Первый Stepway немного украшал, прямо скажем, скучноватое внешне семейство Renault Sandero/Logan. Второй, вместе с обновленным «Логаном», украшает наши улицы в городах и дороги за их пределами. Преобразить автомобиль удалось, в общем-то, небольшими усилиями. Правда, настоящим кроссовером Sandero Stepway так и не стал. Впрочем, недавно стало известно об испытаниях его полноприводной версии. Пока же у нас на тесте – переднеприводный автомобиль с «автоматом»
О внедорожных способностях такой версии, конечно, говорить не приходится, и вскоре мы убедимся в этом. Но до чего же красивую «игрушку» создали дизайнеры! Надо бы при случае приобрести масштабную модельку этого Renault, ведь при очередном обновлении наиболее изящные черты могут пропасть. А покупателю-потребителю всё равно: ему подавай каждый раз что-то новое, и именно новизна для него – основной критерий истины. Каждая предыдущая модель, красива она или нет, - пройденный этап, вчерашний день, прошлогодний снег.
Между тем, обновленный Stepway, хоть и не скрывает своей принадлежности к бюджетным моделям, отлично выглядит даже рядом с некоторыми автомобилями двумя классами выше. Рельефная «мускулатура» передка с огромной эмблемой, черные пластиковые накладки на пороги и колесные арки кузова, в нашем случае окрашенного в совершенно необыкновенный цвет «золотисто-зеленый оникс», характерные рейлинги на крыше, серебристые вставки в нижних частях переднего и заднего бамперов, имитирующие металлические защитные элементы, заметно увеличенный дорожный просвет… Обычные Sandero в «ониксовом» цвете недоступны, но и в стандартных цветах, например, темно-красный или лазурно-синий, Stepway выглядит выигрышнее. Учтем, что цвета «металлик» для модели Stepway предлагаются без доплаты.
Второе поколение «внедорожного» Sandero стартовало в Румынии в 2012-м году, но до России оно добралось чуть не два года спустя, правда, уже традиционно под брендом Renault. Кстати, у варианта для нашей страны оригинальная решетка радиатора, а бамперы – такие же, как в Бразилии, где в 2008-м и был придуман данный «подвид» автомобиля. Российская версия отличается также некоторыми элементами конструкции: у нее есть стальной защитный лист под моторным отсеком, трубопроводы под днищем упрятаны в пластиковые короба, под капотом установлен более мощный аккумулятор, изменены настройки электронного блока управления двигателем, а наружные зеркала и передние сиденья в салоне оборудованы элементами подогрева, что в тропической Бразилии, разумеется, совершенно излишне. Как и подогрев всей площади ветрового стекла, доступный у нас в качестве опции.
Если внимательно приглядеться к автомобилю, то станет заметно, что его 16-дюймовые шины «сидят» не на литых дисках, а на стальных колесах с мастерски подогнанными пятилучевыми серебристыми пластмассовыми колпаками. Имитация выполнена очень тщательно, я раскрыл ее совершенно случайно – когда заметил, что колпак отстает от колеса в том месте, где на ободе был закреплен балансировочный грузик. Впрочем, я уверен, что поклонники всего «натурального» без труда подберут в продаже настоящее «литье» для своего Stepway.
Стоит также заменить летнюю, совершенно шоссейную резину на «всесезонку» или что-либо более кроссоверное. Подобрать шины для этой модели Renault будет еще проще, потому что размер у них популярный: 205/55R16. Такие шины устанавливаются обычно на автомобили классом выше.
Интерьер Stepway выглядит значительно скромнее внешности. Прежде всего, бросается в глаза, что здесь очень мало разнообразных кнопок, поскольку, в целом, немного оборудования. Причем, на имеющихся кнопках явно сэкономили: они очень малы. Особенно это касается блока управления системой климат-контроля в комплектации Privilege, он заимствован у обновленного хэтчбека Renault Clio и устанавливается также на дорогие модификации Logan и Sandero. В более простой комплектации Comfort вместо кнопок применены вращающиеся рукоятки (такие же, как у Renault Duster предыдущего поколения), а кондиционер предлагается как опция за доплату примерно в 26 000 руб.
