Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport, выпуск которого начался в 2008 году, в 2013-м претерпел небольшой рестайлинг. Еще одна новость – производство обновленной версии по полному сборочному циклу началось на калужском предприятии «ПСМА Рус». Вблизи места сборки и состоялось наше знакомство с этим автомобилем
Рестайлинговая версия отличается от прежней незначительно. Основные внешние изменения - новый передний бампер со вставкой, имитирующей внедорожную защиту, решетка радиатора в фирменном стиле Mitsubishi, новые наружные зеркала заднего вида со встроенными повторителями сигналов поворота, а также слегка видоизмененные задние фонари. В салоне появились сиденья нового дизайна, карбоновые вставки на панели приборов, а главное – новая мультимедиасистема, в дорогих комплектациях Intense и Ultimate транслирующая изображение с камеры заднего вида, а также предлагающая систему навигации.
Технически Pajero Sport не изменился: система полного привода Super Select 4WD, возможность блокировки межосевого и заднего межколесного дифференциалов, а также независимая торсионная передняя подвеска и зависимая задняя с неразрезным мостом остались прежними. Вообще модель, выпускаемая с 1996 года, весьма успешно защищает честь «старой гвардии» рамных среднеразмерных внедорожников и, судя по всему, не намерена перерождаться в кроссовер, как нынче модно. И это здорово! Для тех, кто сомневается, имеет ли смысл сегодня придерживаться «олдскульной» конструкции, сообщим статистические данные: около 60 процентов покупателей Pajero Sport выбирают этот автомобиль за «соответствие» российским дорогам.
Итак, в нашем распоряжении – два дня, чтобы проверить, соответствует или нет… Причем, не только дорогам. Перед стартом добавим только об изменениях в цене разных версий этого автомобиля. Нет, несмотря на обновления, он не подорожал – напротив, подешевел! Базовая версия автомобиля с 2,5-литровым 178-сильным дизельным двигателем и механической коробкой передач «сбросила» 20 тысяч рублей и теперь оценивается в 1 319 000 рублей. Все остальные модификации стали дешевле на 30 тысяч рублей. Кроме того, дилеры назначили скидки в 40-50 тысяч рублей на дорестайлинговые машины – спешите, может быть, где-то они еще остались.
Тест-драйв начинается с 200-километрового шоссейного участка. Наш путь лежит в Калугу, затем в райцентр Кондрово. Условно делим трассу на три участка, по числу членов нашего экипажа. Таким образом, каждому предстоит проехать примерно 70 км.
Я второй в очереди, поэтому могу на время расслабиться и повнимательнее осмотреть интерьер. Честно признаюсь: лично мне все внедорожные Mitsubishi, за исключением флагманского Pajero, кажутся тесноватыми. Pajero Sport и снаружи кажется немного «сжатым» с боков, и это отражается на салоне. Много «жесткого пластика»? А вот это, по-моему, совсем не беда, тем более что состыкованы все панели отлично, и на ходу детали салона не издают ни звука. Кстати, в этой поездке мне выпала возможность ненадолго оказаться в салоне старшего Pajero: он показался гораздо более «говорливым».
«Архитектура» торпедо осталась фактически прежней, но экран мультимедиасистемы – новый, имеющий более высокое разрешение (WVGA 800х480 точек вместо прежнего WQVGA 480х234). Карта читается на нем великолепно, а главное – отлично отражает местность. Неудивительно, в систему ведь заложены детальные карты Москвы, Санкт-Петербурга, соответствующих областей, а также Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода и Новосибирска. А вообще система «знакома» примерно с 80-ю городами и более чем 25-ю областями и регионами. Увы, в этот список не попадают Калуга и область. Впрочем, организаторы снабдили нас дополнительными навигаторами с заложенными в них маршрутами. Так что штатную систему можно переключить на «музыку» и послушать радио, либо подключить USB-носитель к разъему в бардачке.
