Как известно, у Остапа Бендера было около 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Новый супермини Opel Adam тоже готов облегчить наши кошельки, но способов для этого у него в двадцать раз больше.
Первым городом, который покорил Adam, стал Париж, когда в столице мод проходил традиционный осенний автосалон. Тогда публика впервые увидела 13 ярких автомобильчиков, которые, с одной стороны, походили друг на друга как близнецы, с другой – были совершенно разными.
Мы живем в век пресловутой персонализации – достаточно взглянуть вокруг: люди все реже обходятся без татуировок, пирсинга, невероятных причесок и цвета волос, не говоря уже об одежде. Такова реакция на унификацию жизни: одинаковые или типовые офисы, дома, бытовая техника и автомобили.
Opel Adam призван взорвать эту усредненность. Теперь проблема не в том, чтобы выделиться на общем фоне, а в том, чтобы точно понять, чего именно требовать от этого мастера перевоплощения. Причем от ошибок не застрахован никто, даже создатели этого “маленького чуда”. Из разговора с инженером, отвечающим за силовые агрегаты и шасси Adam, я узнал, что он уже заказал машину для жены, но через несколько дней переписал заказ в пользу другого варианта, и, может быть, не в последний раз. Недаром программисты, которые работают над конфигуратором для этой модели, постоянно его совершенствуют. Впервые он заработал прямо на стенде Opel во время автосалона в Болонье в начале декабря. Первые счастливые клиенты имели возможность не только составить виртуальный портрет своего Adam, но и проверить все опции на девяти реальных машинах, которые были представлены на стенде.
Появление Adam в линейке Opel не случайность. В 2012 г. отмечалось 150-летие этой немецкой компании, поэтому новому городскому мини было дано имя основателя бренда. В последние годы марка переживает возрождение – началом преобразования и расширения линейки стала в 2008 г. Insignia. Юбилейный год Opel достойно отметил полностью обновленной гаммой Astra, запуском электрической Ampera, компактного кроссовера Mokka, среднеразмерного кабриолета Cascada и Adam. По оценкам аналитиков, за первое десятилетие нового века А-сегмент вырос примерно на треть, в то же время рынок премиальных субкомпактов (так называемый сегмент “В-Lux”, к которому относят MINI, Audi A1, Citroen DS3) – более чем вдвое. Вот почему Opel не просто входит в сегмент “А”, а выводит на рынок премиальный и задорный мини-кар с множеством уникальных решений.
Это не первый опыт немецкого производителя в особо малом классе – история уходит на полвека назад, когда был начат выпуск 2-дверного седана Kadett длиной всего 3,92 м. Два десятилетия спустя, в 1982 г., вышел 2,62-метровый 3-дверный хэтчбек Corsa, а через год Opel показал необычный концепт Junior. Его облик с обтекаемым кузовом демонстрировал, какими могли бы быть городские компакты 90-х годов. Интересно то, что в интерьере Junior (который разрабатывал тогда еще 27-летний Крис Бэнгл) предлагались смелые проекты индивидуализации – панель приборов была модульной, и по замыслу разработчиков клиенты могли бы конфигурировать приборы по своему усмотрению, устанавливая спидометр, тахометр и часы туда, где им это кажется удобным.
Новый проект, который стартовал в 2009 г. в Рюссельсхайме, поначалу также именовался Junior – в кодовом имени отразилось уважение к автомобилю, названному лучшим концепт-каром 1983 г., и демократичному Opel GT Junior 1971 г. Примечательно, что в прошлые десятилетия люди покупали маленькие машины главным образом из-за низкой цены. В наши дни, когда движение в городах стало очень плотным, такие автомобили выбирают, чтобы облегчить жизнь в каменных джунглях и быть хоть немного непохожими на других.
Даже по манере общения разработчиков с журналистами во время презентации ощущалось, что работа над этим необычным автомобилем доставляла им удовольствие. Необычным получился не только сам Adam, но и названия комплектаций, пакетов опций и даже цветов. Например, неизменно выигрышный для мини-каров ярко-красный назван Red’n’roll, а черный – I’ll be Black.
Итак, конфигурируя Adam, выбирать нужно не комплектацию, а “настроение”: JAM – броский Adam для модниц и модников, GLAM – элегантный и стильный с налетом утонченности, SLAM – самый “мускулистый”, спортивный “малыш” для города. Каждую тему “настроения” можно дополнить одним из шести пакетов. Например, с помощью Twisted Pack легко добавить третий цвет, если выбрана двухцветная окраска кузова, – это могут быть “кляксы” на наружных зеркалах, стойках кузова, цветные наклейки и другие акценты. Среди версий, разумеется, есть и OPC Line.
Кроме того, для Adam предлагается целый спектр аксессуаров, с помощью которых индивидуальность автомобиля можно многократно приумножить. Дизайнеры Opel впервые предложили три типа опций, с помощью которых автомобиль может стать еще более оригинальным, – это обивка потолка с тремя видами печатных рисунков и даже со светодиодным “звездным небом”, накладки на панель приборов с внутренней подсветкой и клипсы на спицы колес. Одних только вариантов дизайна и цвета колес более трех десятков.
