В 1921 году модель Torpedo компании Peugeot стала первым в мире экспериментальным автомобилем с дизельным двигателем. А в 2012 году на российском рынке появится самый доступный дизельный седан «С» класса – Peugeot 408.
«Беда нашего века. Ещё недавно в оправдании нуждались дурные поступки, теперь в нем нуждаются поступки добрые».
(С) Альбер Камю
Понедельник, 17 сентября, 8:00 утра. Я удаляюсь от Москвы со средней скоростью 800 км/ч. До Геленджика лететь еще около двух часов, и за это время мне нужно прочитать философское эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе».
Какая связь между Сизифом и «Пежо», спросите вы? Французская компания пригласила журналистов на презентацию дизельной версии нового седана Peugeot 408. Все равно не понятно? Тогда еще одна подсказка – в сегменте «С», к которому относится и новинка Peugeot, количество продаваемых седанов с дизельными двигателями составляет менее 1%. То есть с 29 октября во всех дилерских центрах «Пежо» появятся автомобили, на которые спрос в России, по сути, не до конца сформирован! Но, по правде говоря, откуда взяться спросу, если в нашей стране и предложение недорогих дизелей практически отсутствует?..
Так что это – смелый маркетинговый маневр и попытка захватить пока еще не оспариваемый никем сегмент рынка или же попросту сизифов труд?
Бегло познакомиться с основными особенностями 408-й модели нам удалось еще в мае этого года на закрытой презентации новинки. Статистические данные, согласно которым в размерном сегменте «С» спрос на седаны превышает 50%, сподвигли французскую компанию к решительным действиям – запуску в производство «китайского» седана Peugeot 408. Тогда же в мае представители «Пежо» обещали, что приобрести новинку все желающие смогут уже в сентябре этого года. Свое обещание они сдержали – продажи успешно стартовали несколько недель назад. А дизельную версию можно будет заказать чуть попозже, в конце октября.
Почему 408-й «китайский»? Дело в том, что кузова типа седан любят не только в России, но и в целом в тех странах, которые относятся к типу развивающихся. И Китай – одна из таких стран. Peugeot 408, как вы уже догадались, автомобиль не новый. Именно в Поднебесной в 2010 году впервые наладили его выпуск (на совместном с компанией Dongfeng заводе) и продажи. С 2011-го «четыреста восьмой» появился еще и в Аргентине. Вот и получается, что для постановки модели на производство в России инженерам Peugeot оставалось «всего лишь» адаптировать седан под дорожные и климатические реалии нашей страны.
На это «всего лишь» ушло полтора года времени, в течение которого группы испытателей, составленные из сотрудников различных подразделений Peugeot, несколько раз отправлялись в тестовые пробеги по различным уголкам России. В результате 408-й получил новые пружины и амортизаторы, прибавку в 10 мм к дорожному просвету, а также металлическую защиту днища. Но больше всего усовершенствований конструкция автомобиля приобрела после зимних пробегов. В системе вентиляции салона появились электрические нити суммарной мощностью 1000 Вт, чтобы салон прогревался как можно быстрее даже в самые сильные морозы. Объем бачка омывающей жидкости увеличили до 4,9 литра, при этом изменили еще и алгоритм срабатывания форсунок фароочистителей: теперь они активируются не каждый раз, а только при седьмом включении стеклоомывателя или через 40 километров пробега, смотря что раньше наступит. Генератор и батарея теперь более мощные, а щетки «дворников» (в области их остановки) и форсунки стеклоомывателя получили обогрев.
В заднем бампере появилась небольшая выемка, с помощью которой можно поддеть рукой обледеневшую на морозе крышку багажника. А под крышкой обнаруживается огромное пространство объемом 560 литров, огнетушитель с аптечкой и пластиковая заглушка в передний бампер. Дело в том, что вентиляторы охлаждения по традиции установлены перед радиатором двигателя, чтобы в салон попадало как можно меньше шума от их работы. Но при такой схеме расположения в зимний период вентиляторы быстро забиваются грязным снегом, поэтому для их защиты зимой и нужно устанавливать в бампер пластиковую заглушку. А пробка бензобака теперь без традиционной выемки для ключа, как сказали представители Peugeot: «Чтобы сибирские водители могли заправлять автомобиль с работающим при этом двигателем».
