Спортивная версия самой маленькой чешской модели выпускается в двух кузовах, но в России “заряженный” универсал “Fabia RS” продаваться не будет. Огорчаться по этому поводу едва ли стоит. Мощный, но экономичный двигатель, специально настроенная подвеска, роботизированная коробка, броская внешность – эти характеристики для многих наверняка важнее, чем объем багажника.
ЛЕВОЙ рукой я вцепился в подушку своего сиденья, правой – в ручку над дверью. И вот так, надежно зафиксировав себя в пассажирском кресле, следил, что же будет делать пилот заводской команды “Skoda” Ян Копецки.
А делал он вот что. Поставил коробку не в спортивный режим, а в обычный “D”. Разогнался на стартовой прямой и после весь круг ехал на третьей передаче. В вираж заходил с явным избытком скорости, поэтому после крутого поворота руля наша “Skoda Fabia RS” прицеливалась мордой прямехонько в газон. Но Ян дергал стояночный тормоз и держал его рычаг поднятым до момента, когда корму автомобиля заносило настолько, что машина снова смотрела фарами на асфальт, а не на траву. Опять газ по полной, и через сотню метров – те же операции с рулем и ручником.
– Вообще-то это не гоночное кольцо, а трасса для картинга. Прямики короткие, поэтому быстро ехать на таком автомобиле тут можно только как в ралли на грунте, – пояснил мне спортсмен.
– А почему ручкой, а не подрулевыми лепестками переключаетесь?
Ян ничего не ответил, а только поморщился. Мол, как хотите, так и думайте. То ли лепестки – игрушка. То ли катание журналистов по картинговой трассе – занятие для него не самое серьезное. Еще бы! За две недели до нашего заезда на автодроме в чешском местечке Соснова Ян Копецки победил на “Ралли Канарских островов” в рамках четвертого этапа международной серии IRC.
В ОДНОМ фильме про погони на автомобилях я видел титры: “Пожалуйста, не пытайтесь повторить увиденное на экране. Все трюки выполнены каскадерами на специально подготовленных машинах”. Так и здесь, в Соснове. Чтобы у меня не было соблазна попытаться “собезьянничать” приемы Яна Копецки, устроители покатушек сначала дали мне проехаться по трассе самостоятельно и лишь потом усадили пассажиром к мастеру.
И надо сказать, рассудили они так совершенно здраво. Пусть трасса незнакомая, за два круга не “прикататься”, а водитель я очень осторожный, все равно “Skoda Fabia RS” даже на таком замкнутом пространстве – весьма азартный и провокативный автомобиль.
Стартовая прямая. Коробка в позиции “Sport”, так что перед переключением на следующую передачу стрелка тахометра почти запрыгивает в красную зону. Разгон до “сотни” занимает всего 7,3 секунды. И это при том, что объем “четверки” под капотом более чем скромный – 1,4 л. Зато этот двигатель способен развивать 180 л.с., а максимальный крутящий момент, составляющий 250 Нм, доступен уже с 2.000 об/мин. Столь выдающиеся показатели достигнуты за счет применения непосредственного впрыска топлива и двойного наддува, осуществляемого двумя устройствами: механическим компрессором и турбонагнетателем. Компрессор с механическим приводом обеспечивает наполнение цилиндров до 2.400 об/мин. Дальше в дело вступает турбина.
Зная все это в теории, я, конечно же, ничего из вышеперечисленного не чувствую. Коробка DSG переключается без рывков. От трибун отражается рев хорошо настроенной выпускной системы. Торможение. Поворот руля, и автомобиль практически без крена входит в поворот. Относительно гражданской версии на “RS” установлены более короткие пружины и более жесткие амортизаторы, что позволило опустить центр тяжести автомобиля почти на полтора сантиметра ближе к асфальту и уменьшить раскачку кузова.