Интересна одна особенность системы климат-контроля. Если кнопка включения кондиционера сияет алым индикатором, это означает, что кондиционер… выключен. А я-то поначалу вздрогнул: на улице весенняя теплынь, в салоне жарко, и даже при переводе регулятора температуры на минимальное значение установка почему-то совсем не «холодит». Оказывается, надо погасить индикатор кондиционера, тогда салон мгновенно наполнится прохладой. Прямо скажем, необычное решение. Кнопка управления центральным замком функционирует наоборот: если индикатор горит, значит, замки заперты.
Водителя и пассажира в салоне Stepway окружают бюджетные сорта пластика, склонные поскрипывать не только при движении по неровным дорогам, но и при прикосновениях, например, к внутренним ручкам дверей. Но, несмотря на это, дизайн элементов салона мне нравится! Сюда бы добавить пару-тройку деталей в цвет кузова (хотя бы за доплату), и было бы вообще отлично. Некоторые производители предлагают такую возможность.
В относительно небольшом салоне нет ощущения тесноты. И эргономика не страдает от недостатка места. Сиденье водителя в версии Privilege можно отрегулировать по высоте, и диапазон этой регулировки значителен. У передних кресел заметны элементы боковой поддержки, и при посадке тело их ощущает. Ни в длительных пробках, ни в дальней дороге спина не устает, проверено. Рулевое колесо также регулируется по высоте (а по вылету – нет). Наружные зеркала небольшие, но правое зеркало не перекрывается передней стойкой кузова, как на Renault Duster, и это плюс.
А теперь о минусах. Во-первых, крайне неудачно оцифрованы шкалы основных приборов. Ну, для чего на них ТАКОЕ обилие рисок?! Цифры среди них просто теряются. Далее – бортовой компьютер. Он несет полезную информацию, но по стилю отличается от приборов настолько, что выглядит здесь просто чужеродным элементом. К сожалению, аналогичный прибор «прописался» и в российской модели LADA X-Ray, близкой родственнице Sandero Stepway, и хоть там основные приборы читаются лучше, борткомпьютер все равно смотрится «чужаком».
Бросается в глаза и рукоятка-скоба продольной регулировки сиденья. Особенно пассажирского – ну для чего ее сделали такой огромной? Неужели для передвижения кресла вперед или назад требуется большое усилие? Совсем нет. Эта рукоятища вполне могла бы быть и поменьше.
На заднем сиденье удобно будет лишь двоим, в ширину салон здесь невелик. Да и в длину тоже: при посадке «за мной» заднему седоку достаются лишь 20 сантиметров пространства для коленей. Судя по проушинам системы ISOFIX, детских сидений сюда тоже можно установить только два. Эти проушины цвета «золотисто-зеленый оникс» отлично видны между подушкой и спинкой заднего дивана… Кажется, что при посадке обязательно упрешься «пятой точкой» в одну из этих железок. На самом деле, этого не произойдет (скорее уж усядешься на замки ремней безопасности, для которых не предусмотрены выемки в подушке), но выглядит такое решение очень неряшливо.
Багажник у псевдокроссовера невелик, всего 320 л. Но для автомобиля длиной всего 4 метра с копейками размер неплох. При складывании сидений (к сожалению, не в идеально ровную горизонталь) полезный объем возрастает чуть не вчетверо – до 1200 л! Номинальная длина багажника по полу 70 см, максимальная диагональ 120 см. Немного смущает 20-сантиметровая задняя «стенка» багажного отделения, увеличивающая погрузочную высоту. Но примем ее как должное: она призвана увеличивать жесткость кузова. Под фальшполом находятся компактная «докатка» и… собственно, пол кузова. Места для мелочей здесь нет. Зато есть проушины для фиксации груза, и в панели фальшпола под них прорезаны отверстия.
Маленький псевдокроссовер Renault Sandero Stepway представлен на нашем рынке всего в двух модификациях, но при этом с разными двигателями! Оба 1,6-литровые, бензиновые, но «младший» имеет по паре клапанов на цилиндр и развивает 82 л. с. У «старшего» их четыре на цилиндр и максимальная мощность 102 л. с. Для 8-клапанного мотора характерна лучшая тяга на «низах» (134 Нм крутящего момента доступны при 2800 об/мин), 16-клапанный лучше работает «вверху» (145 Нм достигаются при 3750 об/мин). Оба двигателя соответствуют экологическому стандарту Евро-5. С «младшим» мотором предлагается механическая пятиступенчатая коробка передач либо пятидиапазонный «робот», со «старшим» - четырехдиапазонный «автомат».
