Тест Mercedes SLC200 неожиданно помог мне понять, почему меня больше привлекают… тяжелые коммерческие грузовики. Дело в том, что на них быстрее приближаешься к пределу возможностей автомобиля. И этот предел не так уж сильно противоречит ПДД. Для автомобилей спортивного толка разрешенные городские и даже трассовые скорости далеки от пределов их возможностей, как небо от земли
Что же остается – ездить на спорткарах только медленно и печально? Нет, еще можно «звездить», заставляя пешеходов и водителей сворачивать головы. На этот счет удачно высказался Слэш (Slash), гитарист рок-команды Guns`n`Roses: "Я никогда не хотел привлекать к себе внимание, но, похоже, занимаюсь именно этим». Как и музыкант, я чувствую себя в алом немецком болиде кем-то особенным. Наверняка окружающие думают: вот человек, который чего-то достиг, добился и смог позволить себе обладание двухместным спортивным родстером. Кому как, а мне становится неловко.
Хотя на самом деле я должен не только понять чувства потенциального владельца модели SLC, но и продемонстрировать его поведение. «Рвать» с каждого светофора? Непрерывно метаться по полосам и играть в «шашки»? Парковаться, как вздумается, занимая произвольное количество свободных мест либо останавливаясь в зоне запрещающих знаков? Игнорировать требования других знаков и разметки? Нет, нет и нет – строго наоборот. Только корректное поведение на дороге, только строгое соблюдение правил, но при этом, скажем так, соблюдение их быстрее всех. Уйти первым со светофора можно и на автомобиле, впятеро менее мощном, чем SLC200, надо лишь не спать при включении зеленого сигнала. Ну, а на роскошном спортивном родстере – как говорится, сам Бог велел.
Нет, действительно, почему первенство на дороге всегда ассоциируется у нас с чем-то противозаконным и антиобщественным? А нельзя побеждать в рамках правил? Представьте себя на гоночной трассе. Вам необходимо пройти дистанцию определенной длины и конфигурации, с поворотами и перепадами высот. Вы не можете менять правила игры, срезать углы и принимать допинг, иначе – штрафные очки и дисквалификация. Так вот, город и пригородные дороги – суммарно фактически та же трасса. Попробуем выиграть на ней?
Но для начала надо устроиться за рулем. Сразу предупреждаю всех, кому еще только предстоит знакомство с моделью SLC: длинные двери распахиваются очень широко, на максимальном «вылете» расстояние от кузова до кромки двери достигает 1 м! Теперь представьте, что вы оказались зажатыми на тесной парковке. Может выйти конфуз: автомобиль открыт, но проникнуть внутрь невозможно. Даже крышу не убрать, поскольку это можно сделать только из салона. Поэтому, паркуясь, держите в уме этот момент.
Еще одно интересное наблюдение. Если, двигаясь задним ходом, вы захотите проконтролировать обстановку сзади или сбоку автомобиля (камеры заднего обзора в тестовой комплектации не было, наличествовал только парктроник) и откроете водительскую дверь, двигатель мгновенно остановится. Это не означает, что двигаться с открытой дверью нельзя (следует просто вновь пустить двигатель кнопкой), но обратите внимание, как трогательно заботится этот автомобиль о вашей безопасности! Правда, при этом совершенно не препятствует скоростям до 250 км/ч…
Стекла дверей не имеют рамок и при открывании мгновенно опускаются на пару сантиметров, чтобы выйти из уплотнителей проемов кузова. А при закрывании они столь же быстро поднимаются. Интересно, что во время движения для вентиляции салона можно слегка приопустить миниатюрные треугольные «окошки» позади стекол дверей.
