С монополией Nissan Qashqai в сегменте компактных кроссоверов покончено. На пятки бестселлеру наступает Mitsubishi ASX. Сможет ли он затмить Qashqai, мы разбирались на дорогах в окрестностях Дмитрова
Начинать рассказ о Mitsubishi ASX с упоминания Nissan Qashqai, конечно, не очень корректно, но мы прикроемся хронологией, поскольку, как ни крути, Qashqai действительно первопроходец. Бестселлер Nissan не просто появился раньше одноклассников. С его дебютом сформировался нижний сегмент компактных кроссоверов, оказавшийся Клондайком для автопроизводителей. Обладая чуть более скромными габаритами, чем Toyota RAV4, Honda CR-V и Nissan X-Trail, субкомпакт Nissan предложил покупателю почти то же самое, что и “старшие коллеги по цеху”: высокую посадку, опционную полноприводную трансмиссию и дорожный просвет, достаточный для вылазок за город. Главным же аргументом к покупке стала заманчивая цена, которую Nissan при отсутствии жесткой конкуренции пересмотрел после планового рестайлинга кроссовера в сторону повышения.
То, что монополизация свежесформированного сегмента не затянется надолго, было очевидно с началом шквальных продаж ниссановского первопроходца. В 2009 г., вслед за чуть более дорогим собратом Volkswagen Tiguan, вызов Qashqai бросил чешский Skoda Yeti. И вот наконец подтянулся соотечественник из конкурирующего клана. Mitsubishi ASX намерен сражаться на массовом (читай: непремиальном) поле, и, стало быть, он бросает перчатку вышеупомянутым Qashqai и Yeti.
Внешность кроссовера сигнализирует о рыночных амбициях Mitsubishi: с ASX компания рассчитывает привлечь новых клиентов. Вполне объяснимо, что автомобиль выглядит задирой – пожалуй, даже в большей мере, чем новые Lancer и Outlander XL. При взгляде на полноприводного “малыша” становится прозрачнее метафора шефа дизайнерской команды Mitsubishi Motors Акинори Наканиси: “Дизайн Mitsubishi должен быть простым и острым, как самурайский меч”. Если эти слова – наказ, то он выполнен и перевыполнен. Блок-фары и фонари ASX смотрят на мир, агрессивно прищурившись. Решетка радиатора стилизована под воздухозаборник реактивного истребителя F2 (этот боевой самолет выпускается корпорацией Mitsubishi Heavy Industries). В профиль ASX бравирует накачанными “бицепсами” колесных арок и клиновидными выштамповками. Свесы короткие, намекающие на внедорожный потенциал и азартную управляемость. Из-за внушительной по меркам сегмента колесной базы, позаимствованной у “старшего брата” Outlander XL, ASX выглядит приземистым, будто готовящимся к прыжку. И это притом, что клиренс у машин для российского рынка вполне внедорожный. С легкой руки официального дистрибьютора Mitsubishi в России – компании “Рольф” кузов “задрали” до 195 см, а это на 1,5 см выше, чем у ASX для Европы.
Помимо воинственных черт в ASX подчеркнута утилитарная и спортивная составляющие – они призваны привлечь молодых покупателей обоих полов. Неокрашенный пластик нижней части бамперов и порогов вкупе с неплохой геометрической проходимостью (уже упомянутый дорожный просвет – 195 мм, угол въезда – 19,2°, угол съезда – 30,1°) оценят любители выездов на природу. Вместительный багажник (415 л), релинги на крыше и “лыжный” лючок в заднем диване, который к тому же складывается в пропорции 40:60, – еще одна серия приманок для спортсменов и туристов.
Колесная база 2670 мм, пожалуй, главный козырь, который Mitsubishi бросает в поединке с конкурентами. У Qash-qai расстояние между осями меньше на 40 мм, у Yeti – на 92 мм. Понятно, что и салон у ASX получился попросторнее, нежели у соперников. На “галерке” места перед коленями седоков в избытке, даже если впереди усядутся “дяди Степы”. Но вот по высоте ASX отнюдь не рекордсмен. Люди среднего роста разместятся с удобством на любых местах. Но тем, кто повыше, вряд ли будет комфортно, особенно если автомобиль укомплектован эффектной панорамной крышей. Она крадет и без того не щедрое пространство над головой.