Встреча с Adam произошла в аэропорту Лиссабона. Для меня она стала первой, хотя к началу теста известно об этих автомобилях было уже многое. Но недаром говорят, что лучше один раз увидеть. Машинка с первого взгляда подкупает энергичным обликом без мешающих заимствований. И в то же время в ней немало намеков и цитат из дизайнерского “лексикона” Opel. Форма кузова достаточно энергична и при соответствующей подаче даже агрессивна. Неожиданные ассоциации рождает узкая хромированная планка, на которой находится передняя фирменная “молния” – она похожа на усы Сальвадора Дали, а сама передняя часть Adam – на улыбку Джоконды.
Однако пришло время узнать, на что способен наш бело-пурпурный Adam GLAM. Фантазия дизайнеров не обошла даже ключ – его корпус окантован цветом, совпадающим с основным оттенком кузова, и словно намекает на то, что, даже когда вы уходите от автомобиля, его часть остается с вами.
Открываю багажник, чтобы положить единственный небольшой рюкзак, и понимаю, что мне достался вариант с премиальной аудиосистемой Infinity, сабвуфер которой отбирает у 170-литрового багажника добрых 75 л. Приходится откинуть одну из спинок заднего сиденья, пользы в котором, впрочем, немного: даже при очень среднем росте водителя места для ног пассажира позади него практически не остается. Так же как у любой “трехдверки”, боковые двери Adam очень широкие и тяжелые, что доставляет неудобство, когда рядом стоят другие машины.
Поскольку Adam адресован в первую очередь молодой аудитории, одной из основных целей при его создании было предложить доступный автомобиль, который с помощью многочисленных опций можно превратить в настоящий мини-премиум. Но на первом этапе в качестве силового агрегата будут предлагаться только 1,2- и 1,4-литровый атмосферные бензиновые моторы, работающие в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. В дальнейшем ожидаются и другие двигатели, в том числе турбомотор, а также 6-ступенчатая “механика” и “автомат”.
От аэропорта в сторону побережья городка Кашкайш меня вела навигация, “зашитая” в iPhone, подключенный через USB-порт к 7-дюймовому дисплею мультимедийной системы Intellilink – одной из самых продвинутых для автомобилей этого класса. Двигаясь по указаниям навигатора, отмечаешь, что 100-сильный 1,4-литровый мотор отлично справляется со своими задачами и в городской толчее, и на пригородных автомагистралях. Находясь в сверхкомпактном Adam, чувствуешь себя так, будто сидишь в машине обычных размеров – с адекватными ходовыми качествами, достойной шумоизоляцией и управляемостью. Пожалуй, это был первый автомобиль с электроусилителем руля, к характеру которого мне не пришлось привыкать. В городе удобно пользоваться режимом City, облегчающим маневры на парковке.
Традиционным даже для компактных Opel является опционный обогрев руля, который столь уместен в России. В плотном потоке очень удобной показалась система контроля слепых зон – оранжевые символы на зеркалах то и дело предупреждали о спешащих домой португальских водителях. В необычайно яркой комбинации приборов от европейской сдержанности осталась лишь бисерная разметка шкал, а такой яркой подсветки обычно ждешь от японских автомобилей.
К сожалению, наша встреча с Adam была слишком короткой, чтобы оценить все его достоинства, но и этих нескольких часов хватило, чтобы понять, что на небосклоне мини-каров, несомненно, появилась еще одна яркая звезда. Присмотритесь к броскому, “мускулистому” Adam повнимательнее: он может стать по-настоящему вашим автомобилем – как ни один другой.
Серийный выпуск Adam стартовал в немецком Айзенахе в начале января, и новинка уже появилась в салонах европейских дилеров. Цены на автомобиль в Германии стартуют с 11 500 евро. В России Opel Adam можно ждать к началу весны, к тому же времени будут определены и цены.
Дизайнер Штефан Арндт рассказал об интересном решении, которое было найдено, когда стало ясно, что значительная часть Opel Adam станет продаваться с двухцветной окраской кузова. Поскольку отделить крышу от кузова физически невозможно, это сделали при помощи хромированного молдинга, проходящего от передней стойки к задней, но не доходящего до ее основания – в результате крыша как будто парит над автомобилем, а в “разрыве” на задней стойке находится шильдик “Adam”. Дизайнеры компании говорят: “Мы как бы надели на Adam модную кепку с характерным изгибом на “затылке”.
Технические характеристики OPEL ADAM GLAM 1.4 ecoFLEX | |
---|---|
Габариты, мм | 3698х1720х1484 |
Колесная база, мм | 2311 |
Объем багажника, л | 170 |
Снаряженная масса, кг | 1120 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1398 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 100/6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 130/4000 |
Привод | передний |
Трансмиссия | механическая 5-ступенчатая |
Макс. скорость, км/ч | 185 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 11,5 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 5,1 |
Объем бака, л | 38 |