Между мифами и реальностью, как известно, мало общего. Вот и эссе «Миф о Сизифе» Камю оказалось совсем не таким, каким я его себе представлял. Проблематику абсурдизма, затронутую в произведении французского автора, спроецировать на автомобильную журналистику, мягко говоря, не просто. Да и незачем это делать. В нашем случае гораздо важнее понять, какой труд нужно на самом деле считать бесполезным и как оценить степень полезности того или иного начинания. Но у Камю все рассуждения о мифическом герое Сизифе и его бесконечных и безуспешных попытках закатить на высокую гору камень уместились всего лишь на паре последних страниц.
Дизельные двигатели в наше время также окружает целое облако различных мифов и домыслов, плотно укоренившихся в сознании автомобильных обывателей. Зачастую эта информация распространяется некомпетентными людьми и мало соответствует реальности. Этим отчасти можно объяснить низкий спрос на дизельные двигатели в сегменте компактных городских автомобилей.
Peugeot 408 запросто развеивает большинство самых распространенных мифов. К примеру, бытует мнение, что цены на дизельные автомобили очень высокие. Но Peugeot 408 с двигателем 1,6 HDi в начальной комплектации Access стоит всего 637 000 рублей и, таким образом, является самым доступным дизельным седаном, представленным на российском рынке.
Поговаривают также, что в обслуживании дизельные автомобили гораздо дороже. Но сервисные интервалы бензиновой версии со 110-сильным мотором и дизельной версии 408-го, по словам представителей Peugeot, совпадают по пробегу. А стоимость техобслуживания дизельного двигателя не выше аналогичного бензинового агрегата.
Чистая разница в стоимости двух версий – 110-сильной бензиновой и 112-сильной дизельной – в одинаковых комплектациях составляет 60 000 рублей. Если учесть только текущие цены на бензин и дизельное топливо и принять во внимание, что дизельный 408-й потребляет в среднем на 2,5 литра топлива меньше, чем 110-сильная бензиновая версия, получается, что двигатель 1,6 HDi окупит изначальную разницу в стоимости и начнет приносить реальную экономию уже через 80 000 километров пробега. Хотя по данным производителя, учитывавшего еще и разницу цен при перепродаже, налоги, стоимость шин и страхования, момент окупаемости наступит еще раньше – на 60 000 километре пробега.
Позитивная экономическая составляющая это, конечно, хорошо. Но что Peugeot 408 представляет из себя как автомобиль?
Осенняя Москва осталась где-то далеко позади, а в Геленджике +25 °C и яркое солнце греет все еще по-летнему. Именно поэтому наш экипаж выбрал для тест-драйва 408-й белого цвета.
Белый, по традиции, – единственный бесплатный окрас доступный покупателям Peugeot и, на мой взгляд, доплачивать по 10 000 рублей за любой другой цвет не имеет смысла. Белоснежный 408-й на фоне своих собратьев смотрится ярче всего, да еще и чуть меньше нагревается под палящим южным солнцем. Дизайн седана, а точнее нотчбека – именно так называют седаны с «заваленными» вперед задними стойками крыши – гармоничен, элегантен и.. немного скучен. Облик его навевает устойчивые ассоциации со старыми моделями. Спереди, на мой взгляд, Peugeot 408 уж больно похож на хэтчбек 307-й серии. Похоже, кто-то решил приберечь все визуальные особенности, присущие современной линейке автомобилей Peugeot, для будущего рестайлинга 408-го…
Салон французского седана просто поражает своими размерами. Огромное внутреннее пространство и большой объем багажника являются главными козырями новинки «Пежо». Тканевая обивка сидений, пластик, использованный на торпедо и дверях автомобиля, элементы управления и различные переключатели – все эти детали 408-го будут хорошо знакомы любому человеку, поездившему на других моделях Peugeot. Без жесткой унификации в современном мире невозможно сохранять цены автомобилей на доступном уровне. Передние сиденья седана не многим отличаются от таковых на хэтчбеках Peugeot 308: нижние подушки у них мягкие, а спинки, наоборот, упорно выталкивают сидящего в кресле человека вперед.