Посадка за руль – увлекательная процедура, некоторых она даже разочаровывает в этом автомобиле – но, конечно же, только на несколько мгновений. Да-а, придется возобновить занятия фитнесом, а лучше – спортивной гимнастикой. Как относительно пола автомобиля, так и относительно асфальта кресло расположено очень низко. При посадке колени приходится поднимать чуть ли не до уровня плеч, правда, потом ноги опускаются к педалям, и тело обретает более-менее логичную позу. Ну, а уж когда подгоните кресло под себя… Не удивляйтесь, все регулировки здесь механические. Электроприводы – лишняя масса. Сиденья можно незначительно сдвигать вперед-назад, таким образом, позади них образуется небольшое пространство, способное вместить дамскую сумочку или небольшой портфель.
Спортивная посадка предполагает, что лопатки водителя прилегают к спинке кресла, ноги немного согнуты в коленях, а руки – в локтях. При таком размещении за рулем левая передняя стойка оказывается довольно-таки близко к виску, и это не удивительно: стекло имеет значительный наклон, а передние стойки ОЧЕНЬ толстые. Ведь, по идее, их прочность должна соответствовать прочности хромированных металлических дуг безопасности, хорошо видимых позади спинок кресел. Мешают ли передние стойки обзору? Не особенно, ведь они оказываются сравнительно близко к уровню глаз водителя.
Не мешает смотреть на дорогу и длиннющий капот. Это, безусловно, самая красивая деталь кузова модели SLC. Ею не устаешь восхищаться, находясь как снаружи автомобиля, так и внутри, а задняя часть несколько обескураживает своим размером. На уровне задней оси автомобиль заметно раздается в ширину, а вот длины ему визуально и психологически не хватает…
Каков здесь объем багажника? Всего 200 с небольшим литров. Но не спешите разочаровываться в нем заочно, сначала откройте его крышку. Конечно, размеры открывшегося пространства вас не потрясут, но, во-первых, родстеры создаются не для грузоперевозок, а во-вторых, кое-что сюда поместится. Скажем, при правильном размещении сюда можно упаковать почти что все продукты, способные уместиться в тележке супермаркета. Это проверено на опыте.
Но следует помнить, что панель фальшпола (правильнее было бы назвать ее крышкой запаски-докатки) в SLC сравнительно тонкая, и ее лучше не перегружать во избежание поломки. По случаю, мне довелось транспортировать в родстере аккумуляторную батарею для другого автомобиля, и, опасаясь за прочность фальшпола в багажном отсеке, я поставил 18-килограммовый свинцово-кислотный «слиток» на пол в ногах переднего пассажира, благо, тот отсутствовал. Штатный аккумулятор спорткара находится где-то позади кресел, из багажника его не видно, а при необходимости каких-либо манипуляций при ремонте и обслуживании можно воспользоваться выводами, которые нетрудно найти под капотом.
И еще: если вы решили, направляясь из супермаркета домой, насладиться свежим уличным воздухом и опустить крышу, помните, что продукты могут вам в этом здорово помешать. Ведь как происходит складывание крыши? При отсутствии помех – исключительно быстро и удобно. Достаточно приоткрыть небольшую крышечку на облицовке туннеля пола и потянуть вверх металлический рычаг-скобу. Процесс открывания начнется не сразу. Вернее, на самом деле, сразу, но вам не будет видно, что именно начнется. А в первые мгновения из недр багажника выдвинется пластиковый «экран», чему, собственно, и могут помешать продукты, окажись они в багажном отделении. И лишь затем произойдет собственно магически-завораживающее действо: исчезновение крыши. Убирающиеся детали кузова занимают место в багажнике как раз над тем самым «экраном».
Жаль, что наблюдать за этим поистине цирковым шоу может только со стороны: находясь за рулем, вы не можете прекратить держать рычаг поднятым, иначе процесс прервется. Вам остается только дождаться момента, когда закроется крышка багажника и над головой засияют солнце, звезды или городские фонари. Если рядом окажется пассажир, он может повторить для вас этот зрелищный процесс, а вы сможете заснять его на память на видео. Это не займет много килобайт: опускание, как и поднятие крыши, длится, по моим подсчетам, меньше 20 секунд.
