На дорогах Греции, где проходил тест-драйв “X-Trail”, новый ниссановский компактный внедорожник не вызвал ажиотажного любопытства у местных автолюбителей. Полагаю, по очень простой причине: при мимолетной встрече на шоссе его легко принять за предшественника (сходство не стопроцентное, но несомненное). Да и на парковке надо приглядеться, чтобы понять, что перед тобой – иная машина, чем прежде: более крупная и солидная, с узнаваемым, но все же изменившимся дизайном… Между тем у “X-Trail” не только увеличились размеры – он эволюционировал во всех отношениях.
СЛОВО “эволюция” первыми произнесли не журналисты – его ненавязчиво акцентировали представители японской компании. Дело, по их рассказам, было так. При разработке нового “XTrail” они поинтересовались у покупателей прежней модели: что в ней, дескать, можно или надо бы изменить? На что те, натурально, в один голос заявили: ничего менять не надо, все и так очень хорошо. Эту приятную для корпоративного самолюбия историю ниссановцы повторяли на все лады. Больше того (цитируем по пресс-релизу), “опросы наших клиентов показали, что вносить какие-либо изменения в концепцию “X-Trail” нам придется на собственный страх и риск”. В “Nissan” все же решили рискнуть. Они (еще одна цитата) “просто взяли за основу успешную модель и постарались улучшить ее во всех возможных направлениях”. Действительно, очень просто…
ПРОХОЖДЕНИЕ любого в меру крутого поворота сопровождалось шуршанием и сдвоенным стуком в багажном отделении. Это мой чемодан и сумка напарника ездили от борта к борту по хваленому “специальному нескользкому” покрытию. Тут ниссановцы в описании машины явно увлеклись, выдавая желаемое за действительное. Рекомендую будущим владельцам “X-Trail” обзавестись сеткой или каким-то иным приспособлением для закрепления поклажи.
– Нет, так жить нельзя, – сказал коллега, останавливаясь у обочины. – Давай переложим вещи в салон.
Я полностью одобрил эту идею. Хотя обидно, честное слово, – ведь сам по себе багажник весьма просторный: при сложенных задних сиденьях его объем, по уверениям японцев, достигает 1.773 л. Это немногим меньше, чем грузовой отсек у развозных фургончиков. А если второй ряд кресел не трогать – больше 600 л. У нас просто не было достаточного количества поклажи, чтобы его заполнить.
Увеличился не только багажник – компактный внедорожник, построенный на новой платформе (той же, что и кроссовер “Qashqai”), подрос по всем габаритам. Сохранив во внешности общий стиль предшественника, нынешний “X-Trail” превосходит его по длине, высоте, колесной базе. Соответственно, на задних креслах не будет слишком тесно трем седокам…
Впрочем, я немного прокатился на среднем месте – удовольствие так себе, хотя соседей по бокам не было. А вот двое сзади разместятся с полным комфортом.
В багажнике два пола: настоящий, а выше фальшивый (он съемный), под которым скрываются два узких отделения – одно из них выдвигается, как ящик письменного стола, и вдобавок делится на отсеки для всякой мелочевки. Такой вот органайзер.
В салоне тоже хватает всяческих “бардачков”, тайничков, ниш и подстаканников. Особенно – подстаканников. Их здесь шесть, причем четыре (по паре для передних и задних седоков) соединены с воздуховодами и могут охлаждать или подогревать напитки. Хоть устраивай семейное чаепитие. Вообще ниссановцы скрупулезно подсчитали, что всего в салоне предусмотрены места для 37 банок с напитками. Столько газировки у нас с собой не было – пришлось поверить на слово...
В таком ракурсе отличия нового “X-Trail” от предшественника становятся заметнее. Особенно выделяются изменившиеся очертания задних боковых окон.
Интерьер изменился кардинально: панель приборов теперь находится на привычном месте, за рулевым колесом.
– КАК ТЕБЕ новая приборная панель? – первым делом спросил после тестдрайва мой приятель – владелец “X-Trail” прежнего образца.
– Панель как панель, удобная, – тут до меня с запозданием дошел смысл вопроса: – Ты насчет расположения? Мне кажется, стало лучше – теперь все перед глазами.
У модели-предшественницы комбинация приборов размещена по центру торпедо. Решение спорное. Сколько угодно убеждайте, что, мол, так – наискосок – взгляду удобнее перебегать с дороги на циферблаты и обратно, но мне это кажется чисто дизайнерским изыском. По крайней мере человеку, годами ездившему на машинах с традиционным расположением приборной доски, сложно (да и надо ли?) привыкать к подобным новациям. Поэтому лично я вполне одобряю решение ниссановцев переместить приборы нового “X-Trail” на привычное место – за рулевое колесо. И полагаю, со мной согласятся многие поклонники “Nissan”.