Честно говоря, я поначалу пожалел, что тестовая версия оказалась с «автоматом», потому что соскучился по «механике», до того несколько автомобилей подряд были «автоматическими». Но жалеть пришлось недолго, «автомат» на Stepway снабжен механизмом ручного выбора передач, и это пригодилось в городе (да и не только в нем). Агрегат в сочетании с двигателем экологического стандарта Евро-5 изначально настроен на быстрый «перебор» всех ступеней и переход на высшую, четвертую. Это, как говорится, не всегда полезно, в нашем интенсивном городском движении бывает не лишним «подкрутить» мотор, добавив автомобильчику «прыти». На четвертой передаче он ускоряется с 60 до 80 км/ч за немалые 10 секунд, третья дает лучший результат (примерно 7 с), а вторая – еще лучший (5 с). Правда, мотор при этом начинает «голосить» на оборотах, близких к максимально допустимым (красной зоне тахометра).
Схема смены режимов движения нанесена прямо на рукоятку селектора «автомата». Эта округлая алюминиевая деталь отлично располагается в руке, и ручной режим «находится» без труда. Выбранный режим или передача высвечиваются на синем табло бортового компьютера.
Для городских условий можно использовать ограничитель скорости. Клавиша его включения (трехпозиционная, отвечающая за включение также круиз-контроля) располагается в нижней части центральной консоли. Справа и слева от нее – клавиши со стрелками, указывающими вверх и вниз, но за скорость они не отвечают, это органы управления электростеклоподъемниками задних дверей (ох, эти французы, вечно-то они оригинальничают). Необходимый скоростной режим при выборе ограничителя вы задаете ногой (педалью «газа») и фиксируете кнопкой памяти на рулевом колесе. Теперь, если переборщить с «газом», автомобиль превысит заданную скорость максимум на 1 км/ч, затем «упрётся». Так заметно снижается риск попасть под бдительное око камеры контроля скоростного режима.
Но, честно говоря, заданных 80 км/ч мне не хватало, поэтому приходилось отключать ограничитель. Все-таки камеры у нас установлены не везде, а «раскочегаренный» Stepway очень приятно вести в быстром потоке машин, перестраиваясь из ряда в ряд. Шасси его не назовешь драйверским, он склонен к кренам в поворотах. Но при этом оперативно отзывается на повороты рулевого колеса (здесь применен гидроусилитель, а «баранка» совершает немногим более 2,5 оборотов от упора до упора). Впрочем, если под колесами скользко, резкими маневрами лучше не баловаться, электронная система стабилизации предлагается для псевдокроссовера только в качестве опции, за доплату. В «штате» - только ABS, которая не торопится срабатывать на асфальте (на песке – пожалуйста). Тормоза у Stepway спереди дисковые, сзади – все еще барабанные.
Маневренность (минимальный диаметр разворота – 9,7 м) сочетается с отличной обзорностью, этот автомобиль можно назвать маленьким аквариумом. Полезное качество, если учесть тот факт, что ни в одну из комплектаций не входит камера заднего вида. Правда, за доплату примерно в 8000 рублей можно заказать установку заднего парктроника. О наружных зеркалах мы уже говорили – несмотря на небольшую площадь отражающих элементов, они, в целом, отлично передают обстановку справа и слева от автомобиля.
Очень понравилось путешествовать на Stepway по лабиринтам одного из огромных подземных паркингов. Автомобиль просто-таки создан для подобных мест. Хотя удовольствие это, конечно, сомнительное. Часы пик у нас ведь не только на улицах и проспектах, но и под землей. Представьте: чтобы выбраться с парковочного места на свет Божий, мне понадобилось около двадцати минут!