В моем случае опусканию крыши помешала девятилитровая пластмассовая емкость для воды. Пришлось разместить ее на месте отсутствовавшего пассажира (и видео на память о самодвижущейся крыше SLC у меня не осталось). Поначалу я опасался, что набегающий поток воздуха на скорости может выдуть невесомую пластиковую бутыль из салона, однако этого не произошло. Поток не попадает в салон, а скользит над ним, над верхней кромкой ветрового стекла, слегка задевая макушку водителя.
Но вечером прохлада активно поступает в открытый кокпит с боков, и для комфортного времяпрепровождения в этом автомобиле лучше поднять стекла дверей. А также включить «печку». Для летнего вечера хватило установки температуры +24 градуса.
«Вау-эффект» мне, правда, тем вечером не удался. Ведь на таком автомобиле принято оглашать улицы не только ревом мотора, но и громкой музыкой. Вот с этим мне и не повезло. Настройки радио в SLC, прямо скажу, заковыристые, быстро отыскать знакомую станцию не удается, требуется провести ряд манипуляций. Можно, например, ввести частоту вручную, но это, как вы понимаете, долго, да еще этот пункт меню не сразу найдешь. Развлекательный интерфейс немецкого родстера полностью русифицирован, но из-за длины русских слов разработчики-переводчики были вынуждены использовать множество сокращений, не всегда сразу понятных.
Так вот, ни подходящего рока, ни диско, ни шансона мне не удалось оперативно найти в настройках радио SLC, и пришлось «зажигать» без крыши в тишине… если так можно сказать о разгоне с мощным «рыком». Этот «рык» у 184-сильного автомобиля короткий, но властный, он появляется примерно при 3000 об/мин и отчетливее разносится по окрестностям при выборе спортивных режимов движения. Но долго «рычать» не получается, потому что скорость, развиваемая родстером при 3000 об/мин, несколько не соответствует городским нормам.
Этот «сочный» звук, кстати, искусственный, он создается особым акустическим генератором, который встроен в систему выпуска отработавших газов. Причем, настройщики его потрудились над тем, чтобы «рык» мотора лучше прослушивался именно в салоне. Сам же двигатель - четырехцилиндровый бензиновый M271 рабочим объемом 1,8 л, оснащенный турбонаддувом и развивающий 184 л. с., без дополнительного «усилителя» наверняка так не звучит. Блок и головка цилиндров у этого мотора алюминиевые, и, хотя такой агрегат без подручных механизмов все равно не поднимешь, все же автомобиль, оснащенный им, не производит впечатление «весомого». Наоборот, он невероятно легок на подхват, кажется, будто под капотом гораздо более мощный мотор, так как SLC200 срывается с места с завидным азартом.
Вообще, первоначально он именовался SLK, и эта аббревиатура расшифровывалась, как Sport – Leicht – Kurz, что в переводе с немецкого означает «спортивный», «легкий» и «короткий» (другой вариант расшифровки – Sportlich, Leicht und Kompakt). Все определения в точности соответствуют автомобилю: спортивности ему не занимать, снаряженная масса – как у средней легковушки (чуть меньше 1500 кг), а длина – немногим более 4 м. Первые SLK, появившиеся в 1996 году (двадцать лет назад, кстати), были еще короче.
Он сохранил компрессорный мотор, развивающий мощность 184 л. с. и максимальный крутящий момент 250 Нм на «полке» от 2800 до 5000 об/мин. Действительно, чтобы ощутить мощнейший подхват, этот двигатель надо слегка раскрутить. Видимо, как раз до того, как раздастся «рык» выхлопа. Вот тут-то наш подопечный, легкий спортивный и короткий, продемонстрирует отличный спурт. Даже в экономичном режиме с 60 до 80 км/ч он ускоряется примерно за 4 с. В режиме Sport+ укладывается в 3 с.
