Финансовый кризис в 2009 году в наибольшей степени отразился на автомобильной отрасли. Продажи новых легковых автомобилей сократились на 49%. При этом правительством предпринимались всевозможные меры для поддержки отечественного автопрома, в том числе были введены антикризисные ставки таможенных пошлин на ввоз иномарок.
Для новых автомобилей ставка повысилась с 25 до 30%. Осенью прошлого года было принято решение продлить действие «антикризисных» таможенных пошлин на 9 месяцев, то есть как минимум до середины лета 2010 года. Многие эксперты полагают, что эти ставки будут сохранены и в дальнейшем.
О том, каковы результаты «антикризисной» таможенной политики и перспективы российского автомобильного рынка, порталу MotorPage.Ru рассказал генеральный директор ЗАО «Иберия Мотор Рус», официального импортера SEAT в России, Александр Иванов.
- В 2009 году введение «антикризисных таможенных пошлин существенно осложнило жизнь всем импортерам. Это, однозначно, не способствовало развитию продаж. Вопрос, оправдано ли было их введение, на мой взгляд, сугубо риторический. В нынешних условиях такие способы поддержки отечественного производителя малоэффективны. Как его не поддерживай, он все равно находится в полной зависимости от покупательского спроса. Спрос же формируется не за один день, соответственно таможенные пошлины, дающие видимость псевдопередышки, не способны на горизонте одного года переломить тенденцию. А общий тренд очевиден – российский покупатель все больше ориентируется на продукцию, соответствующую современным требованиям к автомобилю.
Я не соглашусь с теми экспертами, которые прогнозируют сохранение нынешних ставок таможенных пошлин в 2010 году. Думаю, их все-таки отменят. Макроэкономическая ситуация гораздо более стабильна, чем это было год назад. Экономика России, ориентированная на сырьевые ресурсы, всецело зависит от стоимости энергоносителей, а она растет. А раз улучшения заметны, то и отметать возможность отмены 5%-ной «антикризисной» надбавки нельзя. Немаловажным фактором является и то, что правительству в условиях улучшения ситуации с ценами на сырье, становится легче собирать налоги в необходимых объемах. Доходы бюджета растут, поступления от сырьевых компаний увеличиваются. Почему бы не отменить дополнительный сбор с импортеров автомобилей?!
- Правда ли, что после повышения таможенной ставки в 2009 году дилерам и дистрибьюторам пришлось работать чуть ли не себе в убыток?
- Это было связано даже не с 5%-ной надбавкой, а с общеэкономической ситуацией. Падение спроса было настолько сильным (на 50%), что негативный эффект от повышения таможенной ставки был уже не так заметен. Конечно, амортизацию от повышения пошлин пришлось взять на себя дилерам и производителям, поскольку повышение цены на автомобиль в условиях кризиса стало бы однозначным сигналом для большинства покупателей к отказу от покупки. Для того, чтобы в таких условиях получить «кэш», хоть какие-то живые деньги, приходилось принимать решения о работе с минимальной, а то и отрицательной маржой.
Мы были вынуждены пойти на эти меры, чтобы сохранить бизнес и в 2010 году начать работать на уже гораздо более стабильном и прогнозируемом рынке, в том числе и с точки зрения ценообразования.
Тут свою лепту внесла наша договоренность с SEAT об изменении политики ценового позиционирования марки. SEAT на российском рынке появляется уже не в первый раз, сейчас это уже третье пришествие. В 2008 году, когда начались реальные поставки автомобилей на российский рынок, кривая продаж ушла вертикально вверх. Это произошло непосредственно перед кризисом. Кризис потребовал серьезного анализа позиционирования марки и разработки стратегии с целью сохранения присутсвия на российском рынке. Были проведены соответствующие исследования, которые мы предоставили в SEAT. К счастью наши доводы были услышаны, и было принято решение, что цена на автомобиль SEAT должна формироваться от рынка, а не от себестоимости. Уже в этом году мы выступим с новой стратегией ценообразования, которая будет полностью соответствовать рыночной ситуации. Автомобили SEAT будут стоить ровно столько, сколько они должны стоить с точки зрения рынка. В том числе мы будем обращать внимание на стоимость автомобилей наших основных конкурентов.
Повышения цен в 2010 году мы не планируем. Новые цены будут выглядеть как «антикризисные». Только это уже будет не сиюминутный ответ на вызовы кризиса, а система. В целом цены на автомобили SEAT окажутся более привлекательными для покупателя, чем в прошлом году.
Причем эта ценовая стратегия не эксклюзивна для России. Речь идёт о глобальном позиционировании марки. Повсюду во всех странах SEAT будет занимать адекватную рыночную нишу.
- Каково позиционирование SEAT на рынке? Верно ли, что он стремится в премиум-класс?
- Прежде всего, это всё-таки достаточно нишевая машина. Мировое производство марки по-прежнему компактно: 500-600 тысяч автомобилей в год. Такие объемы не позволяют выстраивать ценообразование в расчете на большие обороты. Сейчас происходят процессы преобразования, переосмысления места на рынке, но SEAT в любом случае сохранит элемент эксклюзивности. Пусть это будет не премиальность в чисто потребительском смысле, но именно эксклюзивность, в том числе и относительно основных конкурентов. Прежде всего, это автомобили Peugeot, но есть и еще несколько марок, которые, кстати, имеют в России локальное производство.
- SEAT входит в группу Volkswagen, у которой есть завод в Калуге. Это возможность локального производства. Можно ли рассчитывать на появление SEAT российской сборки?
- Идея понятна и имеет под собой основания, но любое локальное производство должно иметь свою расчётную точку рентабельности. Локальное производство ради локального производства в наше время мало кому интересно. Точка безубыточности локального производства варьируется от 10 до 30 тыс. автомобилей одной модели в год. Сегодня на такие объемы продаж SEAT претендовать в России не может. Так что пока исключительно «Made in Spain».
- Но ведь и Volkswagen далеко не все модели на калужском заводе производит такими тиражами.
- Это стратегический проект. Он рассчитан на многие годы вперед, под него строится сеть, рассчитывается стратегия бренда. Модели, которые участвуют в этом проекте и уже производятся в Калуге, имеют для этого очень серьезные основания. По моему мнению, SEAT сможет подойти к разговору о возможности производства в России только через пару-тройку лет.
- Если в соответствии с Вашими ожиданиями таможенная ставка будет понижена, повлечет ли это снижение стоимости автомобилей для конечного потребителя? В России обратное движение цен, к сожалению, - далеко не правило.
- Думаю, реакция будет моментальной и адекватной. Производители и дилеры уже адаптировались к режиму повышенных таможенных платежей. При этом многие понимают, что в условиях кризиса важнее не заработки на единицу, а заработки на объеме. Если произойдет понижение таможенных пошлин, понижение розничных цен окажется неизбежным. Общая задача – увеличение объемов продаж. В таких условиях любая возможность снизить цены будет использована для привлечения покупателя.
Другое дело, что в 2010 году я не прогнозирую существенной корректировки объемов продаж. Рынок только-только выходит из кризисной комы, покупатель еще не уверен в завтрашнем дне, у людей пока ещё недостаточно «прогнозируемо-свободных» средств на совершение крупных покупок. Даже если им предложить дополнительную скидку в 5% - это не будет решающим аргументом для приобретения автомобиля. Экономика должна окрепнуть, население должно почувствовать стабильность и приток денег. Это произойдет еще не в 2010 году.