новая Octavia даст солидную фору. Она на 90 мм длиннее, на 45 мм шире, сразу на 108 мм увеличилось межосевое расстояние. Словом, “чеха” вполне можно причислить к переросткам “гольф”-класса, стремящимся сыграть на поле более крупных семейных машин. Ту же стратегию, к слову, задействует пара французских конкурентов – Peugeot c моделью 408 и Renault cо своей  “четырехдверкой” Fluence.

Что касается уровня оснащения и масштаба примененных ноу-хау, они сопоставимы с технической начинкой более крупных и престижных машин. Адаптивный круиз-контроль, системы автоматической парковки, распознавания дорожных знаков, контроля рядности движения, предотвращения повторных столкновений, распознавания усталости водителя – это лишь часть длинного списка штатных и опционных “электронных помощников”. Мультимедийные системы Bolero и Amundsen (последняя с системой русифицированной навигации) оснащаются 5,8-дюймовым цветным сенсорным дисплеем, радионавигационная система Columbus имеет уже 8-дюймовый экран с сенсорным управлением. У всех систем имеются USB- и AUX-входы, опционно доступна беспроводная связь по протоколу Bluetooth.

На высоте и внутренняя отделка – по традиции стильная и лаконичная. Хотя некоторые панели, главным образом в задней части салона, остались жестковатыми, мягкий пластик преобладает, кожа добротная, кресла грамотно спрофилированы, обеспечивая, с одной стороны, комфортную посадку, с другой – хорошую поддержку при активной езде. Места на обоих рядах кресел стало ощутимо больше. Перед коленями и над головами задних седоков увеличился запас свободного пространства. Некоторый дискомфорт может испытать лишь пассажир, расположившийся по центру заднего дивана – ему будет мешать довольно массивный трансмиссионный тоннель.

В плане практичности, которой славится Skoda, также произошли улучшения. Например, объем багажного отделения увеличился на 5 л – до 590 л. Ширина его проема возросла на 28 мм, и, стало быть, загружать в хэтчбек вещи теперь еще удобнее. Если сложить задние сиденья, объем багажника увеличится до 1580 л – прибавка 125 л в сравнении с Octavia второго поколения. Как и раньше, вещи в багажнике можно фиксировать при помощи многочисленных крючков и сеток.

Появились новые фирменные “фишки” – такие, как крепежные уголки, приклеивающиеся к фетровому полу при помощи липучек, а также двусторонний коврик в багажном отсеке (с одной стороны резина, с другой – ковровое покрытие) или, например, скребок для льда, размещенный под лючком топливного бака. Единственное разочарование – щетки стеклоочистителя и форсунки омывателя лобового стекла. Они, как и на предшественнице, упрятаны под кромкой капота для оптимизации аэродинамики. Поднять щетки для их очистки от льда иначе как в аварийном режиме нельзя. Глубокая ниша между капотом и лобовым стеклом будет забиваться снегом после обильных снегопадов.

А что же дизайн, на который в первую очередь клюет покупатель? Руководитель команды стилистов Skoda Йозеф Кабан постарался сделать экстерьер и интерьер элегантным и сдержанным, сведя к минимуму декоративные элементы. Традиционному украшательству в виде обилия хрома и крикливых кузовных изгибов маэстро предпочел ненавязчивый, но вполне осязаемый национальный колорит. Ряд элементов кузова и интерьера (исполнение фар, радиаторной решетки, эмблемы на капоте, багажнике и руле, равно как и резкие грани кузовных выштамповок, и способ шлифовки немногочисленных декоративных вставок в салоне) напоминает о том, что Octavia – автомобиль из Чехии, страны с давними традициями обработки хрусталя. На эти национальные акценты наслоились новомодные и технологичные. Так, благодаря Кабану чешский хэтчбек обзавелся купеобразной крышей, укоротился передний свес, появились аэродинамически выверенные внешние зеркала, а патрубки выхлопа дизайнер и вовсе упрятал в диффузор заднего бампера – словом, минимум пижонства, максимум стиля и эффективности.

Заявка на лидерство

В том, что машина третьего поколения будет прекрасно управляться, сомнений не возникало – предшественница в этом смысле едва ли не эталон сегмента. В свою очередь, новая платформа MQB, более жесткий кузов, снижение снаряженной массы на внушительные 102 кг, равно как и оптимизация моторной линейки, обещали еще больший прогресс в плане драйва и ездового комфорта. Скажу сразу: самые смелые ожидания оправдались. Стабильность хэтчбека на скоростной прямой возросла – спасибо существенно увеличившейся колее и колесной базе. Ни нарочито резкие маневры, ни выбоины в асфальте не смогли сбить “чеха” с курса.

Настройки ходовой части я бы назвал гармоничными. Подвеска в меру плотная и энергоемкая, но плавность хода при этом вполне приемлемая. На разбитом асфальте, который удалось обнаружить в окрестностях курортного города Фару, чешская машина прекрасно справилась с дорожными изъянами, чего, однако, не скажешь о шумоизоляции колесных арок: навязчивый гул от разбитой дороги проникал в салон. А вот аэродинамические шумы на высокой скорости отсутствуют.