Не стесняйтесь ЕСО- режима, и он не стеснит вас. Во время его использования время реакции автомобиля на нажатие педали «газа» увеличивается, по моим ощущениям, всего лишь на доли секунды. Зато расход топлива в городе в летнее, относительно беспробочное, время составляет около 14 л на 100 км (на трассе – немногим более 10 л на «сотню»).
Но для активных перестроений лучше использовать спортивные режимы, в том числе персонификацию настроек с помощью мультимедиасистемы. Можно сократить время отклика двигателя на добавление «газа», сделать более «острым» руль, а также «подогреть» коробку передач. Автомат 7G-TRONIC и так обеспечивает мгновенную смену ступеней, но если вы хотите сделать ее еще более мгновенной, выбирайте ручное переключение и берите в свои руки подрулевые «лепестки»-переключатели. Трогательный мини-джойстик селектора коробки в ручном процессе выбора передач не участвует. Руль у SLC 200 совершает всего немногим более 2,5 оборота от упора до упора, и направлять резвый родстер в нужные «пробелы» потока исключительно приятно. Автомобиль при этом почти не кренится. В то же время его подвеску нельзя назвать зубодробительно жесткой. Спереди здесь применена подвеска «Макферсон», но не с одним рычагом, а с тремя (!!), сзади — независимая многорычажка. Спорт-пакет AMG, присутствовавший на тестовой версии, включал амортизаторы с особыми настройками, а также более жесткие пружины, к тому же укороченные на 10 мм.
На любой парковке вы станете объектом внимания, но терять голову от этого не следует. Родстер SLC «сидит» очень низко, просвет под хромированной накладкой в нижней части переднего бампера составляет всего 170 мм. Лучше парковаться «кормой» к бордюру, поскольку задний бампер отстоит от дорожного полотна на 220 мм.
На трассе короткий родстер демонстрирует феноменальную плавность хода и высокую курсовую устойчивость. Он индифферентен к асфальтовым колеям и поперечным «волнам». Он не следует за колесами, а строго держит курс, заданный водителем. Он не рыскает ни при наборе скорости, ни при резком сбросе «газа», а также при легких притормаживаниях. Он вообще ведет себя практически идеально. «Практически» добавляю только за то, что этот спортивный автомобиль не дарит приятного ощущения низкого центра тяжести. Впрочем, легковесным его тоже назвать нельзя. Он максимально сбалансирован – вот, пожалуй, самое верное определение. Хотя по внешности об этом не скажешь. Капот длинный и красивый, «корма» - на мой вкус, слишком короткая и упитанная. Но о вкусах не спорят. Добавлю только, что капот и крылья у SLC выполнены из алюминия, а крышка багажника из пластика.
Согласно паспортным данным, немецкий родстер ускоряется с места до 100 км/ч за 6,9 с. А так выглядят проведенные мной замеры времени ускорения с 80 до 120 км/ч: в режиме ECO за 6 с, в режиме Sport+ на секунду быстрее. Азарт! Огонь! Ой, а что это за красный огонек загорелся в комбинации приборов? В голове мгновенно проносятся десятки вариантов потенциальных неисправностей. Но я, вроде бы, ни в чем не превысил возможности автомобиля… Не сразу пришла догадка, что это – всего лишь предупреждение о слишком быстром приближении к автомобилю, движущемуся впереди. Ффух, вздыхаю с облегчением, потому что уже был готов подумать невесть что… По-моему, это предупреждение выполнено неудачно. Ведь при активном движении о комбинации приборов даже не вспоминаешь. Чаще подобная сигнализация выводится на ветровое стекло при помощи проекционного экрана. Здесь проекционный экран есть, но предупреждение о слишком быстром сближении оказывается практически вне поля зрения водителя.
