Автомобиль для путешествий должен удовлетворять нескольким критериям: быть комфортным, быстрым, вместительным и, наконец, вездеходным. Все это можно сказать о Mitsubishi Outlander, на котором мы отправились в... геологическую экспедицию
Жизнь автомобильного журналиста – непрекращающийся круговорот событий. Еще вчера я стучал по клавиатуре в московском офисе, а сегодня орудую молотком, выбивая пурпурные и темно-сиреневые полудрагоценные камни из склона рва вблизи карельского поселка Кителя. Чтобы добраться до этого месторождения граната альмандина (к слову, крупнейшей разработки минералов такого типа в России), мы долетели самолетом до Санкт-Петербурга, а в Северной столице пересели на внедорожники Mitsubishi Outlander.
Так был дан старт “Гранатовой экспедиции”, позволившей испытать себя в роли старателей, рыбаков, но главное – джиперов: ноябрьские дожди основательно размыли грунтовки межозерного пространства (территории между двумя крупнейшими в Европе пресными водоемами – Ладожским и Онежским озерами), превратив их в серьезное испытание для японских машин. Чтобы пробраться к гранатовым копям, пришлось задействовать весь офф-роуд-арсенал Outlander и свои навыки преодоления бездорожья. Впрочем, были и традиционные туристические открытия: я встретил закат на побережье Онежского озера, постоял под брызгами водопада Юканкоски, половил рыбу в Ладожском озере и познакомился с бытом коренных народов Карелии в поселке Кинерма.
Я начал путешествие на машине с 3-литровым 230-сильным бензиновым двигателем и 6-диапазонным “автоматом” (в мае 2013 г. такие начали сходить с конвейера Mitsubishi в Калуге), но основную часть маршрута преодолел на Outlander с 2,4-литровым 167-сильным мотором и вариаторной трансмиссией, также рожденном на калужском предприятии. На перегоне Санкт-Петербург – Сортавала “японец” проявил себя в качестве стайера. И там я порадовался, что выбрал для скоростной трассы Outlander с топовым мотором. Такая машина позволила совершать быстрые обгоны даже в трансмиссионном режиме Drive. Автоматическая коробка оказалась вполне расторопной и не “дерганой”, а когда требовалось максимум производительности, было удобно менять передачи вручную “ухватистыми” подрулевыми “лепестками”. Подвеска на шоссе обеспечила достойную плавность хода и минимум кренов при перестроениях. Не вполне пришлись по вкусу разве что настройки руля: связь с дорогой ощущается, но “баранку” сделали, во-первых, довольно “длинной”, с явным прицелом на движение по плохим дорогам, а во-вторых, “расслабленной” в околонулевой зоне. Зато эта легкая несобранность выливается в сплошные плюсы на бездорожье.
Переночевав на турбазе Ламберг, расположившейся на живописном берегу залива Токкарлахти (в 4 км от города Сортавала,) и безрезультатно постояв со спиннингом на утренней зорьке, снова усаживаюсь в автомобиль. Первая остановка – у водопада Юканкоски, одного из почти непосещаемых туристических объектов Карелии ввиду его труднодоступности. В распутицу к экзотическому месту действительно пробьется не всякий кроссовер. Однако Outlander благодаря хорошей геометрической проходимости (небольшие свесы, клиренс 215 мм) и постоянному полному приводу без проблем добирается до этой точки, затерявшейся в лесу в десятке километров от поселка Леппясилта. Высота водного столба достигает здесь 19 м – это рекорд для Приладожья и всей Южной Карелии. Если смотреть на потоки воды сверху, становится не по себе – настолько быстро и неудержимо тонны воды срываются вниз. Не менее впечатляет картина у основания водопада, где потоки превращаются в пену и брызги, которые падают на голову мелким дождем. Интересно, что, когда эта территория была финской, здесь строили дорогу и прямо над бурлящим потоком должны были соорудить каменный мост, но не успели. Отсюда и другое название водопада – Белые мосты.
Кительское месторождение альмандина было обнаружено в XVI веке карелами, пришедшими с побережья Ладоги. Распахивая поля, поселенцы находили темно-красные камешки, поэтому они стали именовать эту землю “киделя киви каллио”, что значит “место, где есть кристаллы”. Так появилось название деревни Киделя, которое затем трансформировалось в Кителя. Целенаправленную разработку месторождения начали финны и шведы. Известно, что камни, добытые в Кителя, украшали корону одного из шведских королей. Кительские гранаты чаще всего непрозрачны, с небольшими трещинами, содержат включения слюды. В древности к добыче гранатов подталкивали суеверия, связанные с этим минералом. Гранат пользовался репутацией путеводного камня, считался оберегом от сглаза и болезней. Он является также одним из 12 священных камней христианской церкви. Название “гранат” (от лат. granatus – “зерноподобный”) дано группе минералов в XIII веке немецким алхимиком Альбертом Магнусом. Красный гранат нередко называли карбункулом (от лат. carbunculus – “тлеющий уголек”).
Впрочем, выясняется, что дорога к водопаду лишь прелюдия к более серьезным внедорожным испытаниям. До следующей точки маршрута – месторождения гранатов в окрестностях поселка Кителя (Питкярантский район Карелии) – около 30 км, но добирались мы туда часа полтора. Грунтовки, ведущие к гранатовым разработкам, сильно размыло дождями, образовались глубокие колеи, приходилось преодолевать также каменистые участки, пропуская под колесами валуны внушительного размера. Две машины из нашего каравана даже сели на брюхо, и высвобождать их пришлось с помощью троса.