К эргономике и качеству отделки салона ASX серьезных претензий не возникло. Рулевая колонка регулируется как по углу наклона, так и по вылету. Обзор с водительского кресла очень неплох. Приборы хорошо читаются, нужные органы управления под рукой. В местах регулярных контактов с элементами интерьера пластик мягкий. В других областях он жесткий и гулкий. Серебристые накладки на центральной консоли и рулевом колесе к месту и выглядят живо. Кнопки и тумблеры “породисты” и приятны в управлении. Не понравился на ощупь разве что рычаг механической коробки передач в базовой комплектации – он слишком простецкий и шершавый. Навигационная система, знающая русский язык, – полезная опция на нашем рынке.
На ходу кроссовер Mitsubishi демонстрирует драйверcкий характер – недаром первые буквы аббревиатуры “ASX” расшифровываются как “Active Sport”. Довольно жесткое и плотное шасси построено по схеме, типичной для переднеприводных легковушек: передняя подвеска – McPherson, задняя – многорычажная. Умная ESP помогает на асфальте эффективнее, нежели система полного привода, позаимствованная у “старшего” Outlander XL. Рулевое управление хоть и не назовешь острым, контакт с дорогой ощущается хорошо. Разве что в околонулевой зоне информации о положении передних колес немного не хватает.
Словом, претензии ASX на доминирование в асфальтовых дисциплинах вполне обоснованны. Мы убедились в этом на импровизированном полигоне в окрестностях подмосковного Дмитрова. Новичку Mitsubishi надо отдать должное: объезжать конусы и выполнять “переставки” на нем – одно удовольствие. Машина упрямо держится за траекторию. Крены в поворотах по меркам сегмента более чем умеренны. Если переборщить со скоростью на вираже, ASX ответит визгом колес и скрежетом ESP, но впишется в поворот послушно и предсказуемо. Спортивные настройки имеют и тормоза. Замедление получается мощным, но плавным. Неплоха и курсовая устойчивость. Кроссовер не замечает колейности и не требует подруливаний на высокой скорости.
Жаль, но у ASX есть и ахиллесова пята – обратная сторона успеха в асфальтовых дисциплинах. Речь идет о подвеске – на наш взгляд, излишне плотной и короткоходной для разбитых дорог. Если с мелкими неровностями шасси неплохо справляется (в чем заслуга в том числе и добротной шумоизоляции), то не очень мелкие и совсем не мелкие изъяны, имеющиеся на наших дорогах в изобилии, передавались в салон отчетливой дробью и гулкими ударами. Кроме того, на участке грунтовой дороги, испещренной ямами, проявилась склонность ASX к вертикальной раскачке. Впрочем, наш опыт нельзя считать чистым, поскольку в машине на момент испытаний на некачественном асфальте находилось четверо. С одним-двумя седоками в салоне на проселочных дорогах покомфортнее.
Двигатели ASX весьма бодры. Чувствуется, что они создавались с расчетом на активную езду. Нам удалось испытать в деле два мотора – 1,6-литровый, который агрегатируется с 5-ступенчатой механической коробкой передач, и 2-литровый, которому в России положен исключительно бесступенчатый вариатор. Однако в нашей стране будет доступен еще один вариант ASX, который обещает быть наиболее востребованным. Речь идет о комбинации 1,8-литрового “атмосферника” и вариаторной трансмиссии – оптимальном выборе по соотношению “цена/качество”. Похожую возможность в стане конкурентов предлагает разве что Skoda. Однако ее Yeti c 1,8-литровым турбомотором доступен пока только с “механикой”.
Но вернемся к тому, что опробовали сейчас: 1,6-литровый 117-сильный бензиновый мотор понравился безоговорочно. Передачи 5-ступенчатой механической коробки подобраны с учетом его бойкого нрава. Такой ASX резво стартует и не умеряет прыти вплоть до перехода на следующую передачу. Вторая передача, впрочем, длинновата, но такие настройки хорошо подходят для города – не нужно часто и судорожно перебирать передачи в пробках. Словом, 1,6-литровый ASX настоятельно рекомендован любителям активной езды и уж точно понравится поклонникам японской марки. В компании “Рольф” даже не исключают, что эта модификация вызовет интерес в том числе бывших и нынешних владельцев Lancer, ведь разница в цене на базовые Lancer и ASX составляет сегодня лишь 100 тыс. рублей (599 тыс. рублей за Lancer 1.5 с МКП и 699 тыс. за ASX 1.6 с МКП).