А вот на заднем диване можно буквально «развалиться» по-царски – почти что премиум! Только материалы отделки другие и центрального подлокотника не хватает (его не предлагают даже как опцию), зато есть центральные дефлекторы системы вентиляции.
Но не только детали и материалы интерьера объединяют новинку со своими собратьями по конвейеру. Платформу «четыреста восьмой» унаследовал от одного из нынешних бестселлеров Peugeot – кроссовера 3008, только в случае седана ее еще немного удлинили в задней части – на 9 мм. А под капотом тестовых машин обнаруживается старый добрый дизельный двигатель семейства DV6, устанавливающийся помимо Peugeot на различные автомобили таких компаний как Citroen, Ford, MINI, Suzuki, Mazda и Volvo.
Если точнее, на седане «Пежо» установлена модернизированная версия мотора, носящая индекс DV6CM и отличающаяся новой восьмиклапанной головкой блока цилиндров (раньше клапанов было в два раза больше), турбокомпрессором Garrett GT1544V с изменяемой геометрией и отсутствием фильтра твердых частиц.
Если честно, никаких логичных причин для изменения ГБЦ и отказа от шестнадцатиклапанной конфигурации, кроме удешевления конструкции, придумать не удается. А вот фильтр частиц убрали из системы выпуска ради увеличения надежности. Правда, из-за этого мотор теперь удовлетворяет только требованиям «Евро-IV», тогда как в европейской спецификации он соответствует «Евро-V».
По извилистым серпантинам, которыми, словно плющом, увиты все горы в окрестностях Геленджика, дизельный седан ползет вверх с целеустремленностью альпиниста. Правда, приходится все время «подкручивать» мотор, не позволяя стрелке тахометра опуститься ниже отметки 1500 об/мин. Ниже «полутора тысяч» двигатель откровенно не тянет. Зато выше этой планки и вплоть до 4000 об/мин везет на все 254 Нм своего максимального крутящего момента. И все равно по ощущениям динамики автомобилю немного не хватает. С 80 до 120 км/ч автомобиль ускоряется в течение долгих 10 секунд, и при обгонах не получается чувствовать себя уверенно. Примерно к такому же выводу пришли и остальные участники тест-драйва.
Кстати, по характеру двигатель Peugeot скорее похож на бензиновый: он бодро раскручивается до 4500 об/мин и постоянно требует следующей передачи. Усилия к рычагу МКП и педали сцепления нужно прикладывать «гражданские», без проблем справится даже хрупкая девушка, а переключения происходят мягко. В механической трансмиссии, с которой состыкован 1,6-литровый дизель, всего пять ступеней. А «автоматических» версий для дизельного седана вообще не предусмотрено.
На ходу никаких вибраций на руль, как это часто бывает, дизельный мотор не передает. На холостом ходу двигатель 408-го издает негромкое типично дизельное тарахтение, услышать которое можно только находясь снаружи автомобиля, у седана хорошая шумоизоляция.
Простая по конструкции подвеска автомобиля – стойки «МакФерсона» спереди и скручивающаяся балка с пружинами и амортизаторами сзади – по своим возможностям соответствует потенциалу дизельного силового агрегата.
При неспешной эксплуатации автомобиль уверенно «проглатывает» большинство неровностей, чуть покачиваясь в вертикальной плоскости, и обеспечивает высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров. Хотя моему коллеге и напарнику по тест-драйву показалось, что 408-й с избытком передает на руль толчки при проезде неровностей. Но, на мой взгляд, интенсивность этих импульсов находится в пределах разумного.