Ориентироваться в городе помогает «комбайн» MediaNav, уже знакомый нам по Renault Duster. Семидюймовый экран системы не склонен реагировать на легкие случайные касания, так что ошибочных включений различных функций у вас происходить не будет. А функций здесь немало, название устройства говорит само за себя. Навигация настолько хороша, что вполне достойно смотрелась бы и в более дорогой модели. Еду по Третьему транспортному кольцу – она отражает количество полос для движения, показывает ближайшие съезды, сообщает названия наиболее крупных улиц поблизости. Можно выбрать двух- либо трехмерное представление карты. Немного «скучновато» дороги выглядят лишь при ночном режиме дисплея: развязки представляют собой одноуровневое переплетение серых лент. И, тем не менее, стоит похвалить это устройство. Оно полностью русифицировано, а его установка на автомобиль обойдется в дополнительные 16 000 рублей, не так уж дорого.
Естественно, можно подключить к нему смартфон. Воспроизвести по беспроводному протоколу музыку из его памяти. А можно просто вставить в разъем USB флэшку с любимыми композициями – и еще раз похвалить устройство за простой и удобный алгоритм управления плеером. Кстати, управлять им можно и с подрулевого джойстика, он тоже такой же, как в «Дастере».
Городской расход топлива (бензин – А-95) у версии с «автоматом» может достигать и 15 л на 100 км! Причина понятна – пробки. Без них автомобиль укладывается в 10 л на «сотню».
На трассе Sandero Stepway с 16-клапанным 102-сильным мотором и «автоматом» потребляет около 8 л бензина на 100 км. Паспортных шести литров достичь можно, но ехать будет скучно. Маленький Renault нельзя назвать «живчиком», но высокие скорости (120-130 км/ч) он поддерживает охотно. У него, кстати, завидная курсовая устойчивость, хотя платформа В0, на которой построен автомобиль, не предлагает особых «изысков» в подвеске. Спереди здесь «МакФерсон», сзади – скручиваемая балка. Следует отметить, что в сравнении со стандартным Sandero у модели Stepway применены более длинные и более жесткие пружины и амортизаторы. Благодаря им клиренс автомобиля, в среднем, повысился (согласно паспортным данным, он составляет 195 мм). Но расстояние от балки задней подвески до земли увеличилось лишь за счет применения 16-дюймовых колес с шинами размерностью 205/55.
А вот жесткость элементов подвески у псевдовнедорожного хэтчбека, кажется, даже повыше, чем у седана. Помнится, обновленный Logan в ходе короткого теста в прошлом году не впечатлил меня курсовой устойчивостью, а Sandero Stepway – впечатлил. Немалая заслуга в этом, безусловно, принадлежит жесткости упругих элементов.
При заказе установки опционной системы ESP следует помнить: отключение ее предусмотрено не будет. Даже в тех случаях, когда это может понадобиться во время движения по снегу или грязи. Необходим разгон – а электроника, вопреки логике, ограничвает подачу топлива. Удобно ли это?
Обратная сторона этого – излишняя «трясучесть» автомобиля на неровностях. Здесь ощутимо встряхивает и пассажиров, и водителя, и… к сожалению, элементы салона. До знакомства со мной тестовый автомобиль пробежал всего-то около десятка тысяч километров, а в интерьере тут и там уже слышны поскрипывания и побрякивания пластмассовых деталей. Говорят, что салоны моделей ВАЗ скрипят сильнее. Насчет LADA Vesta могу точно сказать – это не так. Да и у «Датсунов», собираемых на тольяттинском конвейере, интерьеры более «молчаливы».
В общем, за пробои подвески на неровностях можно не опасаться, чего не скажешь о комфорте пассажиров. Им раллийный стиль вряд ли понравится, они, безусловно, предпочтут путешествия по шоссе. Вот здесь этот автомобиль обеспечивает и акустический комфорт, и приятный микроклимат (не забываем, что горящий индикатор на кнопке включения кондиционера означает, что устройство выключено). Водителя порадует также работа системы круиз-контроля. Он входит во все комплектации Sandero Stepway, включая и 82-сильную с «механикой». Кнопками «+/-» на левой спице рулевого колеса выбираем нужную скорость (с «шагом» в 1 км/ч) и фиксируем ее в памяти. Оттормозились или разогнались? Нажав кнопку памяти, мгновенно возвращаемся к установленному значению. Если скорость автомобиля упала, «круиз» охотно разгонит его, причем, «автомат» при разгоне может даже сбросить передачу!