Хотите большего комфорта и сопоставимой динамики? Выбирайте ASX c 2-литровым мотором. Такой автомобиль стоит 999 тыс. рублей (за базовую модификацию), и его можно купить в России только в сочетании с бесступенчатым вариатором. Наконец, только с 2-литровым двигателем возможно заказать полноприводную трансмиссию. В Mitsubishi полагают, что именно в такой комбинации off-road-возможности ASX раскроются в полной мере. Варианты с двигателями 1,6 и 1,8 л доступны на нашем рынке лишь в моноприводном исполнении. По крайней мере, пока.
Как бы то ни было, мы проделали большую часть теста именно на 2-литровом автомобиле, который оставил в целом позитивные впечатления. Как ни парадоксально, характер такого ASX не столь брутален, как у 1,6-литрового собрата. Причина – в более высокой снаряженной массе полноприводной машины (1300 кг против 1450), равно как и в настройках трансмиссии CVT, которая осаживает норов “горячего” 150-сильного мотора, позаимствованного, к слову, у Lancer. ASX с 2-литровым двигателем набирает скорость уверенно, но плавно. Причем подстегивать автомобиль, задействовав ручной режим трансмиссии, бесполезно. Если сбросить пару передач перед ускорением, обороты будут расти столь же медленно и планомерно, как и в автоматическом режиме. Зато никаких тебе рывков или задержек при смене виртуальных передач – вариатор есть вариатор.
Проверить внедорожные возможности машины с 2-литровым мотором в полной мере нам, к сожалению, не удалось – начался ливень, и песчано-глиняный карьер, подготовленный организаторами для испытаний, оказался труднопроходимым. Тем не менее на мокрых от дождя грунтовках ASX чувствовал себя вполне комфортно. Электромагнитная муфта немедленно подключала задние колеса при проскальзывании передних, и кроссовер уверенно полз вперед. Еще с большим упрямством ASX продвигался по бездорожью при установке шайбы переключателя режимов привода в положение “Lock” (режим раннего и быстрого срабатывания муфты).
Резюмируя, попытаемся ответить на вопрос, почему покупателю стоит задуматься о приобретении Mitsubishi ASX, а, скажем, не Qashqai или Yeti. Во-первых, ASX берет броской внешностью в стиле “унисекс”, а это, согласитесь, немаловажно в маркетинговом смысле. Во-вторых, новый кроссовер не разочарует в плане управляемости на асфальте и может конкурировать в этом разве что с Yeti. В-третьих, уже упомянутое соотношение “цена/качество”, особенно для версии с нетипичным для сегмента 1,8-литровым мотором. И, наконец, фора, которую ASX дает конкурентам по простору в салоне. Остается посетовать лишь на жестко регламентированные “Рольфом” комплектации для российского рынка. Так, моноприводной 2-литровой версии с МКП у ASX нет, а вот у Qashqai есть. Впрочем, в “Рольфе” обещают рассмотреть ситуацию с модификациями с оглядкой на ход продаж. Что ж, вполне гибкая и прагматичная позиция.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
Mitsubishi ASX 1.6 MT5 | Nissan Qashqai 1.6 MT5 | Skoda Yeti 1.2 MT6 | |
Макс. мощность, л.с. | 117 | 115 | 105 |
Макс. момент, Нм | 154 | 156 | 175 |
Макс. скорость, км/ч | 183 | 178 | 175 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 11,4 | 11,8 | 11,7 |
Экономичность, л/100 км | 6,1 | 6,6 | 6,4 |
Безопасность EuroNCAP | нет данных | ***** | ***** |
Цена, руб. | 699 000 | 975 000 | 699 000 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Mitsubishi ASX 2.0 4WD CVT | |
Габариты, мм | 4295х1770х1625 |
Колесная база, мм | 2670 |
Клиренс, мм | 195 |
Объем багажника, л | 415 |
Снаряженная масса, кг | 1450 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1998 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 197/4200 |
Трансмиссия | бесступенчатый вариатор |
Привод | Полный |
Макс. скорость, км/ч | 188 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 11,9 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 8,1 |
Объем бака, л | 60 |