Еще хотелось бы, чтобы на скорости на руле было немного больше «веса». Зато в чем точно нельзя упрекнуть рулевое управление, так это в недостатке информативности. Даже в предельных режимах отчетливо ощущается, как внешнее к повороту колесо подламывается под нагрузкой и автомобиль в ту же секунду чуть подруливает внутрь поворота, а еще через долю секунды приобретает недостаточную поворачиваемость, то есть ведет себя как типичный переднеприводный автомобиль.
Системы стабилизации у седана нет ни в одной комплектации и даже в качестве опции. Хотя благодаря предсказуемой и спокойной управляемости эта система французскому автомобилю не особенно требуется.
Дисковые тормоза «по кругу» обеспечивают Peugeot 408 надежное замедление, которое легко можно дозировать с помощью упругой педали. Негативные впечатления производит только система АБС, входящая в стандартное оснащение всех французских седанов. Во время резких торможений на асфальте с плохим покрытием, испещренным разнообразными ямками и трещинами, АБС слишком сильно «распускает» тормоза, из-за чего естественным образом увеличивается тормозной путь.
Даже на узких улочках, которыми, словно сеткой, равномерно испещрены прибрежные районы Геленджика, габариты Peugeot не создают проблем. Передний свес очень короткий, что упрощает маневры в ограниченном пространстве, а также парковку впритык. Задний свес, несмотря на огромный багажник, также получился не очень большим. Обзорность, традиционно для большинства моделей Peugeot, у 408-го также отличная. Дорожную обстановку легко отслеживать как через боковые зеркала, так и с помощью большого салонного.
Единственной нашей проблемой на тесных городских дорожках курортного города была навигация Garmin, частенько рекомендовавшая нам повернуть «под кирпич». Для нового «Пежо», впрочем, предусмотрена штатная навигация с мультимедийным дисплеем, включающая также и задние датчики парковки (отдельно их заказать нельзя). Стоит данная опция 37 000 рублей. Но самое главное, у этой системы с картами Navitel будет возможность подключить сервис отслеживания пробок!
Помимо этого для топовой комплектации Allure из опций доступны только легкосплавные 17-дюймовые колеса Melbourne, оценивающиеся в 32 000 рублей. Как раз такие и были установлены на тестовом Peugeot. И сказать по правде, недоверие к красивым колесам, якобы сильно уменьшающим комфорт из-за того, что автомобиль за счет низкопрофильной резины более жестко проезжает неровности, на деле является не более, чем банальным предрассудком.
Только не подумайте, что я призываю покупать топовую версию «Аллюр» с навигацией и красивыми колесами за 803 000 рублей. Как раз наоборот. На мой взгляд, самой востребованной будет модификация со 110-сильным бензиновым двигателем. Только не «мифическая» за 549 000 рублей и без кондиционера, а нормальная, за 577 000 рублей и, естественно, с кондиционером. Или же дизельная, за 637 000 рублей. Да, она стоит чуть дороже, но если вы ездите на машине помногу, то выгоду заметите довольно быстро.
Возможно, новые седаны придутся по вкусу и таксопаркам. Просторный салон, большой багажник, экономичные двигатели и хорошее качество – что еще нужно для уверенной и выгодной перевозки пассажиров?
Сейчас 408-е выпускаются на калужском заводе PSA с 33-процентной локализацией. Среди отечественных комплектующих: обивка и панели салона, шумоизоляция, сиденья, бамперы, колеса с покрышками, выпускная система, задние фары, колесные арки и наружные панели кузова, проводка, бензобак и еще несколько менее значимых позиций.
Конечно, французская компания сделала свою ставку не вслепую. Маркетологи скрупулезно собирали статистические данные. По предварительным оценкам о покупке доступного дизельного автомобиля задумываются 35% потенциальных покупателей Peugeot. Но французы пока что осторожничают – на будущий год планируется продать всего 2000 дизельных седанов Peugeot 408.
Так или иначе, смелый маркетинговый маневр «Пежо», на мой взгляд, достоин, по меньшей мере, уважения. Сегментация, при которой производитель вкладывает деньги не во всякие бесполезные визуальные изыски, а в реальные технологии, позволяющие потенциальным покупателям экономить собственные средства, в наш век встречается не часто.