Ходы подвески скромны. Уже в таком положении внедорожник отказывается продолжать движение «Приключения? Вы готовы к ним в любой момент!» - гласит рекламный слоган Nissan. В правдивости этих слов мы смогли лично убедиться, проведя несколько дней в компании обновленного X-Trail.
X-Trail – автомобиль на российском рынке известный и, можно сказать, заслуженный. За более чем 10 лет производства сменилось всего два поколения этой модели. Да и то, прежде чем выпустить второе, компания Nissan устроила масштабный опрос среди поклонников X-Trail о том, что бы они хотели видеть в новинке. Судя по последующему росту продаж, такой подход себя полностью оправдал.
Рецепт успеха от Nissan относительно прост: «классика в современном исполнении». X-Trail характеризуется сдержанностью в дизайне при обилии электронных систем и четким позиционированием на рынке в качестве «внедорожника для приключений». Да, да, по заверениям компании, это полноценный «проходимец», даже несмотря на общую платформу с исключительно городским кроссовером Qashqai! Звучит несколько самоуверенно, но не будем делать поспешных выводов.
Что же понимают в компании Nissan под словосочетанием «для приключений»? Очевидно, автомобиль для дальних путешествий, одинаково комфортный при передвижении по всем типам дорог. За такой суховатой формулировкой скрываются интересные решения как в технической части, так и в салоне. С последнего и начнем.
Рецепт успеха от Nissan относительно прост: «классика в современном исполнении».
Комфорт для всех
Конечно, оценивать внутреннее пространство автомобиля исключительно с позиции любителя, скажем, горных лыж или «палаточного» отдыха на природе не совсем верно. Все-таки целевая аудитория X-Trail в нашей стране гораздо шире. Однако Nissan сделал буквально все, чтобы не разочаровать именно эту категорию покупателей.
Первое, что наводит на такие размышления – багажное отделение. Самая главная особенность здесь – трехуровневый пол. В самом низу расположено запасное колесо и комплект инструментов. «Второй этаж» представляет собой невысокую нишу и длинный выдвижной ящик с переставляемыми разделительными перегородками. Доступ к этим емкостям осуществляется с торца и остается открытым даже при полностью загруженном багажнике. Очень удобно для некрупного груза, который в обычном багажнике часто почему-то оказывается завален более габаритными и тяжелыми вещами.
Основной объем насчитывает чуть больше 600 литров в пятиместном варианте и может быть легко увеличен до 1773 л путем складывания заднего ряда сидений. Получившаяся площадка при этом будет абсолютно ровной.
В багажнике не увидишь привычного ворсового покрытия, здесь применен исключительно практичный, легко моющийся и устойчивый к царапинам пластик. Специальные продольные выштамповки облегчат перемещение коробок или тяжелых предметов. Спинка дивана разделена в пропорции 40/20/40, то есть, сложив только среднюю, самую маленькую секцию, можно получить «коридор» длиной 1740 мм, удобный для перевозки длинномеров. Во всяком случае, горные лыжи влезут как раз.
Конечно, предусмотрены и дополнительная розетка на 12V, и многочисленные лампы подсветки. Словом, разработчики явно уделили «комфорту» багажа не меньше времени и сил, чем удобству водителя и пассажиров.
Самая главная особенность багажника – трехуровневый пол с выдвижным ящиком-«трансформером».
А с этим у X-Trail все обстоит ничуть не хуже. Салон достаточно просторен, чтобы разместить пятерых, и при этом никто не почувствует недостатка пространства ни по ширине, ни по длине. Конечно, при наличии третьего пассажира сзади станут недоступны центральный подлокотник и подстаканники, выдвигающиеся из бокса между передними сиденьями. Зато регулируемый наклон спинки дивана и электроподогрев сиденья добавят комфорта задним пассажирам.
Водителю и пассажиру спереди тоже грех жаловаться. Кресла спректированы с явным намеком на комфорт при езде на дальние расстояния: они в меру широкие и мягкие, кроме того обладают расширенным набором электрорегулировок. Лишь поясничный подпор в кресле водителя регулируется не слишком удачно расположенным механическим рычажком. Он находится на правом боку спинки и чтобы им воспользоваться, приходится неестественно выгибать руку и кисть. Впрочем, пользоваться им приходится нечасто.