Собственно, это самое заметное изменение в салоне. Еще улучшились материалы отделки и длиннее (почти на 9 см) стал люк в потолке: теперь небо открыто и над головами задних пассажиров.
Но меня как водителя больше интересовал круглый селектор на центральной консоли – с его помощью устанавливается режим работы фирменной системы “All Mode-i 4x4”. Проще говоря, вы выбираете, на каком приводе ехать автомобилю: на переднем или на полном, либо (в условиях бездорожья) с блокировкой межосевого дифференциала.
Люк увеличился в размерах – задние пассажиры могут видеть небо над головой.
В салоне приличное количество “бардачков” и ниш.
По умолчанию выставлен режим автоматического полного привода. То есть едете, ни о чем не беспокоясь, и вам не обязательно знать, что “All Mode-i 4x4” трудится, как пчелка, непрестанно принимая показания датчиков и оптимально реагируя на изменения скорости, дорожного покрытия, степени сцепления колес с трассой и т.д. – проще говоря, не позволяя машине рыскать, уходить в занос, буксовать… При этом посредством электронной муфты соответствующим образом меняется распределение тяги между передними и задними колесами – вплоть до соотношения 50:50. Больше того, электроника вдобавок прогнозирует (с учетом крутящего момента и того, как сильно вы давите педаль газа) риск проскальзывания передних колес. И во избежание такового превентивно перекидывает часть тяги на заднюю ось.
В результате всей этой незримой для мира работы электроники компактный джип стоит на дороге как влитой и позволяет даже “чайнику” чувствовать себя уверенно, а может, и гордиться своей водительской сноровкой.
Все сказанное отнюдь не означает, что азартному автомобилисту за рулем “X-Trail” делать нечего. Автомобиль вполне динамичен и вовсе не прочь прокатиться с ветерком. Это относится не только к джипу с шестиступенчатой “механикой”, но и к версии с вариатором, умеющим имитировать шесть фиксированных передач.
Кстати, вариатор в новом “X-Trail” – тоже себе на уме. Переключая скорости в ручном режиме, я на запруженных транспортом улицах города Янины дошел (все больше удивляясь такой покладистости трансмиссии) до шестой передачи – это при скорости 20-25 км/ч! Возникло сильное подозрение, что вариатор просто дал мне развлечься, якобы выбирая передачи, а сам работает независимо от этого баловства. Позже, в разговоре с представителями “Nissan”, выяснилось, что так оно и есть. Своеобразная “защита от дурака”: вариатор не позволяет насиловать двигатель из-за случайных ошибок при переключении в ручном режиме.
Задние кресла могут складываться в пропорции 40:20:40.
Подстаканники способны охлаждать или нагревать напитки.
Где данный режим нам действительно пригодился, так это в горах, на извилистом серпантине. Напарник, сидевший за рулем, решил “оторваться” по мере всех возможностей, которые предоставляет новый “X-Trail”, а возможностей оказалось немало.
Итак, селектор “All Mode-i 4x4” переведен в положение “передний привод”, система динамической стабилизации ESP отключена (на то есть специальная кнопка) – и вперед!
Серпантины в этой части Греции изрядно смахивают на кардиограмму больного в предынфарктном состоянии. Нередко встречаются предупреждающие знаки, на которых изображено нечто вроде колбы с узким горлышком: это не химическая посуда нарисована, а конфигурация поворота, в который вы входите. Так вот, “X-Trail” ввинчивается в эти виражи, словно шуруп в дерево; он лихо оттормаживается перед поворотом с приличной скорости и с той же готовностью вновь набирает ход, устремляясь к следующей “колбе”. Мотор подвывает, колеса пищат – бездна удовольствия… для того, кто сидит за рулем. Расплачиваются за это безвинные пассажиры, которых автомобиль в отместку швыряет в креслах из стороны в сторону и норовит удушить ремнями безопасности. – Никогда! – сказал я внушительно, вылезая в конце пути из машины и борясь с тошнотой. – Никогда не пытайся прокатить так свою жену! Если не хочешь, чтобы она выгнала тебя из дому…
Я, разумеется, тоже не упустил случая промчаться по серпантину в хорошем темпе, но – без лишнего экстрима. И получил немалое удовольствие от четкого и послушного поведения “X-Trail”.
Спинка среднего сиденья превращается в подлокотник.