70 километров пролетают незаметно, и я занимаю место за рулем. И сразу же отмечаю, что регулировка кресла так же вызывает вопросы, как и в обновленной модели Outlander. Спинка не желает устанавливаться максимально близко к вертикали, чтобы добиться этого, приходится опускать переднюю часть подушки. Вдобавок руль оказывается низковат, даже если поднять его максимально вверх. Нет, приборы он не перекрывает ни в малейшей степени. Но комфорт расположения за рулем, на мой взгляд, оставляет желать…
Достаточен и обзор через ветровое стекло – но именно достаточен, не более. Стекло чуть узковато. Зато какие роскошные наружные зеркала – они просто огромные! Насколько помню, когда приходилось маневрировать задним ходом, никто из нашего экипажа практически не обращал внимания на трансляцию изображения с камеры заднего вида – все пользовались зеркалами.
Поехали? Трехлитровая 222-сильная бензиновая версия уверенно берет разгон. При интенсивном ускорении передачи пятидиапазонного «автомата» переключаются примерно при 4000-5000 об/мин. Обгоны не вызвают никаких затруднений: для дополнительного ускорения втапливаем педаль «газа» в пол, и автомат мгновенно сбрасывает передачу, а то и две. Шума – немало, но динамики не занимать. Ручной режим доступен, но на шоссе почти не имеет смысла: коробка отлично знает, какая передача уместна в конкретный момент, и успешно подлаживается под стиль вождения.
На скоростной прямой автомобиль слегка рыскает, но активного подруливания не требует. Курсовую устойчивость можно оценить на четверку с плюсом. Это – заслуга большой колесной базы, ее длинна 2800 мм. Подавляющее большинство близких по размерам кроссоверов и внедорожников по этому параметру от Pajero Sport отстает. Работа подвески поначалу не ощущается: трасса что под Москвой, что под Калугой отличная. Вот только резких виражей лучше не закладывать: автомобиль в поворотах сильно кренится. Не следует забывать о том, что Pajero Sport высокий, да и шины у него имеют значительный размер: 265/65R17.
С заднего сиденья периодически поступают жалобы на резкие маневры: там «качка» ощущается сильнее. Кроме того, наш третий член экипажа замерзает: я включил кондиционер, чтобы в дождливую погоду не запотевали стекла, а передние дефлекторы системы отопления и вентиляции, как выяснилось, направлены точно «в лоб» сидящим сзади. Причем, диапазоны регулировки дефлекторов незначительны. Приходится на время отключить кондиционер.
Мое время за рулем пролетает так же незаметно, как и на пассажирском кресле. К сожалению, незаметно исчезает и топливо из бака: автомобиль не имеет бортового компьютера ни в одной из комплектаций, а потому экономичность его можно оценивать только теми же способами, что и на «Жигулях». Представители Mitsubishi обещают, что прибор появится в 2014-м. Подождем…
Знаменитая мотокроссовая трасса в городе Кондрово Калужской области по праву считается одной из лучших в России, да и в мире тоже. Она функционирует с 1988 года. Здесь проводятся соревнования по мотокроссу и мототриалу, а также маунтин-байку (горный велосипед). Трасса изобилует эффектными трамплинами, но, конечно, ни на один из них наши машины выпущены не были.
Впрочем и предложенного маршрута нам вполне хватило, чтобы оценить возможности автомобилей! Прокладывал путь специально «приглашенный» бульдозер. Причем, после дождей, обильно поливавших центральные области России, грунт раскис, и гусеницы бульдозера изрядно рыхлили наш будущий путь. Да и каждый участник заездов дополнительно «распахивал» трассу. Между тем, все Pajero Sport были «обуты» во всесезонные шины, и только сопровождавшая нас «техничка» щеголяла мощными грязевыми покрышками… которые на следующий день сыграли с ней злую шутку.
Итак, дан старт первому экипажу. Предварительно мы все включаем «самый полный привод»: блокируем межосевой дифференциал и задействуем понижающую передачу в «раздатке» (режим 4LLc). В запасе у Pajero Sport остается еще и «стратегическое оружие» в виде принудительной блокировки заднего межколесного дифференциала. Но организаторы тест-драйва предлагают нам для начала попробовать «взять» трассу без него.