Кому-то может не понравиться и невозможность принять «полулежачую» позу за рулем – сиденья просто не опустятся слишком низко. Но, на мой взгляд, это не выглядит недостатком на внедорожнике, где вертикальная посадка гораздо логичнее и удобнее.
Конечно, автомобиль для путешествий не может обойтись без множества полочек, ниш и подстаканников. Перечисление всех полезных емкостей салона X-Trail заняло бы не одну страницу. Чего стоит один только «перчаточный» ящик с функцией подогрева или охлаждения объемом 13 л!
В качестве дополнительной приятной опции выступает действительно огромный, в половину крыши, стеклянный люк. Он полностью сдвигается электроприводом, так что водитель и пассажиры могут насладиться практически «кабриолетным» единением с природой.
В целом салон произвел впечатление «по-японски» продуманного, эргономичного и очень утилитарного в хорошем смысле этого слова. В X-Trail удачно совмещены качества «автомобиля для водителя», «автомобиля для пассажиров» и «автомобиля для багажа».
Салон достаточно просторен, чтобы разместить пятерых, и при этом никто не почувствует недостатка пространства ни по ширине, ни по длине.
Стабильность – признак мастерства
Каким образом можно выявить все достоинства и недостатки такого автомобиля? Конечно отправиться на нем в путешествие, пусть и небольшое. Так мы и поступили. Багажник запросто вместил все туристическое снаряжение на четырех человек, 65-литровый бак заправлен «под завязку», и X-Trail бодро покатил в сторону известного каждому любителю «дикого» отдыха озера Селигер.
Сразу же показалась очень кстати встроенная навигационная система Nissan с большим и ярким сенсорным дисплеем, которой был оборудован доставшийся нам на тест автомобиль. Но лишь на первый взгляд. Красная стрелка курсора четко обозначала наше местоположение в городе и ближайших окрестностях, но стоило съехать с оживленной магистрали на второстепенные дороги, как информативность картографии резко упала. Оказалось, что даже такой крупный город, как Осташков, системе неизвестен. К сожалению, возможность загрузки более подробных карт или каких-либо сторонних программ не предусмотрена. Потому все же лучше оставить стандартную «навигацию» для хитросплетений московских улиц или для перемещения между крупными городами.
На трассе внедорожник ведет себя великолепно. 169 л.с. бензинового двигателя позволяют уверенно держать комфортную крейсерскую скорость в 100-120 км/ч и при необходимости резво разгоняться для обгонов. Максимальный крутящий момент в 233 Нм достигается при 4400 об/мин. То есть, для интенсивного ускорения мотор все же нужно крутить. Впрочем, не «до звона». Да и 2,5 литра рабочего объема дают о себе знать – на «низах» двигатель тоже не «вянет», приемлемый разгон начинается уже с 1800-2000 об/мин. Это означает, что и в городе передвигаться на X-Trail будет комфортно: внедорожник чуть «задумывается» при старте с места, но уверенно и ровно ускоряется с 20-30 км/ч. Паспортное значение разгона (чуть больше 10 секунд до 100 км/ч) – на наш взгляд, не пустые слова, и при желании в большинстве случаев можно не напрягаясь опережать поток.
При всем этом мотор еще и не слишком прожорлив: для спокойного передвижения по шоссе понадобится около 9 л топлива на 100 км пробега, а городской трафик прибавит к этой цифре около двух литров.
169 л.с. бензинового двигателя на трассе позволяют уверенно держать комфортную крейсерскую скорость в 100-120 км/ч и при необходимости резво разгоняться для обгонов.
Отлично справляется со своими обязанностями бесступенчатый вариатор CVT. На нажатие педали акселератора реагирует вполне шустро, а про плавность работы говорить и вовсе излишне – привычных передач тут нет. Вот только тормозит двигателем X-Trail совсем неохотно. На асфальте такая особенность не очень заметна – в городском режиме просто чаще приходится пользоваться педалью тормоза, а вот на пересеченной местности с ее частыми спусками это может оказаться явным недостатком. Кстати, с тормозами здесь все так же в полном порядке – дисковые вентилируемые на обеих осях уверенно останавливают двухтонный внедорожник.