Отправляясь на трек, я не стал отключать электронные ассистирующие системы, которых у “Skoda Fabia RS” чуть не полдюжины. Помимо набора из ESP, TCS, TPM и прочих привычных для машин подобного класса атрибутов на “RS” устанавливается система имитации блокировки межколесного дифференциала (XDC). Электроника при необходимости подтормаживает внутреннее относительно центра поворота переднее колесо, а на внешнее – наоборот, перераспределяет чуть больше крутящего момента, как бы “доворачивая” тем самым машину в вираж.
Выйдя из автомобиля и дожидаясь Яна Копецки, который должен был дать мне уроки мастерства, закрепить которые на треке я, увы, уже не мог, я разглядывал колеса автомобиля. Сквозь тоненькие спицы колесного диска проглядывали красные суппорты мощной тормозной системы. Профиль у резины – кажется, меньше некуда. Все боковины покрышек чуть не до кордов разлохмачены. И сделал это, увы, не я!. Правда, уже через пять минут я понял, что сделал это Копецки. И тогда успокоился.
ИНОЙ журналист на моем месте обязательно не преминул бы написать, как он “сел за руль “Skoda Fabia RS” и почувствовал дежа-вю”. Я же не буду делать вид, будто не знаю, что упомянутый автомобиль – суть двойник “Volkswagen Polo GTI”, на котором я ездил за неделю до того (см. “Клаксон” № 10 ‘2010).
Если бы за рулем на ходу можно было бы зажмуриться, чего мы делать, разумеется, не будем, то понять, в какой именно из двух машин ты в данный момент находишься, было бы очень сложно. Ну разве что этот руль в “Шкоде” круглый, а не угловатый, как в “Фольксвагене”, да набалдашник на рукоятке коробки не такой здоровый.
Злые языки говорят, что немецкие хозяева специально осаживают дизайнеров и конструкторов чешской “дочки”, чтобы те не строили конкурентов для “основного продукта”. Не знаю, как оно там на самом деле, но “Skoda Fabia RS” едет не хуже, а выглядит никак не беднее. Я бы даже сказал, что, наоборот – наряднее! Потому что рассчитана на несколько иную аудиторию.
“Polo GTI” адресован преимущественно господам, которые в объявлениях о знакомствах пишут о себе “состоявшийся” – даром что ли сиденья у автомобиля в клеточку, как было модно в 70-е годы прошлого века. “Fabia RS” – в основном для тех, кого во времена “Boney M”, может, вообще на свете еще не было. Поэтому у автомобиля и решетка радиатора более задиристая. И крыша с задним спойлером может быть другого относительно кузова цвета – черной, белой или серебристой. Да и сам кузов может щеголять такими цветами, что просто вырви глаз.
Когда я катался на “Polo GTI”, на меня внимания особо никто не обращал – настолько сдержанно исполнена эта машина. На “Fabia RS” все оборачивались и даже махали руками.
Позже, в пражском аэропорту, я понял, в чем дело. На мониторе крутили шкодовский рекламный ролик, главными героями которого были Ян Копецки и его “Skoda Fabia Super 2000”. Раллийный автомобиль был точно такого же ядовито-зеленого цвета, что и машина, на которой ездил я.
Краткая техническая характеристика “Skoda Fabia RS” | |
Габаритные размеры | 402,9х164,2х149,2 см |
Колесная база | 246,4 см |
Снаряженная масса | 1.318 кг |
Двигатель | 4-цил., 1.390 куб. см, с компрессором и турбонаддувом |
Мощность | 180 л.с. при 6.200 об/мин |
Крутящий момент | 250 Нм при 2.000-4.500 об/мин |
Коробка передач | 7-ст., робот. |
Тип привода | передний |
Максимальная скорость | 224 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 7,3 с |
Средний расход топлива | 6,2 л/100 км |
Запас топлива | 45 л |
Объем багажника | 300/1.163* л |
*При сложенных задних сиденьях. |