Под фальшполом скрываются еще два отделения для вещей, причем одно из них – выдвижное.
…Между прочим, в этом репортаже я пропустил ровно две трети нашей поездки. Дело в том, что новый ниссановский внедорожник комплектуется четырьмя двигателями – двумя бензиновыми и парой дизельных. Нам дали опробовать одну из первых версий и обе вторых. Но дизельные модификации официально в Россию поставляться не будут (прежний “X-Trail” с дизелем имел у нас неважный спрос), а потому рассказывать о них здесь резона нет. Что касается бензиновых моторов, то за рамками тест-драйва осталась новая “четверка” рабочим объемом 2 л (140 л.с.) – уже знакомая по ниссановскому кроссоверу “Qashqai”. А под капотом нашего компактного внедорожника стоял 2,5-литровый двигатель, выдающий 169 сил. Собственно, таким же снабжался и предшественник, но для нового “X-Trail” мотор модифицировали. Он стал мощнее и способен разогнать автомобиль до 100 км/ч за 9,8 с, а максимально развивает до 194 км/ч. Правда, по нашему опыту могу сказать, что при скорости около 120 км/ч 2,5-литровый “X-Trail” не слишком охотно идет на обгон. Ну так он и не тщится притвориться спорткаром. Зато, например, с “сотни” опережает тихоходов вполне уверенно.
У нового “X-Trail” появилась функция помощи водителю на спусках.
Селектором задается режим езды – на полном или переднем приводе.
КОГДА асфальт кончился, я привычно съехидничал насчет “причесанного” европейского “off-road”. Не без доли снобизма, простительной автолюбителям, повидавшим истинное бездорожье Камчатки и других столь же удаленных от цивилизации краев. Ну разбитая грунтовка, ну мелкий ручей, ну грязевые “ванны”… И это все, на что способен новый “X-Trail”, который представители компании принципиально называют не кроссовером, а исключительно – компактным внедорожником?!
Скептические вопросы отпали при виде полигона, обустроенного ниссановцами в небольшой горной долине. Здесь было все, чтобы автомобиль мог продемонстрировать свои способности справляться с диагональным вывешиванием колес, преодолевать крутые склоны (в том числе двигаясь параллельно гребню), пробираться по завалам больших острых камней и так далее, и тому подобное.
Совсем не похоже на дорогу к подмосковной даче. Когда смотришь на эти ужасы из пассажирского кресла, повиснув рядом с инструктором на ремнях безопасности, сердце порой екает. Когда расправляешься с препятствиями сам, сидя за рулем, – получаешь ничем не омраченное удовольствие. Я проделал этот маршрут два раза, а потом сделал еще один кружок на закуску.
Честно скажу, на собственном “X-Trail” на такие бугры и ямы не полез бы, но внедорожнику этот экзамен, кажется, пришелся по вкусу. Благо селектором “All Mode-i 4x4” можно заблокировать соотношение тяги между осями в позиции 50:50 (при наборе 40 км/ч блокировка автоматически убирается) – простенько, но “самое то”, что требуется для внедорожной езды. А кроме того, у нового автомобиля появились такие полезные функции, как USS (Uphill Start Support) – система, удерживающая машину от скатывания, когда она трогается с места на подъеме, и DDS (Downhill Drive Support) – помощь на спуске. Включаешь ее кнопкой, отпускаешь педали – и внедорожник самостоятельно спускается с крутого склона. Такие системы – не новость, но тем более логично, что DDS появилась у столь популярной модели, как “Nissan X-Trail”. Извините, оговорился: популярным был его предшественник. Впрочем, новичку ничто не мешает добиться такого же успеха и даже превзойти его.
Краткая техническая характеристика “Nissan X-Trail” | ||
2.0 | 2.5 | |
Габаритные размеры, см | 463х178,5х177 | |
Снаряженная масса, кг | 1.482 (1.514) | 1.544 (1.599) |
Двигатель | 4-цил., бензиновый, 2 л | 4-цил., бензиновый, 2,5 л |
Мощность | 141 л.с. при 6.000 об/мин | 169 л.с. при 6.000 об/мин |
Крутящий момент | 196 Нм при 4.800 об/мин | 233 Нм при 4.400 об/мин |
Коробка передач | 6-ступ., механическая (вариатор) | |
Тип привода | полный, подключаемый | |
Максимальная скорость, км/ч | 184 (172) | 194 (185) |
Разгон 0-100 км/ч, с | 11,1 (11,9) | 9,8 (10,3) |
Средний расход топлива, л/100 км | 8,7 (8,5) | 9,6 (9,3) |
Запас топлива, л | 65 |