Отдельных хвалебных слов заслуживает шумоизоляция X-Trail. Несмотря на общую «квадратность» силуэта кузова, аэродинамических шумов не слышно вовсе, равно как и чрезмерно навязчивого звука двигателя или шин. На скорости в 120 км/ч можно совершенно не повышая голоса общаться и слушать музыку из очень достойной по качеству звучания системы Bose.
Подвеска автомобиля с одной стороны, показала себя очень энергоемкой. Все неровности загородных дорог она «глотает» превосходно, как и подобает настоящему внедорожнику. С другой стороны, крены в поворотах ощутимы и не располагают к агрессивному прохождению виражей. Правда, это вопрос, скорее, психологического дискомфорта – в целом управляемость на очень высоком уровне. Электроусилитель делает руль в меру легким, но при этом нет и недостатка информативности. «По умолчанию» автомобиль переднеприводный, потому ему присущи все соответствующие «повадки». Если в повороте на асфальте переборщить со скоростью, передняя ось начнет плавно скользить наружу поворота, пока в действие не вступит система ESP. Активному водителю наверняка покажется, что электронный «помощник» подключается рановато, но не будем забывать, что это не спорт-кар, и основная задача X-Trail – безопасно довезти пассажиров до места назначения. Примерно так же можно охарактеризовать и работу ABS: на скользких поверхностях она, может, и перестраховывается, вступая в работу как бы заранее, но это не мешает, а лишь вселяет дополнительную уверенность.
В режиме 4х4Auto внедорожник также будет переднеприводным ровно до тех пор, пока одно из передних колес не начнет пробуксовывать. В этом случае автоматически произойдет перераспределение крутящего момента – до 50% мощности может быть отдано на заднюю ось. На первый взгляд, это несомненный плюс, такая система добавит уверенности и на заснеженной дороге, и на проселочной дороге. Однако, при активной езде по асфальту может оказать «медвежью услугу»: резкое подключение задней оси при вполне прогнозируемом плавном сносе передней в повороте может оказаться неожиданным для водителя.
Подвеска автомобиля показала себя очень энергоемкой. Все неровности загородных дорог она «глотает» превосходно, как и подобает настоящему внедорожнику.
Под опекой электроники
Более 400 км пролетели практически незаметно и вот уже мы в предвкушении красот озера съезжаем с шоссе на грунтовую дорогу, ведущую через лесополосу. С погодой «везет» – всю дорогу идет дождь, так что испытание для X-Trail получится полноценное.
Самое время перевести вращающийся регулятор в положение 4x4Lock – в этом случае задние колеса не станут дожидаться, пока начнут проскальзывать передние, а будут подключены постоянно. Понижающего ряда в трансмиссии нет, потому вся надежда на электронные системы и тягу двигателя. Необходимо также и помнить о скоростном ограничении – по достижении 40 км/ч электроника автоматически разблокирует межосевую муфту.
С первых же метров по глинистому проселку начинает моргать контрольная лампа ESP – умный электронный комплекс под названием All Mode 4x4i борется с пробуксовкой. Что ж, на такой почве это на самом деле актуально. В виде эксперимента пробуем отключить ESP кнопкой на приборной панели. Поведение автомобиля практически не меняется: пробуксовка теперь возможна, но в разумных пределах – полностью избавиться от контроля системы не удается. Внедорожник уверенно ползет вперед.
В положении 4x4Lock задние колеса не станут дожидаться, пока начнут проскальзывать передние, а будут подключены постоянно. К сожалению, понижающего ряда в трансмиссии нет.
Маневры среди деревьев (а впрочем, и в «городских джунглях» тоже), проблем на X-Trail не вызовут. Радиус разворота не самый маленький (чуть больше 11 метров), но габариты автомобиля прекрасно контролируются благодаря высокой посадке, большим зеркалам и плоскому капоту, а руль делает три оборота от упора до упора. При движении назад водитель обязательно оценит и оригинальную камеру заднего вида, совмещенную с парковочным радаром. Собственно, привычного «парктроника» на внедорожнике нет вообще, а его функции возложены на разноцветные полосы-индикаторы, появляющиеся на центральном дисплее прямо поверх изображения с камеры. Удобно, но все же не хватает привычной звуковой сигнализации расстояния до объекта – приходится постоянно следить за монитором. Здесь же применено и другое интересное решение: вслед за поворотом руля система отобразит на экране и предполагаемую траекторию движения задним ходом. Это позволяет двигаться назад буквально «по приборам».