«Взятие» дается нашей машине нелегко. При завидной мощности бензиновый двигатель мало способен на «тягу» - он требует «крутить» коленвал, в результате колеса пробуксовывают, разбрасывая комья грязи, «корма» то и дело срывается в сторону, автомобиль приходится «ловить». Дистанция начинается с подъема, и он особенно сложен. Систему стабилизации приходится сразу же отключить, чтобы не «душила» мотор. А вот что делать с рулем, на который здесь приходится в буквальном смысле «наматываться»? Позже мы пересчитаем обороты баранки от упора до упора: их окажется больше четырех! Давно не встречал я такого «длинного» руля… Будь он «покороче», трасса покорялась бы проще.
На вершине подъема дежурный инструктор командует задержаться: предыдущий экипаж закончил спуск, но пока не взял следующего подъема. Ждем… Наконец, нам дают отмашку: можно стартовать. На спуске грунт почти сухой, но в нем «пропилены» глубокие колеи. Коллега-журналист пытается удержать тяжелый внедорожник от сползания в них, старается держаться на гребнях. Ничего не выходит, и вот мы уже полируем межколейное пространство мощной защитой картера (минимальный дорожный просвет у Pajero Sport – 215 мм). Местами слышно, как защита касается камней. Спуск закончен – а за ним начинаются такие же колеи, но на подъеме! А после них – длинная дуга, покрытая слоем жидкой грязи, очень неприятный участок. Неприятный, но зато зрелищный: здесь можно легко раскрутить автомобиль вокруг своей оси на радость фотографам, которые устроились на смотровой вышке.
Финишируем – и с нетерпением ждем возможности испытать здесь же дизельную версию. В тесте участвуют пять дизельных машин и всего одна бензиновая, но на нее почему-то мало кто претендует, а вот отказать себе в удовольствии еще и еще раз пройти дистанцию на дизеле не может никто. Некоторые намеренно отключают полный привод и пытаются штурмовать грязь исключительно на заднем… нет, здесь это не удается никому. Не тот случай. Хотя, конечно, дизельная «тяга» - далеко не бензиновая!
Автомобиль на тяжелом топливе, которым наш экипаж наконец-то овладевает, встречает нас громким тракторным тарахтеньем. Его 178-сильный двигатель 4D56 DI-D – ветеран, он выпускается уже не один десяток лет, но с годами стал мощнее и обзавелся многими современными системами. Впрочем, некоторые «архаизмы» сохранились. Во-первых, «тракторный» звук и вибрации – не критичные, но заметные, ощутимо передающиеся на руль, сиденье и рычаг «раздатки». Во-вторых, изменение оборотов на холостом ходу, когда включается электровентилятор системы охлаждения. В-третьих, два аккумулятора под капотом – тоже признак не самой новой конструкции. Современные дизеля в холода пускаются так, что не успеваешь отследить, включались ли свечи предварительного подогрева камеры сгорания – проверено нашими тестами.
Но как же приятен этот «ретро-привкус» японского мотора! Что же касается трассы… Если бензиновый Pajero Sport позволяет пройти ее без особого труда, то дизельный доставляет еще и удовольствие от процесса. Его крутящий момент на версии с «автоматом» снижен до 350 Нм (у «механической» версии – 400 Нм), но «полка» максимального момента у него «длиннее» и начинается с более низких оборотов (1800-3500 против 2000-2850). Перед скользким подъемом сбрасываю газ и жду, пойдет ли автомобиль вверх самостоятельно. Нет, не идет – ему не хватает более «цепкой» резины, на ней бы однозначно пошел. А так достаточно подкинуть хотя бы полтысячи оборотов – и внедорожник карабкается вверх, как танк. Но на спуске все же, как и бензиновый «собрат», не может вылезти из глубокой колеи – снова не хватает шин-«зубастиков».
Тест на полигоне закончен. Все без исключения машины забрызганы грязью по самые крыши. Участники заездов тоже изрядно перепачканы. Ни один из них не догадался захватить с собой резиновые сапоги, и я тоже. А ведь не раз пришлось вылезать в грязь ради эффектных кадров. В общем, вечером нам предстоит большая чистка, а автомобилям – мойка. Но из Кондрово в Калугу мы возвращаемся как есть, прямо в «боевой раскраске». И неожиданно удивляемся: автомобиль на шоссе, набрав скорость около 100 км/ч, неожиданно начал вибрировать, да так, что невооруженным глазом было видно, как дрожит руль. Налицо явный дисбаланс колес. Повредили на бездорожье один из дисков? Нет, похоже, на них просто прочно налипла грязь. На следующий день убеждаемся: после хорошей мойки проблема пропала.