Но, конечно, до высоких значений скорости 102-сильный хэтчбек с «автоматом» добирается далеко не в гоночном темпе. Ускорение с 80 до 120 км/ч в режиме D происходит примерно за 14 с. Если вручную выбрать четвертую передачу, на такой разгон уйдет почти 20 (!!) секунд. При переходе на третью ступень это время сокращается почти до 12 с. А на второй? Увы, фокус не проходит: обороты двигателя достигают красной зоны, «автомат» переключается вверх и разгон происходит примерно за те же 12 с.
И все-таки – способен ли хоть на что-нибудь этот автомобиль вне дорог? Или его «внедорожность» исчерпывается эффектным дизайном да слегка увеличенным клиренсом?
Совершенно случайно удалось убедиться в том, что определенная проходимость у него все же есть. В поисках видовой точки на берегах красивого озера я неожиданно «посадил» Stepway в грязевую колею. Причем, «посадил» прочно, ни вперед, ни назад хэтчбек двигаться уже не мог, а только постепенно закапывался. Но ведь пытался двигаться, причем, настойчиво! Считается, что автомобили с «автоматами» не способны к так называемой «раскачке», но маленький Renault словно опровергал это мнение. Сдвинувшись на малую толику вперед при включении передачи переднего хода, он изо всех сил пытался удержаться на отвоеванной позиции, позволяя мне включить заднюю… К сожалению, мне совсем не надо было вперед, а двигаться назад уже не позволял брызговик правого переднего колеса, который упирался в землю. Подложенные под колесо сухие ветки не помогали, протектор скользил по ним так же, как по грязи.
Помощников поблизости не оказалось, берега озера были пустынны. До шоссе далеко. И я решил позвонить другу, у которого неподалеку был дачный участок. Приезжай, мол, помоги, захвати трос и лопату. Тот согласился, и я прикинул, что приедет он не раньше, чем через полчаса или даже час.
Но не сидеть же все это время без дела! Я нашел поблизости от места своего «заседания» несколько небольших камней, затолкал их под буксующее колесо, еще немного пораскачивал автомобиль взад и вперед – и неожиданно выехал! Вот это была удача. Со всех, как говорится, ног помчался на Stepway навстречу другу, надеясь перехватить его по дороге и развернуть. На 10-километровом отрезке шоссе он мне не встретился. На полуторакилометровой грунтовке тоже. А вот и его участок, машина на месте, и он рядом с ней. Но что-то не так… что же именно? Оказывается, он не смог выехать, так как… забуксовал прямо у собственного дома! Причем, не просто забуксовал, а закопался задним ведущим колесом на приличную глубину. Оказалось, при трогании с места он пару раз заглох, решил, что дает мало «газа», дал больше, и колесо мгновенно профрезеровало песчаную почву. Вдвоем мы откапывали его машину около часа, домкратили, подкладывали доски и кирпичи. А рядом стоял переднеприводный псевдокроссовер, заляпанный ошметками глины по самую крышу, и злорадно ухмылялся: он только что преодолел настоящую, не бутафорскую грязь в самых, что ни на есть, боевых условиях. Мораль была очевидна: проходимость автомобиля сильно зависит от «прокладки между рулем и сиденьем».
Renault Sandero Stepway останется в моей памяти в том числе и благодаря этому курьезному случаю. А еще он запомнится, как милая детская игрушка, выполненная очень тщательно, даже любовно – как настоящая. Ее хочется разглядывать, изучать детали экстерьера, даже поглаживать руками. Ее хочется всегда содержать в чистоте, потому что цвет «зеленовато-золотистый оникс» так и сияет, особенно в лучах закатного солнца.
К сожалению, игрушки не растут вместе с нами, по мере взросления мы обзаводимся новыми, более «масштабными». Место Renault Sandero Stepway – у маленького дачного домика, а на стоянке большого фермерского хозяйства гораздо более уместны пикап, фургон, трактор.
И все-таки этот полухэтчбек-полукроссовер просто милашка! Трогательный своей детскостью и непрактичностью… Может, правда, добавить эту масштабную модельку в коллекцию? Пусть сверкает золотым отливом на фоне тяжелых машин-работяг, о чистоте которых никто не заботился годами…