Мне удается провести родстер по извилистой дороге, с подъемами и спусками, как раз такой, какая наиболее полно раскрывает его характер. Конечно, я стараюсь быть осторожным и перед закрытыми поворотами немного сбрасываю скорость – не из сомнений в «цепкости» автомобиля, а просто опасаясь, что за этими поворотами меня могут ждать нежелательные пешеходы, велосипедисты, домашние животные. Не все местные жители думают так. В зеркале заднего вида я некоторое время наблюдаю обычный переднеприводный автомобиль, водитель которого явно пытается поддерживать мой темп движения. Естественно, на первом же прямом отрезке он безнадежно отстает.
А я, входя во вкус, всё активнее прохожу поворот за поворотом, в которые автомобиль входит, будто бы слегка складываясь пополам – невероятная маневренность! Как уже было сказано, SLC производит впечатление «легкого», не только при разгоне, а как бы в целом (для сравнения, например, SL 55 AMG – «тяжелый», хотя ничуть не менее динамичный). И в наиболее крутых виражах ощущаю… нет, не отрыв от земли, но работу страхующей электроники. Система стабилизации то и дело напоминает о себе. Эту страховку можно отключить, но только не в данных условиях. Это не гоночная трасса, и здесь надо быть осторожным со скоростью и маневрами, да и вообще соблюдать видимость приличий. И без того моя скорость заметно превышает разрешенную. Но возможность испытывать тестовые автомобили на треке выпадает далеко не всегда, да и трудно отказать себе в удовольствии с огоньком пройти «вкусное» шоссе, по счастью, сравнительно безлюдное вечером будничного дня.
Сухим летним вечером мне удается найти участок влажной, а затем и просто мокрой дороги. Похоже, здесь ее специально поливали, не для меня, конечно, но грех было не воспользоваться этим шансом и не затормозить в пол. Как мощно и качественно срабатывает ABS! На мокром покрытии замедление не имеет практически никакой разницы с сухим. За состояние шин можно быть спокойным. Лет двадцать назад за такие упражнения я бы расплатился покупкой нового комплекта покрышек. Они на SLC 200 разные на передней и задней оси: спереди 225/40R18, сзади – 245/35R18. Тестовую комплектацию украшали роскошные диски (а с ними прозрачные ветроотклоняющие экраны позади дуг безопасности и некоторые элементы декора) из спорт-пакета AMG.
Что касается прямой, как стрела, и гладкой, как стол, автомагистрали… Насладившись огненной динамикой, я несколько раз я смещаюсь в правый ряд и пропускаю доморощенных «гонщиков» на тех моделях, на которых гонять с такими скоростями вообще-то нежелательно. Почему пропускаю? Во-первых, не хочу провоцировать на околоспортивные подвиги. Mercedes SLC даже в исполнении «200» может очень многое и, в принципе, не оставил бы вам ни шанса. А во-вторых, мне периодически надо замедляться для того, чтобы оценить работу различных систем и приборов. На высоких скоростях категорически недопустимо отвлекаться от дороги, но именно этого требуют многочисленные аббревиатуры, появляющиеся на панели и центральном дисплее. Не каждую из них навскидку переведешь на доступный язык. Возможно, даже было бы лучше, если бы понятия и термины на дисплеях вообще не переводились на русский.
Ну а на сладкое – еще один «прохват» по вечерней летней Москве с открытым верхом. И снова облом с музыкой: SLC отказывается читать мою флэшку, на которой есть ряд композиций, вполне заслуживающих включения на полную громкость. Уверен, что беда в носителе, а не в интерфейсе автомобиля, который в целом, как родстер, заслуживает высочайших оценок. Я бы поставил минус только системе предупреждения о слишком быстром сближении с препятствием. Ну и, на мой взгляд, эта модель не балует ощущением низкого центра тяжести. Это субъективное мнение, согласен. Зато она предлагает почувствовать, что такое – располагаться за рулем в непосредственной близости от центра поворота автомобиля, от его, скажем так, вертикальной оси. Вот это чувство на тестовых моделях возникает крайне редко. А оно дорогого стоит.