Начавшаяся низина позволила оценить и другого «помощника» – активную систему торможения на спусках. Ее можно подключить только в режиме 4x4Lock и на скорости до 25 км/ч. Оказалось, что в случае с X-Trail она просто необходима. Внедорожник тормозит двигателем очень неохотно и дискомфорт от этого вдвойне ощущается на бездорожье. А с Hill Descent Control такую особенность перестаешь замечать. Все, что нужно – отпустить педаль тормоза на спуске, а система уже самостоятельно решит, с какой силой и какое колесо притормозить. При этом электроника вовремя определит начало спуска, так что неконтролируемого разгона в начале уклона с последующим резким торможением не происходит.
Достаточными можно признать и углы въезда и съезда (29 и 23 градуса соответственно). Да, воображение не поражает, но для неэкстремальных задач вполне приемлемо и позволяет не повредить бампера.
В общем, на скользком грунте и холмистых участках X-Trail показал себя действительно внедорожником. Даже шины с откровенно шоссейным рисунком протектора не помешали вполне уверенно преодолеть сложный участок.
Однако, мы недолго ликовали. Конечно, клиренс в 210 мм ни в коем случае не назовешь недостаточным, однако и его порой катастрофически не хватает на отечественных «направлениях»… Главный враг автомобилей с независимой подвеской всех колес – колея. Памятуя об этом, мы старательно объезжали все затопленные водой «траншеи» (иначе и не скажешь) от более подготовленных полноприводных собратьев. И в один прекрасный момент абсолютно неожиданно застряли в совершенно безобидном на первый взгляд месте. Передние колеса упали в старую, заросшую травой колею, колеса в попытках выкатиться назад моментально выкопали себе гладкие лунки, и хотя «на брюхо» автомобиль не сел, сцепных свойств шин уже не хватало, чтобы выбраться из ловушки. Конечно, благодаря стараниям экипажа под колесами тут же заняли свои места найденные неподалеку доски и ветки. Сцепление с твердой поверхностью было восстановлено, однако автомобиль не спешил покидать насиженное место. Электроника начала ограничивать пробуксовку: как бы я ни нажимал на газ, и какие бы режимы трансмиссии не выбирал, результат один – обороты двигателя не растут и колеса попросту не крутятся. В итоге, для того, чтобы продолжить путь, нам пришлось изрядно поработать лопатой и домкратом, вывешивая по очереди каждое колесо и закапывая яму под ним.
Передние колеса попали в заросшую травой колею, колеса в попытках выкатиться назад моментально выкопали себе гладкие лунки, и хотя «на брюхо» автомобиль не сел, сцепных свойств шин уже не хватало, чтобы выбраться из ловушки.
Слабым местом внедорожника стоит признать и ходы подвески. Они невелики, и диагональное вывешивание при преодолении канав или резких перегибов местности наступает рановато. При этом автомобиль, несмотря на имитацию межколесных блокировок, ехать вперед отказывается. Благо, практически всегда остается возможность выехать назад и попробовать иной угол преодоления препятствия.
Что ж, абсолютным триумфом выезд на берег озера не завершился, но и фиаско мы не потерпели. Наши «внедорожные упражнения» доказали, что для X-Trail бездорожье в разумных пределах вполне преодолимо, но «проходимцем» с большой буквы он все же не является.
Возьму на себя смелость предположить, что X-Trail все же зря поставили в один ряд с внедорожниками. Нет, дело не в проходимости, как раз она-то вполне «на уровне», если кроме электроники «подключать» и голову. Но это не полноразмерный суровый «проходимец», и в то же время не типичный полноприводный «городской житель»-кроссовер. X-Trail находится между ними. Ниссановцы правы на сто процентов – это именно автомобиль для приключений! Впору изменять классификацию модельного ряда и вводить новый тип, что-нибудь вроде LAV (light adventure vehicle).
- Автор
- Евгений Загатин, корреспондент журнала "MotorPage"
- Издание
- MotorPage.Ru
- Фото
- Фото автора