По словам представителей американского концерна, Opel имеет очень хорошие позиции в Европе, и продажа этого актива фактически означала бы, что GM полностью уходит с рынка Старого Света. Это было бы стратегической ошибкой.
Отказ от сделки совет директоров GM объяснил «улучшением ситуации в бизнесе GM в последние несколько месяцев и важностью Opel/Vauxhall для глобальной стратегии компании». В структуре GM Opel отвечает за разработку малолитражных автомобилей; продав Opel, американская компания лишилась бы этого ключевого сегмента рынка.
Во вторник GM объявила о том, что продажи компании в США выросли впервые за 21 месяц.
Приоритетами при определении судьбы Opel были наиболее стабильный и наименее затратный подход в обеспечении долгосрочного будущего европейского подразделения, говорится в заявлении GM: собственный план реструктуризации Opel/Vauxhall американская компания оценивает в 3 млрд евро.
Предварительная сделка с Magna и Сбербанком заключалась совершенно в других экономических условиях, когда GM готовилась объявить о банкротстве, сказал гендиректор GM Фриц Хендерсон членам совета директоров во вторник. Теперь же GM не отягощена долгами и может провести реструктуризацию Opel самостоятельно, добавил Хендерсон. Совет поручил ему найти человека, который мог бы эффективно управлять европейскими активами.
Magna и Сбербанку, которые были готовы купить 55% акций Opel/Vauxhall за $500 млн, требовалось финансирование в размере 4,5 млрд евро. Предполагалось, что правительства европейских стран, в которых расположены заводы, предоставят госгарантии по кредитам на эту сумму; больше всего обещала Германия, которая уже выделила 1,5 млрд евро на переходный период.
В Германии, где правительство и профсоюзы Opel поддерживали продажу Magna и Сбербанку, на решение GM отреагировали резко. Министр экономики Райнер Брюдерле назвал его совершенно неприемлемым. Правительство ожидает, что GM до 30 ноября вернет бридж-кредит в 1,5 млрд евро, сказал Ульрих Вильхельм, пресс-секретарь канцлера Ангелы Меркель.
С аналогичным заявлением выступил в четверг в Вашингтоне по завершении встреч с членами конгресса США и министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле, который потребовал от американской корпорации General Motors вернуть Берлину промежуточный кредит и обеспечить сохранность рабочих мест на фирме Opel.
Сейчас в распоряжении General Motors имеется $13.6 млрд., которые выданы Федеральной резервной системой, но без санкции Вашингтона эти средства не могут быть использованы для проведения операций за пределами США.
GM планирует ликвидировать на европейских предприятиях Opel около 10 тыс. рабочих мест из примерно 50 тыс. Естественно такие намерения GM уже привели к забастовкам на всех четырех заводах OPEL в Германии.
Кроме того, рабочие провели демонстрацию протеста рядом с головным заводом Opel в Руссельхайме с требованием дать им больше прав по управлению компанией. Они предлагают перерегистрировать компанию в ОАО (сейчас это ООО). В этом случае в OPEL будет сформирован совет директоров, наполовину представленный профсоюзом.
Прокомментировал решение GM и премьер-министр РФ Владимир Путин. «Мы должны будем учитывать такой стиль взаимоотношений с партнерами в будущем», — отметил он, и пообещал, что разрыв сделки, конечно, не скажется на бизнесе GM в России.