Тем не менее внедорожный потенциал Outlander следует признать вполне достойным. Здесь нет понижающего ряда передач, но можно заблокировать муфту в приводе задних колес, чтобы крутящий момент распределялся между передней и задней осями поровну. На пересеченной местности выручает ручной режим трансмиссии, у автомобилей с вариатором можно задействовать режим его блокировки (положение селектора “L”), когда электроника имитирует понижающую передачу. “Длинный” руль не рвется из рук на сложном каменистом рельефе, обратная связь субъективно даже возрастает. Подвеска хорошо отрабатывает неровности, правда, пассажирам заднего ряда не слишком комфортно. Шасси настроили заметно мягче, чем у предшественника, и если раньше пассажиров второго ряда на бездорожье трясло, то теперь лишь иногда подкидывает на неровностях.
У гранатового прииска нас встречает Олег Лавров, руководитель петрозаводского Музея геологии докембрия (докембрийская эпоха продолжалась с момента образования Земли до появления первых многоклеточных организмов – примерно 570 млн лет назад). Он раздает молотки с острой рабочей поверхностью, мы надеваем резиновые сапоги и превращаемся в старателей. Сначала хожу по огромной луже, образовавшейся на дне глубокой траншеи, выискивая на стенках этого “окопа” красно-фиолетовые вкрапления. Обнаружив следы граната, начинаю выбуравливать драгоценность из довольно мягкой горной основы, оттирать ее. И когда переливающиеся на солнце горошинки оказываются у тебя в ладони, понимаешь, что копателей влечет в эти места не один лишь прагматизм, а наверняка и жажда приключений.
Как уверяет Олег Лавров, получать специальную лицензию на разработку местных залежей частникам не требуется – было бы желание и возможность добраться до месторождения. Впрочем, большой ювелирной ценности здешние гранаты не представляют. По большей части тут добывают так называемый технический гранат, применяемый в строительной индустрии и абразивной промышленности. Хотя альмандины из Кителя используют и для производства украшений.
За геологическими изысканиями следует погружение в карельскую историю – участники “Гранатовой экспедиции” сделали привал в деревне Кинерма, затерявшейся в глубине Пряжинского района республики. Это селение впервые упоминается в летописях в 1563 г., но 17 аутентичных домов, десять из которых считаются памятниками архитектуры, не выглядят обветшалыми. Как рассказала руководитель музейного комплекса и владелица одной из самых больших и хорошо сохранившихся изб Надежда Калмыкова, большинство построек принадлежит частным лицам, наследникам тех, кто жил здесь, что называется, испокон веков. Всем миром они пытаются сохранить историю и местные традиции, и не случайно чуть ли не каждый день сюда прибывают туристы.
Нам показали типичный карельский дом – с погребом, хлевом и чердаком, собственно избу с красным углом, обеденным столом и большой печью, которую привнесли в карельский быт русские переселенцы. По понятным причинам последнее обстоятельство повлияло на местную технологию приготовления пищи. Гостеприимная хозяйка угостила нас блюдами национальной кухни – пирожками-калитками с начинкой из пшенной каши и колобами с картошкой, которые испекла в печи сама. Кстати, вместе с нами в деревне гостила молодая пара из США, пребывавшая, как мне показалось, в совершенно блаженном состоянии от увиденного.
В канун карельской экспедиции на российском рынке был представлен тюнинг-пакет Outlander Samurai, состоящий из фирменных логотипов на крыле и пятой двери, накладок на края переднего бампера и черной пленки, камуфлирующей его центральную часть. Причем этот пакет был создан по инициативе российского импортера Mitsubishi Motor. Тем самым удалось потрафить покупателям, испытывающим ностальгию по “хищной” решетке Jet Fighter, украшавшей “фасад” внедорожника прошлого поколения. Пакет Outlander Samurai начали предлагать (поначалу бесплатно) с конца 2013 г. для автомобилей с 2,4- и 3-литровым моторами.
На заключительном этапе маршрута до Петрозаводска я разместился на заднем сиденье Outlander, чтобы ощутить себя пассажиром. Именно на “галерке” чувствуется, что машина нового поколения стала заметно просторнее: пространство от коленей до спинки переднего кресла оказалось настолько велико, что я свободно вытянул ноги, и ступни при этом ни во что не уперлись. Затем я наклонил спинку заднего дивана (очень полезная опция для дальней дороги), выдвинул подлокотник и предался размышлениям о Карельской земле, на протяжении веков являвшейся предметом споров между Швецией, Финляндией и Россией. Мои раздумья лишь изредка прервали толчки и удары, когда подвеска звучно срабатывала на ямах. Зато по хорошему и почти хорошему асфальту кроссовер ехал убаюкивающе плавно.
Салон кому-то может показаться простоватым, но, по мне, и форма передней панели, и не везде мягкий пластик, и кресла с минимально выраженной боковой поддержкой не портят этот автомобиль. Mitsubishi Outlander не претендует на спортивность, но на многое способен на бездорожье, и что еще важнее, обеспечивает комфорт в дальних поездках. Здесь есть опционный электропривод пятой двери, несколько розеток на 12 В, русифицированная навигация и еще целый ряд электронных благ, незаменимых в путешествиях. Этот “японец” не стремится пустить пыль в глаза, но умеет поднимать пыль на дорогах – как качественно заасфальтированных, так и основательно разбитых и размытых.
Две фотографии одинаковых разместили. Причем, не автомобиля даже, а какой-то ямы с водой. Может быть, оставить одну?
Ответить