На подъездах к Калуге – четко спроектированные «круги», а через Оку переброшен огромный новый мост. На правом берегу – новостройки, в том числе наша гостиница «Квань», тоже современное и очень оригинальное сооружение. Зимой в нее съезжаются горнолыжники, чтобы начать спуск… прямо с наклонной крыши, которая плавно переходит в склон окского берега. Вот это решение!
Но организаторы тест-драйва пообещали, что маршрут пройдет по всем дорогам, которые характерны для России. И утром следующего дня в нескольких километрах от Калуги мы покидаем асфальт и оказываемся на разбитой, ухабистой дороге, которая когда-то, много лет назад, была покрыта гравием.
Тут приходится согласиться с теми коллегами, которые упрекают Pajero Sport в излишней жесткости подвески. На редких шоссейных ухабах и стыках она не воспринималась таковой, а если и воспринималась, то с положительной стороны: благодаря этому автомобиль хорошо держал дорогу. Ямы и ухабы на гравии ему совсем не по душе. Вернее, так: по ним можно «валить» на большой скорости, не боясь пробоев, но удовольствия это не доставит. Особенно пассажирам второго ряда сидений.
Когда в низинах дорога становится влажной, а иногда и мокрой, «валить» уже не хочется совсем. Задний мост то и дело норовит скользнуть в сторону, система стабилизации так и стрекочет. Можно, впрочем, ей немного «помочь»: подключить передний мост (это возможно сделать на скорости до 100 км/ч). Автомобиль начинает держать курс гораздо увереннее, но у него закономерно тяжелеет руль, а это значит, что резко увиливать от совсем уж неприятных ям и колдобин не получается. В общем, приходится изменить отношение к проселку с наплевательского на уважительное и сбросить скорость.
Проселок сменяется разбитым асфальтом, потом хорошим – мы на некоторое время возвращаемся в «цивилизацию». Но ненадолго. Очередной этап теста проложен по глухому лесу. Кусок бездорожья длиной около полукилометра петляет между деревьями, автомобиль то и дело ныряет в глубокие лужи, поднимая фонтаны черных брызг. Вылезти бы и заснять – но без сапог это просто немыслимо. Осторожно, пенек!!! Поздно – слышен глухой удар защиты картера о деревянное препятствие… А ведь ничего страшного, проехали. Вот еще один пенек, и его миновали. Хорошая защита, надежная.
Совершенно неожиданно этот суррогат дороги выводит нас к небольшому дачному поселку на берегу реки Угра. Похоже, что жители специально поддерживают подъезд к своим домикам в таком состоянии: чтобы чужие не совались. На самом деле сюда можно подъехать и непосредственно по берегу реки – если, конечно, и эта дорога не раскиснет от дождей. Вон какие лужи на ней, вон какие веера брызг способен поднять Mitsubishi Pajero Sport, если хорошенько разгонится.
У автомобильного моста мы решаем сфотографировать внедорожник на бетонном откосе. Поначалу я подумал, что коллега-журналист всего лишь поставит машину под углом к горизонту и тоже вылезет для съемки. А он, оказывается, задействовал систему полного привода – и автомобиль пополз по откосу вверх! Да еще как уверенно пополз! Оценить крутизну этого подъема можно по фотографии.
Пожалуй, этот склон подойдет для испытания Pajero Sport на диагональное вывешивание. Нет, не подошел… Сколько ни пытались мы поставить автомобиль так, чтобы в воздухе оказались два колеса, расположенных по диагонали, ничего у нас не вышло. Во-первых, у внедорожника длинные ходы всех подвесок, а во-вторых, если бы такое и случилось, можно было бы задействовать блокировку заднего межколесного дифференциала – и проблема была бы решена.