В связке поворотов “пятидверка” ведет себя спортивно: стабильно держит траекторию, почти не кренится, передние колеса начинают срываться в скольжение, лишь если зайти в поворот с сильно завышенной скоростью. В этом случае снос передней оси эффективно, пусть и несколько навязчиво, погасит система стабилизации. Рулевое управление новой Octavia отличается потрясающей четкостью и прозрачностью. При этом в околонулевой зоне руль не очень плотный, дабы реакции машины не были нервозными.

Важно отметить, что для машины нового поколения предлагается два варианта задней подвески. Модификации с базовыми бензиновыми и дизельными моторами оснащаются полузависимой поперечной балкой, хэтчбекам с двигателями, развивающими более 140 л.с., а также грядущим полноприводным универсалам положена “многорычажка”. К сожалению, нам не удалось опробовать базовые Octavia с 1,2-литровыми бензиновыми моторами (86 и 105 л.с.), а также дизельные версии, которые тоже будут продаваться в России. Зато мы близко познакомились с 1,4- и 1,8-литровыми хэтчбеками, которые на нашем рынке обещают быть наиболее востребованными.

С огоньком

Самый мощный 1,8-литровый бензиновый мотор развивает 180 л.с., разгоняя хэтчбек до “сотни” за 7,3 и 7,4 с (для версий с 6-ступенчатой “механикой” и 7-ступенчатым “роботом” DSG соответственно). Этот силовой агрегат, к слову, не просто форсированный вариант предшественника. Двигатель, как, собственно, и вся гамма, абсолютно новый, с более компактной конструкцией, оптимизированной системой прогрева, улучшенными показателями расхода топлива и экологичности (в том числе благодаря системе “старт-стоп”). На мой взгляд, главное достоинство флагманского мотора – прекрасная тяга с “низов”. Полка крутящего момента идеально ровная, она начинается уже с 1250 об/мин и заканчивается на 5000 об/мин. Неудивительно, что такая Oc-tavia прощает ошибки с выбором передачи. В городе тяговитый мотор “вывезет” и с четвертой, и с пятой.

Двигатель объемом 1,4 л (140 л.с.) почти не уступает топовому мотору по задору, но он менее эластичен, на низких оборотах работает с ленцой, но уже с 1500 об/мин ощущается мощный подхват. Отсюда вывод: для города с его рваным ритмом наиболее оптимальным выбором будет именно 180-сильная машина. На трассе же оба агрегата одинаково хороши – быстрые и очень быстрые обгоны не проблема.

Трансмиссии – под стать моторам. Механическая коробка отличается характерной для продукции Volkswagen Group четкостью переключений, рукоять стала менее массивной и более “ухватистой”. Семиступенчатый “робот” DSG, который удалось опробовать на машине с топовым 180-сильным двигателем, отличается плавностью переключений и шустро переходит в режим “кикдаун”. Не хватает лишь подрулевых “лепестков” переключения передач, которые, по всей видимости, зарезервировали за грядущей “заряженной” версией RS.

Динамика замедления хороша. Педаль тормоза столь же чуткая и информативная, как и педаль акселератора. Уже с мая для заказа будет доступен ассистент экстренного торможения. О безопасности радеет система предотвращения повторных столкновений, позволяющая автоматически остановить автомобиль в случае аварии, даже если водитель своевременно не нажал педаль тормоза.

Словом, чешской компании удалось развить многочисленные таланты и без того успешной модели, полагаясь на передовые технологии Volkswagen Group, равно как и стараниями дизайнерского и инженерного отделов. На мой взгляд, доктор Винфрид Фаланд не кривит душой, говоря, что Octavia III имеет все шансы войти в десятку наиболее популярных автомобилей в мире.

Горячее

Не секрет, что бензиновые и дизельные двигатели Octavia второго поколения “ленились” отдавать тепло при прогреве в морозы. Инженеры Skoda заявляют, что устранили этот недостаток. Новые 16-клапанные 4-цилиндровые бензиновые моторы TSI серии EA211 оснащены двухконтурной системой регулирования температуры. Для нагрева салона используется контур охлаждения головки блока цилиндров. Выпускной коллектор двигателей EA211 встроен в головку блока. В результате двигатель быстрее выходит на рабочую температуру и вырабатывает больше тепла для прогрева салона. В новых дизельных двигателях в фазе прогрева для головки блока цилиндров и самого блока также используются разные контуры охлаждающей жидкости. В результате дизели тоже заметно быстрее прогреваются. Наконец, для новой Octavia можно заказать обогреваемое лобовое стекло и воздушный отопитель – так называемый “фен”. Так что мерзнуть в холода не придется.

Технические характеристики Skoda Octavia 1.8

Габариты, мм

4659/1814/1461

Колесная база, мм

2680

Колея спереди/сзади, мм

1543/1512

Клиренс, мм

140

Объем багажника, л

590/1580

Снаряженная масса, кг

1245

Тип двигателя

бензиновый L4

Рабочий объем, куб. см

1798

Макс. мощность, л.с./об/мин

180/5100–6200

Макс. момент, Нм/об/мин

250/1250–5000

Привод

Передний

Трансмиссия

механическая 6-ступенчатая

Макс. скорость, км/ч

231

Время разгона 0–100 км/ч, с

7,3

Расход топлива (средний), л/100 км

6,1

Объем бака, л

50

Вам понравился этот тест-драйв?


Выбираете автомобиль? Посмотрите конкурентов Skoda Octavia:


Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

3 0 8 1