Следующим пунктом программы у нас было посещение арт-парка «Никола-Ленивец» на берегу реки Угра. Но прежде чем попасть к нему, наш экипаж из-за ошибки навигатора (нет, не штатного, его мы отключили за не лучшее знание калужских просторов) вновь оказался на внедорожном участке. И это было волей судьбы!
Во-первых, мы убедились, что опрометчивыми действиями «засадить» можно даже такой способный внедорожник, как Mitsubishi Pajero Sport. Причем, сделали это не сорвиголовы-журналисты, а наши сопровождающие из Mitsubishi, и «засадить» они сумели не что иное как… «техничку» на мощных грязевых шинах! Водитель просто решил кавалерийским наскоком развернуться там, где этого делать не следовало. Наш экипаж очень кстати оказался в позиции, с которой удобно было вытащить «пострадавшего». Точно так же кстати в нашем багажнике оказался десятитонный трос. Вытащить «техничку» тягой не удалось: не слишком «зубастые» колеса нашего Pajero Sport пробуксовывали на влажной и скользкой лесной почве. Пришлось сделать это рывком. Трос выдержал, и «техничка» оказалась на земной тверди.
А во-вторых, оказавшись «перед лицом» вторичного преодоления внедорожного спецучастка, мы решили рискнуть и сделать это… на заднем приводе. В конце концов, «техничка» рядом и способна помочь. Но этого не понадобилось! Тяга дизеля позволила ни разу не провернуть колеса в скользких колеях, а мощная защита вторично спасла картер от контактов с двумя опасными пеньками, торчавшими посреди колеи. Браво, Pajero Sport!
К арт-парку «Никола-Ленивец» мы вновь летим по ухабистой гравийной дороге. Пытаемся догнать ушедшую вперед «техничку», у которой есть неоспоримое преимущество: высокопрофильные шины. На них автомобиль менее чувствителен к неровностям. Однако и он сбавляет ход перед особенно крупными ямами.
В столицу возвращаемся поздно. Движение как в сторону Калуги, так и в сторону Москвы напряженное почти круглые сутки, и приходится не только поддерживать общий темп, но и порой смиренно ползти в затяжных заторах. Что можно сказать о поведении дизельной версии на шоссе? Она, конечно, менее «скорострельна», чем бензиновая, но при «сбросе» передачи вполне динамична. Если вам по душе ручной режим «автомата», помните, что при включенной пятой передаче вы не получите ускорения, даже продавив педаль «газа» в пол. В случае обгона лучше заранее перейти на четвертую, а то и на третью ступень. Это можно сделать как качанием селектора (в положении «+/-»), так и с помощью подрулевых лепестков. Интересно, что ручной режим доступен и в то время, когда селектор «автомата» находится в положении “D”. Более того, если уж вы начали пользоваться лепестками, то и пользуйтесь ими, коробка не станет «думать» за вас, автоматически подбирая передачи. Такая у нее особенность.
В заключение очень хочется сказать, что рестайлинг пошел автомобилю на пользу, сделал его лучше… Но не получается – по той простой причине, что Pajero Sport и был неплох, очень даже неплох! Судите сами: по итогам 8 месяцев нынешнего года результат его продаж – второй после Toyota Land Cruiser Prado. А рестайлинг… Мужчине не к лицу многочисленные украшения, но ему всегда идет соответствие корпоративному стилю и смелая демонстрация приверженности мужским интересам и увлечениям, в данном случае активному отдыху и покорению бездорожья. И в этом плане обновленный Pajero Sport не «пострадал» - не стал гламурным, кокетливым, вычурным. А главное – он не «продался» в стан модных кроссоверов, сохранив типичную для внедорожников рамную конструкцию и схему полноприводной трансмиссии.
Очень надеюсь, что он сохранит ее и после второго рестайлинга… и после третьего… сколько бы их ни было. А нынешние изменения – пусть они будут символами версии, производство которой стартовало в России, стране, где более 60% покупателей этой модели выбирают ее за соответствие нашим дорогам.
Кстати, 90% купивших Pajero Sport останавливают свой выбор на дизельных версиях.
Нифигасе скульптура "Бобур". Надо съездить посмотреть, прикольнуться. А залезть на нее можно?
Ответить